Тот, кто интересовался когда-либо военной историей, наверняка испытывал желание попробовать самому руководить войсками, совершать переходы и разбивать противника. Это позволяют сделать военные игры.
Впервые военно-штабные игры, целью которых было не развлечение, а подготовка офицерского состава, появляются в начале XIX века в Пруссии. По повелению Николая I правила для таких игр были переведены и изданы на русском языке. Вначале играли только солдатиками, которые расставлялись на полу в специально отведенном для игр помещении. Впоследствии стали разыгрывать не только сражения, но и кампании - появились правила для моделирования стратегического маневрирования за пределами собственно поля боя, стали учитывать снабжение войск, доходило до крайностей - нужно было считать количество запасных подков для конского состава армии.
В начале 80-х годов прошлого века саксонский лейтенант фон Науманн впервые предложил учитывать в играх моральный фактор и разработал специальные формулы для его подсчета. В качестве примера он избрал сражение под Шпихерном 6 августа 1870 года во время Франко-Прусской войны. Французский командующий счел себя к вечеру побежденным, тогда как прусский даже не задумывался об этом, хотя количественные результаты боя были ничейными.
В военно-штабные игры играли и в России и в СССР - известна командно-штабная игра января 1941 года, в которой принимали участие командующие военными округами, корпусами и дивизиями. Однако эти игры были скорее военными, чем историческими. В них играли штабные офицеры для повышения своей квалификации. К тому же организация подобной игры требовала много усилий, которые мог себе позволить только человек, профессионально занимающийся предметом. Участники игры рассаживались в отдельных комнатах, общаться друг с другом командующие различных дивизий или корпусов могли только через адъютантов, перемещение которых строго контролировалось посредниками. Порой такие игры занимали не одну неделю.
Военные игры (Wargame) на первый взгляд напоминают усложненные шахматы, и отчасти такая точка зрения верна - ведь шахматы изначально моделировали сражение двух армий. Однако в военных играх много важных отличий от шахмат. Поле, на котором разыгрываются кампания или сражение, - это настоящее поле боя, перенесенное, разумеется, на карту, где намного больше полей и они разнообразнее черно-белых клеток. Армии представлены набором фишек, отражающим исторический состав войск, а потому своим для каждой игры, у каждой фишки свои характеристики - как правило, это ее сила и ее потенциал движения. Игрок может двигать за ход все свои фишки, а не одну фигуру, но не превышать при этом потенциал движения каждой отдельной фишки. А самое главное отличие от шахмат состоит в элементе случайности - исход каждого боя зависит от трех факторов: силы сражающихся, местности, которая способствует обороне, а также броска кубика. Разумеется, чем больше вы соберете войск для атаки, тем меньше оставите случаю, однако ослабите другие участки фронта. Иными словами, все как на войне.
Игры точно моделируют военную ситуацию, боевые возможности войск и командиров. Игра "Гарпун", моделирующая столкновение военных флотов США и СССР, была даже принята в качестве учебного пособия в военно-морских учебных заведениях США, хотя специально для этого не разрабатывалась. Прежде, чем приступить к созданию игры разработчик должен прочитать много специальной литературы и быть специалистом в этой области. Мне приходилось видеть игры, список литературы к которым переваливал за сотню названий и мог бы соперничать с научным трудом. Джеймс Ф. Данниган, начинавший разработчиком военных настольных игр в начале 70-х гг. в американской фирме SPI впоследствии был приглашен в Пентагон в качестве военного аналитика.
Военные игры можно разделить на две группы - настольные военные игры (board wargames) и военные игры с приминением миниатюр, а проще - игрушечных солдатиков (miniature wargames). В первых игра идет на карте при помощи фишек, во вторых используются игрушечные солдатики, каждый из которых символизирует определенное количество настоящих солдат. Если для первых достаточно большого стола, на вторые иногда не хватает большого салона - в партии могут участвовать до нескольких тысяч солдатиков.
Иначе военные игры можно назвать военно-историческим моделированием (не путать с моделизмом-конструкторством) или практической военной историей. Наше твердое убеждение, что изучать военную историю не играя при этом в военные игры нельзя - разница та же, что между буквой устава и реальной боевой практикой.