Блог
О русских и нерусских.
Русский вопрос, как ни странно упирается не в политику.
Его появление связано с двумя недоразумениями, которые возникли случайно или по умыслу. Но от этого не легче.
Первое недоразумение связано с сутью и назначением этнонима «русский»
Второе связано с позицией о сути российского государства: национальной или имперской.
Болгары называют русских «руснаки», калмыки – «орус». В обоих случаях – это существительное.
Получается, что этноним русский неверен, и, похоже, навязан.
В английском русский и российский имеет одно и то же звучание и написание «russian». Поэтому для того, чтобы выделить русский этнос придумали словосочетание «этнические русские».
Таким образом, получается размывание этнической идентичности. Путаница этнонима порождает разруху, которая начинается, как известно, в головах.
Для русских, как этнонима, правильнее употреблять этноним «рус». Этот древний этноним точно отражает принадлежность личности к конкретному народу и личную идентичность.
Русский – это житель страны, в которой большинство составляют русы.
Русский калмык будет отличаться от американского калмыка. Русский чеченец будет отличаться от иорданского чеченца.
Русский кореец будет отличаться от корейцев Корейского полуострова.
Русский рус будет отличаться от американского руса или французского руса.
Просто русские русы оказались объединителями народов. Русы многих завоевали, но никого не уничтожили. Они несли общие смыслы, общие ценности, понятные, а, главное, разделяемые многими другими народами.
Соответственно, есть двойное обозначение своей этнической принадлежности – объединительный термин «русский», определяемый местом жительства, и наименование корневого народа (калмыки, чеченцы, черкесы, якуты, буряты). Следовательно, к объединительному термину «русский» добавляется корневой этноним: русский калмык, русский черкес, русский немец и т.д.
Поэтому Россия – это Страна, населенная русскими народами. И если провозглашают лозунг «Россия для русских», то для всех русских. Всех русских народов, живущих в России, и, обогащающих Страну своим разнообразием.
Все, что нас объединяет, должно служить укреплению нашей общей идентичности.
У Бисмарка все заметки, посвященные русским, можно объединить одной идеей: «Не хотите иметь себе проблемы, не воюйте с русскими».
Но новые римляне решили повоевать с нами на других фронтах иными способами. Это фронты идеологии, онтологии, ценностей, психики.
Нам необходимо повоевать за нашу идентичность. Поэтому игра существительными и прилагательными (рус и русский) имеет существенное значение.
Просто те общие для всех народов смыслы, которые несли русы, были выше религий, выше традиций. Это общая картина мира, объединившая все народы.
Известен случай, произошедший во время первой мировой войны в лагере русских военнопленных в Германии. В плен попали русские солдаты татарского происхождения. Немецкие офицеры пообещали выстроить мечеть, если пленные будут воевать на стороне Германии.
Пленные русские татары посоветовались с муллой и хором запели «Боже царя храни!» Вот она сила русских. Русских независимо от национальной и религиозной принадлежности.
Есть еще один интересный пример. Я этому свидетель.
У моих знакомых в Элисте рос мальчик шести лет (это было в начале девяностых). Интеллигентная семья, где муж и жена калмыки. Однажды мама спросила сына: «Какой ты национальности?». Мальчик ответил: «Русский!». Мама сказала: «Посмотри на себя в зеркало! Какой же ты русский?!» Мальчик понял быстро, что речь идет о его монголоидной внешности, в зеркало смотреть не стал и сказал: «Все равно русский».
Может ребенок куда глубже понял суть своей национальной принадлежности? Может он и понял, что он русский калмык. Но все же русский. И в этом нет никакой опасности. Это так сложилось!!! И в этом нет ничего страшного.
Таких примеров можно привести много.
Но это более точное и понятное обозначение своей этнической идентичности.
Ведь русы к наименованию своего корневого этнонима тоже добавляют слово русский. Как видим, и русы и другие народы Русского Мира, то есть другие русские народы, также добавляют к своему корневому этнониму определение места жительства «русский». Это еще и определение принадлежности к особому миру мастеров и творцов – к Русскому Миру, к Русской Стране, Стране Русских народов.
Ведь ясно, что либералы никогда к своей национальности не прибавят слово «русский». Ну, представьте себе Е.И. Новодворскую, которая могла бы заявить, что она русская еврейка. А ведь среди евреев есть те, кто понимает свое русское происхождение и значение. Они готовы называться русскими евреями, независимо от религиозных и прочих основ. Но об этом отдельно.
Как видно, раздел необходим. Хотя бы для того, чтобы понимать кто свой, а кто чужой в этой долгой гражданской войне. Она холодная, эта гражданская война. Но от этого не перестает быть войной.
Ничто не мешает вспомнить свой главный идентификатор. Но о нем мы еще поговорим.
Это Страна Русских Народов. Народов принявшие и прожившие Высокие Смыслы русов, и, развившие их на своей этнической почве в своем самосознании.
Россия – это Пространство Творцов. Это Пространство Мастеров. Именно в этом Пространстве живет множество русских народов, объединенных Общей Великой Судьбой!!!
А потому Россия – для русских! Для всех русских народов, которые любят и укрепляют ее своим трудом.
Теперь понятно, какой он на самом деле, этот русский вопрос? Понятный и решаемый!
Поскольку и русских и евреев называют суперэтносами, то надо понимать, что русские евреи, родившиеся и выросшие в среде русского суперэтноса, являются русскими евреями. Просто в Русском Мире смыслы еврейского суперэтноса были существенно преобразованы.
Известно, что в Израиле евреи, выходцы из СССР и России отличаются высоким образовательным и профессиональным уровнем. Они составляют вполне естественное конкурентное преимущество на рынке труда и в предпринимательской деятельности. И понятно, что объективно они являются и носителями русских смыслов. Разумеется, здесь имеется и преобразование собственных смыслов еврейского суперэтноса, и их включённость в смыслы Русского Мира.
И, конечно, многое, что внесли евреи в русские смыслы, имеет высокую общественную ценность.
Пусть для начала этноним русский еврей будет несколько непривычным. Но в этом суть этого великого симбиоза этнической идентичности. И те русские евреи, которые признают себя таковыми, уже снимают множество противоречий в собственной картине мира. Думаю, что в этой картине мира будет больше объединяющих моментов, нежели черт превосходства.
Мы приходим к такой фазе развития, что вопрос не стоит о национальном государстве или империи. Речь идет о другом. Если государство – это форма организации власти господствующего класса, то мир стал перед другой задачей: чем заменить такую форму организации, как государство? Чем должно быть заменено государство? Как иначе организовать власть? И какова должна быть сущность этой власти?
Но при том, что русские русы и другие русские народы изначально обладают единством смыслов, единством картины мира, то образовать новую форму социального единства, будет вполне решаемой задачей!
Страна Русских Народов должна процветать силой своего разнообразия!!!
Автор:
Арапов Сергей Васильевич
кандидат исторических наук.
06.06.2013
|