в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » №4 читать статьи

Александр Рулёв, 15-Фев-2011 17:31, 3413/0

Большая цель автор: Первушин А.

Такой целью станет «живая» планета у одной из соседних звёзд


СНР. Вы известны прежде всего как автор книг, посвящённых истории космонавтики. Что привело вас в эту область научно-популярной литературы?


А.П. Нужно сказать, я всегда увлекался космонавтикой. И мне с детства хотелось написать роман о космических полётах. Однако к концу 1990-х я стал уже достаточно большим мальчиком, чтобы понимать: реальная космонавтика – это серьёзнейшая и обширнейшая тема. И гораздо более сложная, чем, скажем, железнодорожный транспорт. Но разве есть какая-нибудь задача в литературе, с которой я не могу справиться? Нет и не может быть такой задачи! Вот с таким настроением я и уселся за изучение современной мне космонавтики. И с удивлением обнаружил, что за десять лет: с 1991 по 2000 годы были рассекречены десятки тысяч документов, сотни проектов, появились вагоны новой информации, которая кардинальным образом меняла представления о том, какой же на самом деле была история самого дерзкого предприятия ХХ века. Само по себе изучение этого вопроса затягивало, а материал буквально просился на бумагу. Ведь в начале третьего тысячелетия популярно по-русски о новом видении истории космонавтики вообще никто не писал. Настоящая золотая жила! Так появились первые книги на означенную тему. Двухтомник «Битва за звёзды» – посвящённый альтернативным и перспективным космическим проектам. Документально-историческая трилогия, которая состоит из книг «Астронавты Гитлера», «Космонавты Сталина» и «Красный космос» и рассказывает о космических замыслах докосмической эры. За ними последовали отдельные тематические сборники: «Звёздные войны», «Завоевание Марса», «Королёв против фон Брауна» и «Битва за Луну» – тут содержание следует из названий. Самое главное и самое приятное – космонавтика не даёт повторяться, материала очень много.


СНР. Пилотируемая космонавтика сегодня переживает явный кризис. Эксперты говорят, что преодолеть этот кризис можно только одним способом – приняв к исполнению масштабную программу подготовки и осуществления экспедиции на Марс. Так ли это?


А.П. Да, я наслышан об этом проекте. Его авторы обычно ссылаются на высокую результативность лунных экспедиций, которые принесли и продолжают приносить американцам политические и экономические дивиденды. Однако следует понимать: Марс – это не Луна. Экспедиция на Луну занимала неделю, полет к Марсу и обратно займёт три года. Над обеспечением марсианской экспедиции будет работать коллектив, по численности сопоставимый с населением небольшого государства, и весь период осуществления этой программы она будет убыточна. Следует помнить, мы живём в несколько другом космосе, чем жили создатели лунных проектов 1960-х. Тогда Марс считался живой планетой, а цель завоевания ещё одной «живой» планеты оправдывала бы любые расходы, – но сегодня мы точно знаем: Марс мёртв, на нём нельзя находиться без скафандра, если там и существуют «оазисы» жизни, то это слаборазвитая жизнь. Получается, что Марс выгоднее изучать дистанционно – с использованием марсоходов, марсолетов и спутников на ареоцентрических орбитах. А что касается разработок перспективных космических технологий и утверждения национальных приоритетов, то есть и более заманчивые цели – астероиды. Некоторые из них подходят достаточно близко к Земле, и высадка на них возможна даже при сегодняшнем уровне техники. Экспедиции к астероидам можно проводить под предлогом инвентаризации ресурсов малых тел Солнечной системы и борьбы с космической угрозой. В этой связи я посоветовал бы руководителям космической отрасли задуматься о смене приоритетов. На Марс денег всё равно не дадут, и прежде всего потому, что обосновать целесообразность такой экспедиции – практически нереальное дело. Земляне полетят на Марс, но только после того, как в космосе появится развитая инфраструктура, когда в космосе будут работать не единицы, не десятки, а сотни людей. Именно программа изучения и освоения астероидов (а о необходимости выработки такой программы писал еще Константин Циолковский!) могла бы способствовать созданию подобной инфраструктуры. Кстати, астероиды могут предоставить еще и отличный строительный материал для звездолётов.


СНР. В своих работах вы часто упоминаете взрыволётную схему. Действительно ли это единственная схема для создания звездолёта будущего? Или есть варианты?


А.П. Варианты всегда есть. Но я, как бывший инженер, привык доверять только таким схемам, которые опробованы на натуре. Взрыволётная схема, подразумевающая движение в космосе посредством ударного воздействия ядерных взрывов, была опробована американцами во второй половине 1950-х в рамках известной программы «Орион» и показала хорошие результаты. Согласно расчетам, взрыволетная схема позволит разогнать космический корабль до 1/10 световой – можно уже говорить о реальности межзвёздной навигации. Это перспективное направление «предано анафеме» только потому, что международный договор 1963 года запрещает ядерные испытания в космосе. Но я уверен, что этот договор будет отменён, когда у человечества появится новая Большая Цель в космосе. Такой целью станет «живая» планета у одной из соседних звёзд.
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑