Блог » цикл "Виртуальность"
Слабое звено.
-Эй, парень, осторожнее! – крикнул один из «пострадавших».
Второй схватил его за руку и помог встать. Рассмотрев нашивки на форме, он вдруг ехидно улыбнулся.
-Жора, смотри-ка, еще одна поисковая партия прибыла! – сказал он своему приятелю.
Его слова задели Дениса. Эти штатские олухи видимо совершенно не разбирались в армейских обозначениях.
-Причем тут поисковая партия!? Я из электронной службы! – гордо ответил Репчевский, ощущая себя элитой вооруженных сил Земной Конфедерации.
-Вот я говорю, поисковая партия. Будешь искать блок «Икс»!
Мужик по-отечески похлопал Дениса по плечу.
-Пока, малыш! Счастливых поисков!
Оба от души захохотали и отправились на посадку, оставив Репчевского в полном замешательстве. Лишь позже он узнал, что эти весельчаки были ветеранами электронной службы, прослужившими на центральном пульте лунной крепости без малого шесть лет.
Затем в его памяти вновь оживала сцена в кабинете начальника центрального пульта, куда их привели, так сказать, для знакомства с новым боссом. Сухопарый, желчный с орлиным профилем полковник Шерман изучал пронизывающим взглядом новичков застывших в постройке смирно. Впрочем, неприветливый вид нового командира не сильно огорчил Репчевского, за четыре года службы в генеральном штабе он уже успел повидать разных начальников.
-А теперь послушайте меня, сосунки, здесь вам не Земля! Это Лунная Крепость, мать вашу! Даже если вы служили в самом генеральном штабе, - он сделал паузу, чтобы лишний раз пронзить взглядом Репчевского, - Это ровным счетом ничего не значит! Здесь не место для слюнтяев и любителей подремать на посту. От нашей бдительности зависит жизнь миллионов людей! Если мы не сумеем сбить корабль Чужих на подходе к орбите, то считай он прошел. Потому что эти дегенераты из земного ПВО ни на что не способны! - он еще раз поглядел на Репчевского. – Ну а теперь, займемся делом. – сказал Шерман обманчивым добродушным тоном. – Вам предстоит изучить наш главный компьютер. Для этого к вашей группе будет приставлен один опытный сотрудник, который введет вас в курс дела. А теперь я слушаю ваши вопросы… - это была чисто формальная фраза, которой обычно заканчивают разговор все начальники. Но любопытство снедало Дениса, он не сумел сдержаться и все-таки спросил:
-Сэр, а что такое блок «Икс»?
И тут Шерман взорвался. Денису показалось, что еще чуть-чуть и он даст ему по морде.
-Ах ты… умник чертов! Узнал…. – вообще-то слов было значительно больше, но все они нецензурные, - ну так слушай, умник, ты и возглавишь «поисковую партию»! Я хотел дать вам это задание несколько позже, но раз ты спросил, начинайте прямо сейчас. И если до конца ознакомительного периода ты не найдешь блок «Икс», пол года не получишь увольнительных! А теперь убирайтесь!
Увольнительных он естественно не получил, так как за неделю ознакомительного периода нельзя было найти не то что пресловутый блок «Икс», но и вообще как следует разобраться в устройстве главного компьютера лунной крепости, представлявшего собой немыслимо сложную иерархическую систему. Ребята, пришедшие с ним на службу, разозлились на Репчевского. Он стал для них чем-то вроде плохого талисмана. Понадобился почти год, чтобы наладить отношения с коллективом. Но именно это способствовало продвижения Дениса по службе. Полковник Шерман видимо специально назначил его старшим смены, чтобы позлить остальных подчиненных.
Много воды утекло с тех пор, и вот блок «Икс» вновь стал камнем преткновения для Репчевского. Можно сказать, вопросом жизни и смерти для миллионов…
Это началось через семь лет после создания лунной крепости. Ни с того ни с сего главный компьютер базы, являвшийся на тот момент самым надежным и «умным» компьютером в мире», начал сбоить. Как с нег на голову посыпались ложные тревоги, поломки и прочие напасти. Но после тщательной проверки оказывалось, что ничего не ломалось, никаких кораблей Чужаков мимо не пролетало и вообще все тихо спокойно, и что все это происходит исключительно в электронных мозгах главной ЭВМ крепости. За дело взялись программисты. Протестировав всю систему, они к своему удивлению обнаружили, что в настройках компьютера зарегистрирован некий блок «Икс», который нигде не значился. Конечно, за время работы лунной крепости ЭВМ много раз модернизировалось, и там мог появиться новый блок. Пришлось поднять кипу документации, прежде чем установили, что никакого блока «Икс» никто и никогда не устанавливал. Однако в настройках он присутствовал. Вот, блин, незадача. И что же делать? А ничего! Все данные обнулили, после чего блок «Икс» благополучно исчез из настроек, и персонал крепости забыл об этом инциденте как о страшно сне… Но не долго музыка играла, и через полтора года все повторилось. Тогда же и придумали бесполезное занятие для новичков «поиски блока «Икс»».
Новый обвал, как назло, начался в смену Репчевского. Вначале компьютер обнаружил, что к Земле приближается вражеский эсминец, и стал разворачивать лазерную установку на цель. Но не прошло и минуты, как на пульте выскочило сообщение о неисправности питающих кабелей. Денис приказал перейти на резервные, однако компьютер дал понять, что неисправны ВСЕ кабели. Тревога, поднявшая к этому моменту на уши всю базу, докатилась и до Шермана. На терминале внутренней связи возникло заспанное лицо полковника. Он смотрел на Репчевского сверлящим взглядом.
-Ну что там у вас, черт побери!?
Денис быстро описал ситуацию.
-Ну, так высылай, ремонтников, сосунок!
-Они уже в шестом туннеле, сэр…
-Отлично… Так а теперь скажи сколько у на времени!
-Десять минут, максимум двенадцать, после чего эсминец чужаков выйдет из зоны оптимального поражения, сэр…
-Дело дрянь! Значит так: скажи ремонтникам, что если они не вложатся в этот срок, всех отдам под трибунал… Да и тебя тоже, как старшего смены! – полковник оскалился, будто хотел порвать Дениса на кусочки. Но Репчевский был не из тех, кого могут напугать придурки вроде Шермана. Он знал, что в любом случае найдет лазейку и выкрутится.
На соседнем терминале появилось до смерти напуганное лицо бригадира ремонтников.
-Капитан, у нас вышла из строя система диагностики! Мы не знаем, какой участок кабеля неисправен!
Полковник услышал реплику бригадира.
-Ну, так скажи этим недоноскам, пусть режут кабель на участки и ищут вручную…
Бог знает, что было бы дальше, если в свое время Денис не спросил у Шермана про блок «Икс». Последовавшая за этим закономерная неудача и позор заставили Репчевского собраться с силами. Он дал себе словно, что разберется в причинах сбоев центральной ЭВМ крепости и найдет этот чертов блок «Икс». Больше года ушло на подробное изучение схем, и еще несколько месяцев, чтобы проанализировать работу компьютера за пять лет. И теперь Денис знал наверняка в чем причина произошедшего. Только вот Шерман не желал этого слышать.
-Сэр, может быть, не стоит трогать кабели, помните, я говорил вам на счет блока «Икс»? – сделал последнюю попытку Денис.
-Никакого блока «Икс» нет. И не откуда ему взяться. Мы обнуляли память пару месяцев назад. Закрой свой поганый рот, умник и делай, что я говорю ! – отрезал полковник.
Что ж я просил его... Сейчас или никогда, решил капитан Репчевкий и отключил полковника. Хотя и знал, что тот постарается связаться с ремонтниками напрямую. Но может быть, компьютер опередит его…
-Так что же нам делать, сэр? – умоляюще спросил бригадир.
-Пока ничего, ждите…
Он спокойно отвернулся от терминала и попросил дежурного оператора выдать текущий протокол операций ЭВМ крепости.
Через пару секунд на рабочем мониторе появились результаты.
ТЕСТ:
БЛОК A8 – ИСПРАВЕН
БЛОК Т12 – ИСПРАВЕН…
БЛОК Х – ОТКАЗ.
ДЕЙСТИВИЯ:
УНИЧТОЖИТЬ ЦЕЛЬ…
Денис переключился на обзорные камеры, и успел увидеть, как лазерная установка развернулась и полоснула черноту неба двумя красными лучами. Затем где-то среди звезд загорелась «сверхновая». Эсминец Чужих так не успел сбросить свои бомбы…
Не прошло и десяти минут, как полковник ворвался в помещения пульта.
-Ну, все, недоносок, умник чертов! Теперь-то я отдам тебя под трибунал! – завизжал он, словно свинья.
-За что сэр? Цель ведь уничтожена?! – с нарочитым спокойствием спросил Денис.
-Как за что, сосунок, за неподчинение приказу, создание аварийной ситуации, да мало ли за что….
-Как скажете сэр, но думаю, вначале нас ждет комиссия? Ведь так гласит устав, или я не прав, сэр? – он демонстративно облокотился одной рукой на папку с протоколами и документацией, которые он собирался предъявить в качестве доказательств собственной правоты.
-Тебе не помогут эти бумажки, умник! – полковник злобно усмехнулся.
-Посмотрим, сэр…
Комиссия была назначена сразу же после окончания смены. И Денису, чтобы побороть дремоту, пришлось выпить несколько чашек кофе. В этом смысле у Шермана было явное преимущество. Перед тем он хорошо выспался и был полон сил, к тому же говорил первым. Но на этом все преимущества заканчивались. Факты были не на его стороне.
После длинной и пафосной речи, в которой полковник Шерман обличал Дениса во всех смертных грехах, наконец дали слово обвиняемому. Комиссия состояла из командующего лунной крепостью генерала Бернсайда, главного инженера Гендельмана и еще нескольких офицеров.
-Господа. –начала Репчевский. – Я уважаю мнение полковника. В его речи есть отдельные моменты, заслуживающие особого внимания. Например, он упоминал блок «Икс», из-за которого у нас возникли проблемы.
-Это игра пустыми словами! Я не говорил этого! Я лишь имел в виду, что, ты - недоносок, так полагаешь! – возмутился Шерман.
-Спокойно, половник. Мы дадим вам слово, когда будет необходимо! – призвал к порядку Бернсайд.
Шерман затих.
-Господа, я думаю, вы согласитесь, что компьютер нашей крепости самый совершенный в мире…
Комиссия невольно закивала. Он бесстыдным образом играл на чувстве корпоративной солидарности.
-В его операционной системе существует возможность самообучения.
-Да, но не стоит преувеличивать значения этого. Машина все равно остается машиной. Она не может мыслить как мы. – прервал его главный инженер.
-Совершенно с вами согласен, однако определенные способности к анализу и синтезу она имеет. И я осмелюсь утверждать, что именно данные способности стали причиной сбоев. – он сделал паузу, ожидая волну возмущений.
Но комиссия молчала. Технически подкован был только Гендельман. Собственно говоря, от решения главного инженера зависела судьба Дениса. Поэтому Репчевский говорил исключительно для него.
-Продолжайте, молодой человек… - кивнул Гендельман.
-Отсюда можно сделать вывод, что машина способна самостоятельно обнаруживать новые блоки и даже как-то обозначать их в меню настроек. Например, блоком «Икс»
-Чушь! – не сдержался Шерман.
Главный инженер стукнул ладонью по столу.
-Послушайте, полковник, даже компьютеры моего детства могли делать нечто подобное! Неужели вы считаете, что наш суперкомпьютер глупее древних персоналок?!
Шерман замешкался.
-Нет… конечно, нет… я имел ввиду совсем другое…
Все, я победил! Понял Денис. И это подействовало на него ободряюще, даже лучше чем кофе.
-Я провел анализ работы ЭВМ за последние пять лет. Вот здесь показаны наиболее яркие тенденции. – Денис положил на стол перед комиссией несколько разноцветных графиков. –На основе чего можно сделать вывод, что блок «Икс» вовсе не сбой операционной системы. Первой версии операционной системе понадобилось семь лет, чтобы обнаружить существование нового блока, после чего на нас обрушились так называемые сбои. В протоколах мне удалось найти сообщение об этом событии, но так в нашей ЭВМ слишком много подсистем и блоков, операторы просто не заметили этого среди вороха обычной информации. Затем ситуация повторялась много раз. Но постепенно блок «Икс» возникал все быстрее после обнуления настроек. Что объясняется модернизацией операционной системы. Иными словами с каждым годом наш компьютер становился все умнее…
Своей речью он заинтересовал даже генерала Бернсайда.
-Так что же такое блок «Икс»? – спросил тот.
-Боюсь, мое предположение покажется вам слишком фантастичным…. Это мы с вами, сэр, люди обслуживающие компьютер.
-Ну это уже не в какие ворота! – в разговор вновь вмешался Шерман. –Железка не может воспринимать существование человека. Ты облажался, сосунок, это чистая фантастика…
-Я и не говорил, что он воспринимает нас как людей. Однако объективно для него мы существуем. Мы можем отдать определенную команду, убрать или добавить определенный блок в общую схему ЭВМ, заметить неисправную деталь и так далее. В общем, мы оказываем на нее воздействие, которое можно описать определенной закономерностью, ведь мы тоже действуем не просто так, а по инструкции. А поскольку наша ЭВМ гораздо умнее всех предшествующих поколений, со временем она накопила много данных, на основе которых сделала вывод, что в ней существует еще один блок. Проще говоря, с точки зрения машины мы являемся ее составной частью…
Генерал и офицеры выглядели несколько растерянными. Только главный инженер полностью уловил мысль Дениса.
-Допустим, ваши доводы верны. Но почему начались сбои?
-Так называемые сбои, сэр. На самом деле это нормальный режим работы для самой ЭВМ. Так как она постоянно тестирует свои составные части. Вот распечатка… - он подал бумажку Гендельману. – Обозначив нас определенным блоком, она сообщила об этом, но так как никто не отреагировал, вынужденно задала новому блоку режим тестирования по умолчанию….
- Вот так дела! Мы так долго боялись, что компьютеры восстанут простив нас, но вместо этого они посчитали людей своей частью! Да еще вздумали проверять на вшивость! – смысл речи Дениса понял даже генерал.
-Так точно, сэр. Ложные тревоги и поломки являются тестом блоку «Икс».
-И каковы результаты этого тестирования? – Гендельман уже совершено не сомневался в правоте Дениса.
-Плохие. Мы самое слабое звено. Средний процент отказа 47 процентов. – он подал листок с графиком сравнительного анализа.
-Ладно, черт побери, я понял, но почему раньше никто не интересовался этим? – Бернсайд вопросительно взглянул на Шермана.
И Денис решил добить полковника.
-Я докладывал полковнику, но он отказался слушать меня.
-Щенок, я все тебе припомню… - тихо прошептал тот.
Тем временем Гендельман оторвался от бумажек и спросил:
-Скажите, Денис, мы можем с этим что-то поделать. Например, отключить функции самообучения?
-Никак нет, сэр, это невозможно, данные функции вшиты в систему. Более того, я считаю это нецелесообразным. Наоборот данные тесты способствуют укреплению нашей боеспособности.
-Да но сегодняшний инцидент… как мы различим настоящую тревогу от реальной? Не получиться ли как в сказке про пастуха и волков…
-Нужно всего лишь запретить тест блока «Икс» в боевом режиме.
-Если все так просто, почему этого не было сделано раньше? – изумился генерал.
-У меня нет доступа к настройкам, а полковник…
-Понятно… Вы оба свободны. Комиссия вынесет решение позже. – строго сказал Бернсайд.
Уже у двери Денис решился мельком взглянуть на полковника. Шерман выглядел как тигр, готовый броситься на добычу. Репчевский понял, что стоит им выйти за дверь, полковник разорвет его на куски, даже если это будет стоить ему карьеры. И вдруг за спиной послышалось спасительное:
-Хотя нет, капитан Репчевский, задержитесь…
Час спустя Денис в ошалевшем состоянии сидел у себя в комнате. Полковника Шермана сняли с должности и отправили дослуживать на Землю… в ненавистный им генштаб, ставить генералам новые стрелялки. А его поставили начальником центрального пульта Лунной Крепости. Жестоко, но справедливо. Ведь не даром же над кроватью Дениса висела фраза, почерпнутая из любимого сборника «Законов Мэрфи»:
Машина должна работать, человек - думать.
|