Блог » Пространственно-временное мышление.
Основные ошибки пространственного мышления.
Вначале хотелось бы отметить, что список ошибок мышления давно известен, и опубликован в разных описаниях. Например, вот по этой ссылке вы найдете список когнитивных искажений:
www.psychologies.ru (внешняя ссылка)
Вы можете самостоятельно найти и другие описания в поисковике, написав: «когнитивные искажения», «список когнитивных искажений».
Наша задача состоит не в том, чтоб описывать отдельно все эти частные случаи ошибок мышления, а увидеть общий алгоритм. И, например, понять, почему вроде бы «образованные» люди, вдруг начинают верить в то, что земля плоская. То есть понять, что же такое «Знание», согласно предложенным в этом цикле взгляду на мышление.
Получена простая картинка взаимодействий этих трех понятий
И сложная
Обе картинки описывают три слоя нашего мышления, психики, восприятия.
Объективное – Явления в реальном мире, Субъективное – Феномены нашего восприятия и Абстрактное (идейное) – наши сформированные представления об окружающем мире.
Наши идеи и феномены, далеко не сами явления. Часто мы вообще не имеет дело с самим явлением, а с феноменом, который получили от другого человека или источника информации (книги, фильма и прочего). Даже в случае, когда мы видим само явление, это далеко не всегда дает нам гарантию, что мы видим все грани явления.
И на примере случая с двумя людьми, один из которых уронил серый предмет, было объяснено, как информация искажается. А так же что само явление уже далеко от нас по времени и часто не может быть воспроизведено. И какой предмет был на самом деле, мы установить уже не сможем. Однако мы, например, можем говорить том, что все предметы падают. И можем в любой момент повторить это явление. То есть приобщиться к нему лично.
На изображении один из распространенных примеров, когда разные наблюдатели, находясь с разных сторон от объекта, могут увидеть совершено разные феномены. Для одного это будет круг, для другого квадрат. А на самом деле это цилиндр.
И это материальное явление. Социальные (общественные) явления практически всегда дают такую картину и, подчас, невозможно найти общее восприятие (феномен) одного и того же явления даже у двух людей.
Например, по поводу прошлого...
В прошлой части мы рассмотрели банальный и надуманный случай с упавшим серым предметом, который уронил кто-то из двух собеседников. Сейчас мы рассмотрим, как работает (а точнее не работает) мышление на примере некоторых «школьных» знаний.
А почему собственно земля круглая? Правильнее говоря, геоид.
Мы вновь возвращаемся к картинке про мышление. Допустим, есть некий школьник. В квадрате пять с ним говорит учитель, который сообщает ему, что земля круглая. И эта информация как-то воспринимается школьником в квадрате шесть. Если учитель оказался доходчив и умел красиво говорить, то школьник получил не просто информацию, которая в одно ухо влетела, а в другое вылетела, а «знание». Оно уже эмоционально окрашено. В памяти остался харизматичный учитель, рассказывающий об устройстве солнечной системы. И в квадрате восемь отложилась идея «земля геоид» (круглая). Если ученик не особо вдавался в подробности, то теория в голове не отложилась. И в квадрате девять ничего нет.
На картинке изображено «мнение». Часть квадратов просто не нужно. Так как они не задействованы.
Другой пример. Учитель что-то пробубнил школьнику про устройство солнечной системы. Но, ни учителю, ни школе школьник особо не доверяет. Или просто не уважает. (Учителя неудачники).
А если бы земля была круглая и крутилась, то подброшенный камень бы улетал в космос… На уроке физике, ни блогер, ни школьник так же не усвоили важных «знаний».
И вот мы уже имеем целую орду плоскоземельцев.
И тут мы вспомним предыдущие части, где объяснялось на примере ситуации с упавшим предметом, что часто люди не имеют дело с самим явлением. В данном случае ни школьник, ни учитель не были в космосе и не видели землю со стороны. И у них нет возможности быстро это сделать. Хотя чисто теоретически школьник в будущем может стать космонавтом. Но прямо сейчас взять и синхронизировать, то есть повторить это явление они не могут. Но, например, с падающими предметами это сделать уже проще. Так же с электричеством и химическими опытами.
Однако существуют косвенные явление подтверждающие, что земля круглая. Например, что корабли скрываются за горизонтом в море.
Но не везде есть море. И блогеры поскоземельцы могут оказаться доходчивыми и как-то по-другому объяснить это явление.
Поэтому часть явления, но не само явление в целом могут трактоваться по-разному.
И, увы, в очень многих случаях то, что нам дают в образовательных учреждениях не само явление, а феномен и идея.
И если у дающего информации достаточно доверия, то большинство не задумывается о многих вещах. Это так, потому что нам сказали в школе, ВУЗе…. Поэтому у них нет полноценного знания.
На каком-то этапе в квадрате шесть происходит эмоциональное принятие некой «правильной» картинки (стоп-кадра), который мы, не задумываясь, потом используем всю жизнь.
Однако если разрушается доверие к субъекту или источнику, откуда пришла эта информация, то возможно новое принятие и новый стоп-кадр. В случае плохого учителя и плохого школьника, даже принятия может не произойти. Это будет просто информация (идея), которая никак эмоционально не отложилась.
Но такой дискретный подход не объясняет всё.
По сути, мы имеем дело с аналоговой картинкой, не имеющей четких границ. То есть чем больше человеку доступно этих квадратов, если говорить на примере данной автором таблицы, тем больше его «знание».
Люди мнения, как правило, просто что-то услышали и приняли это.
На критике изображено разными распылениями мнение (красный), точка зрения (синий), позиция (желтый). Конечно, это условно. Но чем больше квадратов доступно человеку, тем он сильнее мыслит.
Но сама эта картинка такой же «стоп-кадр», который нарисовал автор!
Например, вверху этой картинки, находятся материальные явления. Почему? Потому что автор «сенсорик» и ему важнее пощупать что-то материальное.
Разумеется, это психологи ТАК объяснили, и вот одно из «объяснений»:
Если бы автор находился в другой части круга, то и таблица была бы другой. Например, для него было важнее нечто идеальное, то, разумеется, он бы поместил «идею» сверху, а не снизу.
Однако мы помним из прошлой части, что все эти психологические картинки не само явления, а идея. Само явление - это нейроны…
Поэтому еще одна ошибка мышления (более частная) в том, что мы путаем явление, феномен и идею.
Идет дождь. Если залезть на самую высокую крышу, то видно, что он идет везде, где только видно. Кажется, что он идет во всем мире. Уже позже эта ошибка играет с нами злую шутку по-другому. Нам кажется, всё что знаем мы, знает и «весь мир», ну или, по крайней мере, наше социальное окружение. Отсюда, выражение «Да это же баян!» А это просто наш стоп-кадр, в котором почему-то нарисовано, что это должны «знать все».
И тут мы видим, что еще одна важная ошибка - это сделать один универсальный стоп-кадр обо всем. Желательно еще и о себе.
Мы же самые великие! И за этим кроется еще одна важная ошибка, которую мы рассмотрим в других частях. Ошибка восприятия окружающих не субъектами, а объектами. Особенно это ярко выражено в семейных отношениях…
Конечно продвинутые личности, имеют много разных таких «карточек» со стоп-кадрами, которые вынимают в разных ситуациях из памяти, когда нужно. Чем больше опыта, тем больше «карточек». Человек «попроще» (поглупее, в смысле) имеет меньше таких карточек. Бывает, что одну на всю жизнь. Но проблема в том, что даже умный человек вынужден как-то сортировать эти карточки. Пытаться выработать какую-то систему. И тут он попадает в другую ловушку, думая, что они все равно часть одной большой картины или схемы. А все гораздо хуже. Ибо картинки эти еще и движутся во времени. И не просто друг за другом, а по каким-то «немыслимым» законам. И вот, чтобы нормально разобраться с этими многочисленными стоп-кадрами, необходимо понять, как работают разные категории времен, в которых эти картинки двигаются и изменяются.
Об этом мы начнем говорить в следующей части.
|