в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Пространственно-временное мышление.

Александр Рулёв, 13-Янв-2021 23:38, 1103/0

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ МЫШЛЕНИЯ часть вторая.

Во второй части рассказа про взаимодействие между понятиями пространственно-временного мышления мы постараемся еще глубже вникнуть в суть и раскрыть то, как мышление из самых простых вещей начинается разрастаться в разноцветный сад.

определенный стоп-кадр. Это некая обобщенная картинка в нашем сознании, которая достаточно просто описывает мир. Картинка эта состоит из трех вещей: объекта, субъекта, абстракции (идеи).


Объект – это нечто вне нас и что поддается некоему изучению. Часто можно предсказать поведение объекта. Например, камень будет лежать неопределенно долгое время на одном месте, а дерево расти, пока какие-то силы, а точнее говоря, проявления других объектов или субъектов не сместят их. Камень может сдвинуть человек или сильный поток воды, в дерево может попасть молния или сломать сильный ветер. И так далее.


Субъект – это нечто вне нас и что так же поддается изучению, но предсказать его поведение сложнее, чем объекта. Куда и каким путем пойдет незнакомый человек вам, довольно часто, неизвестно. Куда и как полетит птица тоже. Так же другой субъект может быть для вас как объектом, так и вы для него можете быть объектом.


Абстракция (идея) – это что-то внутри вас или других субъектов, что отражает мир вокруг. Но при этом может настолько искажать, и изменятся, что как бы поражает совсем другой мир. Пример тому наши сны и разные формы искусства, которые отражают уже не всегда реальность, а нашу фантазию. Но изначальным толчком всегда является некая «реальность», то есть наблюдение объектов или субъектов.


В результате рассмотрения взаимодействия объектов, субъектов, идей мы получили категории:

Явление – это то, что произошло на самом деле в материальном мире.

Феномен – это то, как мы восприняли это явление.

Идея – это то, как мы передали феномен другому человеку.


И получили следующую схему:

Квадрат – это объект, смайлик - субъект, вопрос и восклицательный знак – идея.

Явление, феномен, идея – это как бы слои нашего мышления. Точнее говоря, восприятия мира.


Так же в прошлой части мы установили, что нас в основном окружают не сами явления, а в лучшем случае феномены, то есть, то как мы восприняли то, что видели. А скорее всего мы сами этого не видели, а узнали из какого-то источника информации или от другого человека. То есть мы не всегда имеем дело с настоящим явлением, а с отражением этого явления в слое идей, то есть с абстракцией.

Примечание: однако почему-то думаем, что мы знакомы с самим явлением!

(таксист всегда лучше знает, как управлять государством, чем президент)


А далее мы совершим фокус-покус.

Потому что он как бы не объясним «логическим» доводом, а просто сделан. Цель его на самом деле проста и заключается в том, что бы получить более удобную для объяснения картинку. То есть несколько усложненный стоп-кадр и заодно показать, как из нескольких понятий берется целая таблица, а за ней уж можно придумать 100500 вариаций и теорий.


Обычно авторы разных философий тратят целые тома, чтоб логически объяснить этот фокус-покус. А по факту просто занимаются рационализацией собственного выбора. Почему он был именно таким? Наверное, по разным причинам. Влияет жизненный опыт, полученные ранее знания, психотип мыслителя.

Итак, у нас есть несколько вещей и их проявлений в нашей психике.

Мы берем их и представляем друг в друге. То есть, перемножаем друг на друга. Представляем как набор комбинаций из трех цифр. Например, как объект взаимодействует с другим объектом (или сам собой?), субъектом, идеей. Всё это составит слой ЯВЛЕНИЯ.

Затем, как взаимодействует в слое ФЕНОМЕН субъект с объектом, субъектом, идеей.

И, наконец, в слое ИДЕЯ абстракция (идеи) с объектом, субъектом и абстракцией.


Далее должен быть текст, о том, что именно этот стоп-кадр нашего мышления является единственно верным. То есть типичный ход однопозиционного пространственного мышления. Лучше 10 или более томов текста!

Но по факту мы просто получили еще одну картинку (стоп-кадр).

Итак, мы видим все те же три слоя нашей «психики». Только в более сложном варианте. Имеется 9 квадратов, которые можно именовать по разному и даже сравнить с другими «теориями»(стоп-кадрами). Например, красным обозначены термины из психологии: восприятие, представления. Так же из теории мышления Шедровицкого: действие, коммуникация, мышление.

Как это все называется для нас сейчас вторично. Разберем суть.


Слой явления.

В первом квадрате предметы взаимодействуют друг с другом. Например, яблоко упало с яблони.

Во втором квадрате субъект взаимодействует с предметами.

Например, человеку упало яблоко на голову.

В третьем квадрате предмет как бы порождает идею. Например, долгое наблюдение за падающими яблоками порождает идею, что все предметы неизбежно падают вниз.


Но уже со второго квадрата мы получаем некие дубликаты в других слоях. Например, второй квадрат такой же как и четвертый, а третий как седьмой.

Можно, чисто формально отличать их по тому, откуда идет воздействие. Например, если яблоко упало, то это воздействие объекта на субъект, а если яблоко сбил субъект, что это уже действие. Если объект порождает идею то это индукция, а если наоборот, то дедукция.


Но эти описания будут чисто формальными. Всё сложнее. Это как бы одно, но в то же время совсем другое. Потому что эти взаимодействия принадлежат не просто к разным слоям психики, но и к разным категориям времён.

То есть взаимодействие человека с яблоком в физическом смысле это просто некое действие. А то, как он это воспринимает, уже совсем другое. То как он это представляет - третье.


Далее поясним, в чем разница.


Слой феномены.

Четвертый квадрат, взаимодействие субъекта и объекта. Яблоко упало на голову сильно, больно, по касательной, неожиданно… Или наоборот, яблоко было сбито легко, трудно, со злостью..

Пятый квадрат - субъект взаимодействует с субъектом. Тут ясно, это разговор, как пример. Хотя в слое явлений говорящий может считать себя субъектом, а слушателя объектом. Для третьего наблюдателя они оба объекты!

Шестой квадрат - взаимодействие субъекта с идей. Там можно было бы написать слово «понимание», но понимание несколько шире. Принятие происходит, когда субъект как бы фиксирует некую информацию. Она может исходить из источника информации, например книги, а может от субъекта. В дальнейшем, эти аспекты понадобятся нам для понимания, почему вроде бы образованные люди, вдруг начинают верить в то, что земля плоская. И вообще, что такое в целом «знание».


Слой идеи.

Седьмой квадрат, взаимодействие идеи и объекта. Тоже понятно, для многих. Это выводы из общей теории. Если все вещи падают, то если отпустить яблоко из руки, то оно упадет вниз, а не полетит вверх.

Восьмой квадрат, взаимодействие идеи на субъект. Тут в отличие от «принятия» происходит открытие. То есть субъект сталкивается не с готовой идеей, а сам что-то открывает.

Девятый квадрат, взаимодействие идеи с идеей. Это теория как таковая. То есть одна идея выводиться из другой.


Для любителей конспирологии, можно притянуть за уши полученную картинку к системе 9 чакр или 7-ми удалив, «лишние» квадраты. Есть кстати, и пятичакровые модели. Как вы понимаете, это все такие «стоп-кадры».


Но вернемся к первой части и вспомним случай с двумя людьми и упавшим серым предметом.


Напомним, что мы видим двоих людей, которые о чем-то говорят, а потом падает некий серый предмет. Причем мы не замечаем, кто его уронил и что это за предмет.

В первом квадрате нашей схемы - явление. Двое говорят, падает предмет. Хотя с точки зрения говорящих - это пятый квадрат, так как они говорят между собой, и происходит коммуникация.

Во втором квадрате действие, которое нас заинтересовало, - падающий предмет. Оно же связано с четвертым квадратом, где мы восприняли это действие каким-то образом. Например, решив, что это мобильный телефон серого цвета. И поместили это «открытие» в восьмой квадрат. Где в памяти записали, что говорили двое (ругались), один растяпа уронил серый мобильник. Когда мы встречаем другого человека, то переходим в пятый квадрат и начинаем коммуникацию. От нас в своем шестом квадрате он получает феномен информации. И узнает о том, что двое ругались, один уронил серый мобильник. Но при этом наш собеседник не имел дело с явлением. Он приобщился только к феномену через нашу призму восприятия. Если мы были достаточно убедительны и авторитетны он принял это за единственно правильную версию.

На картинке вы видите ход происходящего в нашей и голове собеседника.


Представим себе, что через какое-то время мы встречаемся с другими людьми, и оказывается, что они «увидели», что падал серый бумажник. И это хорошо, что они сами что-то видели. То есть как-то приобщены к изначальному явлению. В этом случае есть еще надежда по кусочкам вспомнить всю картину происходящего. Можно допустить, что мы найдем и виновников самого явления. И если они оба все помнят, то скажут, что это была карточка! А может и не вспомнят ничего. Или мы никогда не найдем этих людей.

Хуже, когда встречаются люди, которые получили информацию от разных очевидцев явления, воспринявших его по-разному. И начинают спорить о том, что сами никогда не видели. Но восприняли от очевидцев.

Данный пример очень банален и надуман. Но фактически большинство рассуждений и споров происходят именно по такой схеме. И это хорошо, если речь идет о явлении, которое можно повторить. Но в большинстве случаев, явления так и остаются в прошлом. А «идеи» как их слепок начинают жить самостоятельной жизнью. И совсем в другом времени! Но мы опять забегаем вперед.

Предположим, что мы не заинтересовались, что именно упало, а отметили, что предмет падает вниз. И соотнесли это с другими случаями.

То есть понаблюдали в квадратах два и три явление и конкретное действие. А в квадрате три и семь соотнесли, что это явление повторяется. Потом самостоятельно сделали это в квадратах четыре и два. То есть бросили предмет. При этом сам по себе предмет упал, а мы как это восприняли. Может он нам на ногу упал. Больно! Или громко упал. Или просто красиво с брызгами или осколками. В квадрате четыре – это феномен, а то что он упал в физическом мире в квадрате два, это явление. Хотя происходило это как бы одновременно.

И вот после оценки этого явления в квадрате восемь мы совершаем окончательно открытие. Все предметы падают вниз.

Если мы встречаем собеседника, который утверждает обратное или просто не верит нам, мы можем повторить этот опыт. И уже совершить совместное явление, когда на наших глазах что-то падает. Но уже наши феномены будут немного различаться. В квадратах пять и шесть мы расскажем ему нашу идею, и он занесет это в квадрат восемь. А потом, встретив другого человека, сможет повторить это явление. Таким образом, как бы рождается общий для всех слой явлений, которые повторяются. Ну, кроме случаев, людей с нарушенной психикой, которые отрицают наблюдаемые явления. При этом явление живет в однопозиционном времени. И в этом однозначном случае туда же стремятся и феномены и идеи. Хотя камень может упасть для каждого по-разному. Но упадет все равно для всех!

И вот мы возвращаемся к упавшему серому предмету…. А в каком времени был он как явление? В однопозиционном. Но он был. И его уже не повторить, если не велась запись и нет машины времени. Упал, пропал, люди ушли, не найти.

И вот где-то встретились несколько человек, которые по-разному это восприняли или просто услышали про это явление. И начинают спорить…

Кстати вопрос, а что тут явление?

Ответ простой. В том, что они стоят в одном месте и говорят. Никакого другого явления для них больше нет. И так, увы, в большинстве споров. Идеи и феномены спорщиков находятся в суперпозиционном времени. И свести все к одной однопозиционной реальности им почти невозможно. А вот с идей, что все предметы падают, это сделать очень просто. Уронили предмет. Еще раз, еще… вот и общая реальность. Однопозиционная. Вот и общее явление. Которое можно повторить.


На картинке, на самом деле все относительно хорошо, потому что там есть само явление. Достаточно взглянуть на него под разными углами.


Забегая вперед.

А вы думаете, школьник, которому что-то занудно проговорил учитель в квадрате пять и шесть, получил какое-то знание? Он как-то приобщен к явлению? Например, что земля круглая… И что такое знание? Но об этом в следующей части.


А теперь некоторое резюме.

С помощью этой картинки (стоп-кадра) как бы описывающего наше мышление мы увидели, как можно на пустом месте раздуть целую теорию. Из явлений как из одного корня (однопозиционного времени) рождаются целые стволы и ветки (кусты) разных теорий (суперпозиционного времени).


Вот вы видите фотографию нейронных связей.


И это есть само явление. То есть нейроны в нашей голове.


А вот стоп-кадр, придуманный Фрейдом, о том, как устроена наша психика.


А вот стоп-кадр, придуманный его учеником Юнгом.


А вот описание так называемых чакр, которые так же описывают психику и психосоматику.


Не будем дальше продолжать. Таких картинок разного устройства психики вы можете найти достаточно много. И производных от этих картинок. Но понятно, что всё это «идеи», а не сами явления. Идеи, полученные через личные феномены авторов. А мы потом через квадраты пять и шесть принимаем их для себя…

Кстати к этой же категории относится картинка (то же стоп-кадр), которую придумал автор этого текста. Если вы увлеклись, и в квадрате пять и шесть приняли эту картинку и поместили ее в квадраты восемь и девять, то начнете все видеть через призму этого стоп-кадра… а явление, только наши нейроны!!!


А теперь…


Это фотография группы атомов, сделанная с помощью мощного микроскопа.

И это само явление.

А вот…


Это таблица Менделеева, которая объясняет периодический закон химических элементов. О том, что в зависимости от количества частиц внутри ядра и снаружи атом имеет разные свойства.

Но вы думаете, что это один такой стоп-кадр?


Это другие таблицы, которые так же объясняют, периодический закон.

И это идеи, а не сами явления. И так во всем.

В следующей части мы рассмотрим основные ошибки пространственного мышления. И что такое «знание» пока еще с точки зрения пространства. А уже потом, разобравшись со всеми «стоп-кадрами», перейдем ко времени. То есть к тому, как они перестают быть стоп-кадрами, и становятся движущимися картинками. И постараемся научиться пространственно-временному мышлению.

© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑