в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Будущее права и управления

Сергей Васильевич Арапов, 26-Июл-2012 23:49, 4260/0

Проблема функционирования законодательной власти

ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ


 Сергей Арапов (Санкт-Петербург)  

Главная проблема функционирования законодательной власти, по крайней мере, в России, состоит  в наличии двух взаимоисключающих видах деятельности:  

- народного представительства (собственно депутатская функция); 

- законотворческой.

Эти виды деятельности абсолютно самостоятельны, параллельны, а потому не пересекаются (или не должны пересекаться).

Нет сомнения в их нужности. Но есть сомнение в их совмещении в рамках законодательной власти. Если рассмотреть распорядок дня депутата ГД РФ, то заниматься законотворческой деятельностью даже в рамках своего профильного комитета он не может. Он разрывается между двумя деятельностями. Рассмотрим внимательно эти функции. С  точки зрения «как есть» мы уже знаем.  Поэтому будем рассматривать с точки зрения «как надо».

Деятельность народного представительства.

Эта деятельность необходима для обеспечения связи между региональными и федеральными органами власти. Здесь решаются конкретные  вопросы. Эта деятельность  обеспечивает обратную связь между Центром и Регионами. Это собственно депутатская деятельность. Именно при исполнении этой функции возможно  управление через координацию. Конкретные нужды регионов или конкретных проектов доводятся до центральных властей. Иными словами, Народное Представительство (НП) - это обеспечение обратной связи.

Народное Представительство может консолидировано подготовить варианты решений для центральных органов власти  по тем или иным вопросам. «Снизу» виднее. Народное Представительство - это координация управленческих решений.  Координация позволяет исполнить решение наилучшим образом. Собрания народных представителей (сессии, ассамблеи, конгрессы) могут осуществлять на регулярной основе. 

На них обсуждаются: 

- региональные проблемы; 

- вопросы реализации региональных и общегосударственных проектов; 

- вопросы исполнения конкретных решений; 

- вопросы исполнения законов; 

- вопросы корректировки, приостановки конкретных решений; 

- вопросы flash-права, примеры удачных норм, управленческих и правовых решений; 

- иные вопросы, отнесенные к ведению НП.

Необходимо предусмотреть регулярную  отчетность перед избирателями за 6 месяцев и за год. Такая же отчетность должны представляться по требованию и в Администрацию Президента для целей формирования кадрового резерва.

Круг полномочий примерно такой же, как и у депутатов ГД. Это право направлять депутатские запросы, знакомиться с необходимыми документами. Но при этом наряду с выборностью  депутатов необходимо ввести некие испытания для депутатов. Предложения подобного рода встречаются и в литературе, и в беседах с коллегами. Например, Алексей Степанов  предложил идею депутатского поста на две недели.  Пусть этот пост не связан с конфессиональной принадлежностью депутата. Но  это будет возможность трудиться и размышлять о своей деятельности, о реальных делах.  Одним из вариантов депутатского поста может быть своеобразная  трудовая повинность в любом месте: в монастыре, на стройке, в деревне, везде, где требуется трудовое участие.

Только так можно увидеть многие проблемы «снизу». Только так можно не отрываясь от народа понимать его реальные нужды и сделать что-то конкретное для конкретных людей. Но для этого нужно стать частью народа, быть в гуще народа. Поэтому две недели каждые  полгода будут очень полезны и для депутата и для людей, которые работают с ним. Не обязательно афишировать, что в бригаде будет работать депутат.

Деятельность Народного Представительства может осуществляться нынешней Государственной Думой, но без законотворческой деятельности. При этом орган Народного Представительства может обладать правом законодательной инициативы. Это было бы разумно. При этом партийный принцип избрания органа Народного Представительства не может  быть единственным.

Деятельность законотворчества.

Эта деятельность самостоятельная и не пересекается ни с какой другой. Исполнение этой функции далеко от сегодняшней стихийности законодательного процесса и целого ряда неработающих законов.

В рамках этой функции необходимо изучение реальных потребностей в законодательстве. Необходимо понимать, что мы ожидаем от закона? Какой  управленческий эффект заложен в нем?  В этом заключается принцип квалифицированного законотворчества. Нет необходимости плодить неработающие законы, или законы с большой бюджетной нагрузкой. В последнем случае бюджетная нагрузка не обеспечивает ожиданий от исполнения закона, и закон  может быть отменен. Но лучше  исследовать ситуацию изначально.

Поэтому должны быть четко поставлены цели законодателя, цели конкретного  закона.

Нет необходимости плодить множество законов. Пусть их будет немного, но они будут четко исполняться.

Функции законотворческой деятельности. 

1. Исследование законодательных потребностей.  

2. Работа над законами. 

3. Проведение экспертизы проектов законов через экспертный комитет, куда входят представители высших судебных органов, органов народных представителей, органов исполнительной власти, органов оперативного управления страной (гражданский генеральный штаб). 

4. Выпуск и принятие законов. 

5. Мониторинг исполнения законов. 

6. Отчетность по законодательным потребностям, по законотворчеству, по исполняемости законов. Отчеты предоставляются Президенту, органам судебной и исполнительной власти, органам оперативного управления страной. Отчеты направляются в целях плотного взаимодействия всех органов власти. 

7. Учет и кодификация норм flash-права всех уровней, федерального и регионального законодательства.

Эту деятельность может исполнять нынешний Совет Федерации с таким же способом избрания от региональных законодательных органов.

Если сейчас Государственная Дума является и представительным и законодательным органом власти одновременно, то видно, что оба вида деятельности  работают одинаково плохо. «Невозможно два дела делать одинаково хорошо!». Поэтому необходимость в распределении этих видов деятельности на два органа назрела давно и подражать западным моделям непозволительная роскошь. Тем более, что для управления такой большой страной, как Россия, требуется более четкое функциональное распределение.


 09.06.2009


© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑