Блог » Будущее права и управления
Заметки о правовой среде.
Правовая среда – словосочетание, которое отражает некий эффект права. Этот эффект еще предстоит осознать. Попытка осознания и предпринимается в предлагаемой статье.
Правовая среда - это совокупность правовых смыслов, правовых идей и идеалов, духовных и нравственных принципов в области права, правоприменительной практики, действующей правовой системы, объединенная в пределах сообщества, и воздействующая на правовое поведение в соответствующей социальной системе.
Правовая среда учитывается в системе государственных интересов и, тесным образом, связана с морально-этическими основами общества.
Правовая среда имеет свои оценочные позиции:
- СПРАВЕДЛИВАЯ - НЕСПРАВЕДЛИВАЯ;
- ПРАВДИВАЯ - ЛЖИВАЯ;
- СИЛЬНАЯ - СЛАБАЯ;
- ДУХОВНАЯ - НЕДУХОВНАЯ;
- ВЫСОКОРАЗВИТАЯ - ПРИМИТИВНАЯ;
- АДЕКВАТНАЯ - НЕАДЕКВАТНАЯ;
- КОНФЛИКТНАЯ – НЕКОНФЛИКТНАЯ.
Изменение правовой среды возможно как сверху вниз при активном воздействии государства, так и снизу вверх при активном внедрении новых правовых практик, точнее производных правовых услуг (ППУ).
Сети производных правовых услуг станут реальной основой для изменения правовой среды снизу.
Государство окажется перед выбором преобразовать и право и функции самого государства.
Самое совершенное законодательство, самая совершенная правовая система может иметь негативную правовую среду.
В ПРАВОВОЙ СРЕДЕ содержится ИДЕЯ ПРАВА, которая включает в себя сознание права, чувство права, правовой идеал и правовую реальность.
Правовая среда – это взаимодействие Правды и Права. Правовая среда – это определитель справедливости права и злоупотребления правом.
Правовые смыслы в основном находятся в системе правосознания. Смыслообразующими идеями правосознания являются идея права, идея меры, идея порядка [1].
Однако сфера правосознания - это только одна из сфер правовых смыслов.
Правовая среда является полем смыслов. Это поле смыслов не может быть ограниченно. Право имеет свою трансцендентную составляющую. Не случайно закон носит смысл не только собственно правовой, но и религиозный.
Например, десять заповедей как законы, данные Богом Моисею, и, отраженные в Библии (Второзаконие)[2].
Другой пример. В древнерусских Ведах мир делится на Правь, Явь и Навь.
Правь – это, всеобщий закон, установленный Всевышним[3]. Согласно этому закону существует мир. Правь – это одновременно и закон людской, олицетворение гармонии.
Явь – текущая реальность, светлый мир.
Навь – темный мир, мир мертвых.
Это три основы Мирозданья.
Идея правды – это смысл подлинности права[4]. Эта идея доводит личность до отчуждения от закона, поскольку правда по своему смысловому значению имеет приоритет перед формальным законом. По сути если нет правды, то и право не может быть подлинным настоящим. Нередко адвокаты с иронией замечают, что люди наивны, когда приходят в суд за справедливостью. Однако судебный процесс – это в смысловом контексте тяжба, то есть тяжесть, тяжесть моральная. И с этой тяжестью человек идет в суд, как с последней надеждой. Человек не любит судиться. Это не в естестве человека. Но, идя с тяжестью в суд, человек надеется обрести там справедливость.
Идея милости[5] – смысл, отражающий высшую справедливость – снятие вины, помилование. Кстати, Комиссия по помилованию всегда существовала: и в Советском Союзе (это была функция Верховного Совета СССР и РСФСР) и в современной России.
Малахов В.П. в работе «Философия права» определяет правовую реальность как момент идеи права[6]. Правовая практика и правовые отношения являются содержанием идеи права – существенным, но не единственным, - уточняет автор. Исходя из этого понятно, что правовая реальность – это достаточно узкое явление. И уже тем более не сравнимое с правовой средой. Получается, что правовая реальность – это часть правовой среды, элемент правовой среды. Элемент также существенный, но не единственный.
Правовое пространство – это характерный момент в объективации притязаний правового существа (человека, гражданина), в превращении потенциальных качеств и способностей правового существа в правовую реальность. Правовое пространство – это некое «вместилище» действующих норм. Понятно, что правовая среда также шире понятия правового пространства. Поэтому поскольку правовая среда – это поле правовых смыслов, то она включает в себя и правовое пространство.
[1] Малахов В.П. Философия права. М. 2007 с. 95
[2] Библия. Второзаконие.
[3] Свято-Русские Веды. Книга Коляды. М. 2005 с. 565
[4] Малахов В.П. Философия права. М. 2007 с. 311
[5] Малахов В.П. Философия права. М. 2007 с. 311
[6] Малахов В.П. Философия права. М. 2007 с. 98
|