Блог » Будущее права и управления
Формулы новых правовых конструкций: flash-право
Сергей Арапов (Санкт-Петербург)
Известно, что право регулирует поведение.
Регулирует через:
- внедрение правовых отношений в определенную сферу человеческой деятельности,
- «наполнение» этой деятельности «правовыми связями и зависимостями, где правовая структура действует наряду с иной социальной структурой, имеющейся в данной сфере, совместно влияя на поведение людей».[1]
Регулирование поведения неизбежно ведет к регулированию совокупностей поведенческих стереотипов.
Среди таких поведенческих стереотипов можно выделить функции - трудовые, управленческие, структурные.
Функции не остаются без «присмотра» права. Даже если это внутренние нормы, это все-таки нормы права.
Одним из устойчивых поведенческих стереотипов, урегулированных правом, являетсяфункция.
Функция - это совокупность согласованных повторяющихся действий, приводящая к необходимому определенному результату.
Право устанавливает:
- необходимо делать то-то
- необходимо делать так-то
- необходимо делать в такой последовательности
- необходимо делать в согласовании с другими действиями и функциями.
Именно согласованность отличат функцию от более монотонной операции.
Именно согласованность создает системное РАВНОВЕСИЕ.
Следовательно, функция является объектом управления и, соответственно, объектом регулирования права.
Появление, изменение и ликвидация функции неизбежно связано с появлением соответствующей правовой нормы (пусть даже локальной, корпоративной).
Право регулирует ПОВЕДЕНИЕ
Право регулирует функцию
Право, в его нынешнем виде и состоянии, ВЕРОЯТНОСТНО.
Структура правовой нормы предусматривает:
- гипотезу «ЕСЛИ»
- диспозицию - САМО ПРАВИЛО
- санкцию - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ
Субъекты права зависят от того, что следует за словом «если»...
Именно юридический факт является основой вероятности.
Если он наступит, то будет действовать одно правило.
А если не наступит, то другое... И во всех случаях будет действовать почти одна и та же санкция...
Вероятностный характер любых отношений (явлений) - это препятствие к осуществлению намеченной цели. В.В. Залесский отмечает, что «в каждом правоотношении заложена вероятность его изменения либо прекращения. Всегда есть место действию случайных факторов, оказывающих влияние на правоотношение. Случайности в «жизни» правоотношения неизбежны -
оценить вероятность их проявления задача и законодателя, и участников правоотношения»[2].
Принцип неприкосновенности права собственности исходит из оценки вероятности факта и характера нарушения.
«Вероятность нарушения всегда определялась эмпирически и, по сути дела, не принималась во внимание при выборе средств защиты».[3]
«Договор как правовой институт содержит «вероятностный характер гражданских правоотношений, роль случая как правообразующего фактора При заключении договора стороны (как правило) уверены в достижении правового результата. В действительности же присутствует лишь вероятность реализации их намерений. Любое договорное отношение имеет вероятностный характер. Угроза устойчивости договора существует уже на стадии его заключения - договорные отношения могут не возникнуть при наличии предусмотренных законом обстоятельств, исключающих юридическую значимость необходимых для договора фактов»[4].
Следовательно, только функциональность права, возможность его конструирования, его целевая направленность может исключить его вероятностный характер.
Таким образом, необходим переход.
ПЕРЕХОД ОТ ВЕРОЯТНОСТНОГО ПРАВА К ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ - ЦЕЛЕВОМУ.
Поэтому выделение из существующего права направления под названием функциональное правоведение (оно же flash-право) вполне закономерно.
Функциональное правоведение - это направление в праве, которое:
1) конструирует равновесные правоотношения.
2) судебные формы защиты интересов считает исключительными.
3) использует МИРОТВОРЧЕСТВО в разрешении конфликтов. Извлекает пользу из конфликтов.
4) считает Правду приоритетом перед Правом.
5) способно построить правовой коридор в деятельности компании, рынка, проекта[5].
Чем Существующее право отличается от Flash-права?
Существующее право | Flash -право |
Статично | Динамично |
Вероятностное | Целевое |
Дано в жесткой формес изменениями Законодателя | Конструируемо Исполнителем |
Регулирующая функция | Координирующая функция |
Регулирует поведение | КООРДИНИРУЕТсоциально-экономические балансы |
Остановимся на последних двух. Регулирующая функция Существующего права является доминирующей.
Поэтому в праве имеются только нормы-регуляторы. Однако управление через одно только регулирование становится неэффективным. Исполняя один закон, мы нарушаем другой. Жесткость правовой конструкции ведет к ее разрушению.
Каков выход?
- Смена управленческих ориентиров с регулирования на координацию.
- Объектом координацией является не поведение, как в регулировании, а социально-экономические балансы.
В книге С.Б Переслегина «Самоучитель игры на мировой шахматной доске» указывается, что функцией государства является управление развитием через установление и поддержание проектных и институциональных балансов.[6]
Примерами конкретных балансов, которые должны быть объектами государственного управления, являются:
- межсоциальный, межконфессиональный межпарадигмальный;
- естественно-научного и гуманитарного познания (естественных и гуманитарных инноваций);
- объективного, субъективного и трансцендентного знания;
- инновационного и сырьевого модулей экономики[7].
Как видим, здесь указаны и экономические, и социальные балансы. К этим примерам можно добавить балансы в рамках одной отрасли экономики. Например, газоснабжение на внутреннем и внешнем рынках.
Что же является социально-экономическим балансом?
Под социально-экономическими балансами понимается совокупность отношений субъектов конкретной деятельности, требующих согласованности действий во внешней и внутренней среде. Но согласования должны происходить не в привычном разрешительно-директивном режиме, а в режиме функциональной согласованности - координации.
Это не значит, что балансы невозможно будет регулировать. Только удельный вес государственного управления через регулирование будет ниже, по сравнению с управлением через координирование.
Баланс имеет и свойства СОСТОЯНИЯ (равновесия), и свойства СИСТЕМЫ, как некой совокупности общественных отношений. В системном свойстве баланс является обособленной единицей. Пределы обособленности баланса определяются самой совокупностью отношений.
Целью управления в виде регулирования или координации будет являться только сохранение равновесия в управляемом балансе. Соответственно, поведение, которое является объектом регулирования в существующем праве, становится относительно свободным от регулирования в функциональном праве (flash-праве) и направлено на реализацию указанной цели.
Таким образом, управление через координацию балансов подводит нас к тому, что право должно быть инструментом (и даже ресурсом) такого управления. Право, таким образом, вырабатывает нормы координирующего характера.
Соответственно, нормы меняются и по цели и по структурам.
Flash-право является инструментом координации балансов.
Регулирование | Координация |
Одностороннее действие (приказ). | Взаимные обоюдные действия |
Обратная связь выражена в докладе об исполнении, в результате исполнения | Обратная связь выражена в достижении равновесия |
Целевой интерес – конкретное исполнение конкретной нормы | Целевой интерес – это итог согласованности внутри балансов. |
Что делает государство в сфере управления балансами?
- Устанавливает систему балансов самостоятельно либо по соглашению с участниками социально-правовых отношений, входящих в тот или иной баланс;
- Облекает балансы в правовую форму и устанавливает конкретные правоотношения как внутри балансов, так и между ними; так социальные отношения внутри балансов становятся социально-правовыми;
- Контролирует надлежащее состояние балансов;
- Ведет мониторинг согласованности балансов совместно с участниками социально-правовых отношений, входящих в тот или иной баланс;
- Изменяет и дополняет содержание балансов совместно с соответствующими участниками социально-правовых отношений.
Координация и регулирование - это две функции государственного управления.
Регулирование - это одностороннее действие (приказ). С регулированием связывают директивное управление. Координация предполагает взаимные действия, в том числе и обратную связь. При этом объект интереса у обеих функций один - согласованность балансов. Рассогласованность балансов - естественный процесс в общественном развитии. Но для этого и существует координация совместных действий для восстановления или изменения балансов по различным параметрам.[8]
Задачи государства в сфере перехода на функционально-целевое право сводится к следующему:
1. Необходимы научные исследования о социально-экономических балансах, как субъектах правовой деятельности и субъектах интереса.
2. Право, как регулятор (и координатор) поведения, должно установить надлежащее поведение для баланса.
3. Система правоотношений внутри балансов и между балансами должна устанавливать конкретные правовые связи. Здесь возможны изменения структуры правовых норм.
Возникает вопрос: если у нас есть только нормы-регуляторы, то можно ли найти балансы и управлять ими с помощью этих норм? Начнем с того, что даже в мире норм-регуляторов устанавливаются четкие балансы. Например, между обязательством и собственностью. Он выражен в системе обеспечения обязательств в виде залога. Есть собственность - предмет залога. Эта собственность (вещь) связана с исполнением собственником своих обязательств. Собственник лишается собственности, если обязательство не исполняется. И собственник остается собственником вещи, если обязательство им выполнено.
Если управление через координацию будет основой нового права, то останется ли в нем место для императивных норм? Конечно, останется. Ведь уголовное право, как отрасль, никуда не исчезает. Именно здесь доминируют императивные нормы. То же можно сказать и об административном праве. Правда, сами императивные нормы могут быть видоизменены. Это не только и не столько прямые предписания, сколько правовые ПРИНЦИПЫ.
Главный вопрос: возможен ли переход от вероятностного права к целевому (функциональному, flash-праву) в рамках существующей правовой системы?
Уже сейчас можно управлять балансами. Только управление в существующем праве будет осуществляться через регулирование. Не меняя основ существующего права, государство уже сейчас может осуществить постепенный переход от вероятностного права к целевому. И начинать можно с установления проектных и отраслевых балансов, где постепенно будут меняться вся правовая система. В управлении балансами можно частично заблокировать действие норм существующего законодательства и разрешить их действие в части, не противоречащей нормам функционально- целевого права.
Алгоритм действия государства по переходу к функционально-целевому праву (flash-праву) заключается в следующем.
1. Установление объекта управления в виде балансов, группы балансов (проектных, отраслевых, межотраслевых).
2. Установление принципов равновесия внутри балансов и между балансами.
3. Установление норм-принципов и норм-координаторов в сфере управления балансами с установлением свободы поведения для нормального функционирования балансов.
Какие выгоды несет внедрение функционально-целевого права (flash-права)?
Во-первых, освобождается колоссальный потенциал ПОВЕДЕНИЯ. Оно не является объектом регулирования, а действует только в целях равновесия балансов. С потенциалом поведения связано и высвобождение творческого потенциала субъектов нового права. По сути, законно все, что способствует равновесию балансов[9]. Разумеется, преступным путем устанавливать равновесие никто не будет, так как уголовное право никто не собирается отменять. Однако и нормы уголовного права, видимо, также будут изменены.
Во-вторых, не будет необходимости в частой смене законодательства, которое в существующем виде все равно опаздывает от экономических процессов.
В-третьих, процесс управления будет носить более прогнозируемый характер. Сейчас принимают нормы и не думают о последствиях их применения. Опять же вероятность права. Теперь последствия норм для управления достаточно прозрачны.
В-четвертых, новые нормы просты и понятны для субъектов права. А значит, и для исполнения этих норм. Здесь не будет риска соблюсти одну норму и при этом нарушить другую. Понятное право в итоге привлекает инвестиции. Есть конкретный пример привлечения германского капитала в российский проект на территории Ленинградской области. В паспорте указанного инвестиционного проекта содержалось правовое досье с подробным анализом правового регулирования всей темы проекта. Это было отправным пунктом в решении об участии в проекте. Нетрудно предположить, что же будет, если новое право будет еще более понятным и простым в применении.
Это далеко не полный перечень выгод функционально-целевого права (flash-права). Но путь изменений всегда труден. Какой путь изберет государство, - предположить трудно. Ведь изменения должен претерпеть и сам государственный аппарат, и все структуры органов власти.
[1] Протасов В.Н. «Что и как регулирует право» М., 1995, с.92-94.
[2] В.В. Залесский. Вероятность и самоорганизация в гражданском праве. «Журнал российского права», № 10, октябрь 2005
[3] В.В. Залесский. Вероятность и самоорганизация в гражданском праве. «Журнал российского права», № 10, октябрь 2005.
[4] В.В. Залесский. Вероятность и самоорганизация в гражданском праве. «Журнал российского права», № 10, октябрь 2005
[5] Арапов С.В. Заметки о функциональном правоведении. Практические обобщения ненаучного характера.// Авторский клуб «Право и Дело». // Раздел «Будущее права в системе управления». http://www.binanex.spb.ru/5/
[6] Переслегин С.Б. «Самоучитель игры на мировой шахматной доске». М., АСТ, СПб, Terra Fantastica, 2006, с.562
[7] Переслегин С.Б. «Самоучитель игры на мировой шахматной доске». М АСТ, СПб Terra Fantastica, 2006, с.564
[8]Арапов С.В. Ненаучные заметки о государстве и праве. Авторский клуб «Право и Дело». Раздел «Будущее права в системе управления». http://www.binanex.spb.ru/9/
[9] Под равновесием балансов понимается и равновесие внутри балансов и равновесие между балансами.
|