40% всех космических запусков цивилизации землян проведено с космодрома «Плесецк». Посвящается пятидесятилетнему юбилею космодрома «Плесецк».
Отечественная космонавтика зародилась и развивалась на организационном и техническом фундаменте Вооруженных Сил СССР. История Государственного испытательного космодрома «Плесецк» началась 11 января 1957 года постановлением Совета Министров СССР о создании межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-7, силами ОКБ-1 под руководством С.П. Королева.
Появление специализированного военного космодрома на территории СССР во многом было предопределено внешнеполитической обстановкой в мире. В середине пятидесятых годов Правительство СССР было обеспокоено все нарастающей военной мощью США, у которых к тому времени была возможность поражения большого числа стратегических военных целей (и мирных городов) на территории нашей страны. Имеющиеся у нас авиационные средства доставки ядерного оружия не позволяли нанести ощутимый ответный удар по территории США. Сделать это могли только ракеты межконтинентальной дальности. Необходима была и стартовая площадка для этих ракет, которой предъявлялся ряд обязательных требований.
Будущие стартовые комплексы должны были быть размещены как можно дальше от южных границ, вдоль которых разворачивалось строительство американских военно-воздушных баз. Если разместить ракеты на обжитом юго-западе СССР либо в Западной Сибири, то они будут стартовать против вращения Земли, а это уменьшает дальность полета головной части. Кроме того, в то время крупногабаритные ракетные блоки могли быть доставлены только по железной дороге и, следовательно, стартовые комплексы не должны были размещаться далеко от железнодорожной ветки. Перечень требований был довольно обширным и им полнее всего удовлетворял Плесецкий район Архангельской области. Из нескольких вариантов был выбран вариант размещения стартовых позиций на южных склонах долины реки Емцы. Высокие и крутые берега долины и скальный грунт до минимума сокращал объем земляных работ. Протекая с запада на восток и слегка поворачивая на север, река позволяла разместить вдоль своих берегов несколько стартовых позиций, которые не создавали бы помехи друг другу при пусках ракет. А в довершение ко всему густая и труднопроходимая северная тайга облегчала маскировку этого стратегически важного объекта.
Предстояло секретно, в предельно короткое время, в тяжелых климатических условиях, построить ракетный комплекс, который должен был обеспечить приемку, хранение и подготовку ракет к пуску в минимальные сроки.
Первая группа строителей прибыла на станцию Плесецкая в марте 1957 года, а в апреле началась расчистка участка и земельные работы на строительной площадке будущей стартовой позиции, пусковой установке №1. Строителям пришлось вести работы в тяжелейших условиях. Из-за жестких сроков строительство основных сооружений началось до прокладки автомобильных дорог с твердым покрытием. По раскисшим после таяния снегов проселочным дорогам, через низинки, превратившиеся весной в топкие болота, буквально на своих руках строители доставляли тяжелую технику к месту работы.
Командир бригады полковник Колбасин, одним из первых приехавший на строительство космодрома, вспоминал: «Первый эшелон с людьми и техникой прибыл к месту работы в морозную ночь. Место для строительства было выбрано в лесу. Приступили к сооружению палаточного городка. День начинался с откалывания смерзшегося имущества, очистки дорог, которые ночью засыпались снегом. Пищу готовили в походных кухнях. Постепенно жизнь входила в рабочую колею: электрифицировали поселок, обрел дар речи радиоузел, связав первый городок строителей с миром. И работа пошла веселей. С началом активного таяния снегов пришли новые трудности. Дороги размыло, вокруг поселка забурлили реки, разлилось половодье. Строительные материалы и оборудование приходилось возить тракторами. Но темп работы возрастал с каждым днем».
В результате самоотверженного труда 11,5 тысяч строителей в тайге выросли технические и стартовые комплексы, проложены автомобильные и железные дороги, многие десятки километров линий электропередач и построен город Мирный.
Уже весной 1959 года, спустя всего два года с начала работ, на первой пусковой установке начался монтаж технологического оборудования и специальных технических систем.
Параллельно со строительством Объекта «Ангара» шло формирование и обучение подразделений ракетного соединения, командиром которого с 15 июля 1957 года стал офицер-фронтовик, гвардии полковник М.Г. Григорьев. Этот день стал днем рождения ракетного соединения, в последующем ракетно-космического полигона, а затем и космодрома «Плесецк».
Основу испытательных частей космодрома составили боевые стартовые станции (БСС – так в то время назывались ракетные полки), специально сформированные в конце 50-х – начале 60-х годов для объекта «Ангара». Основным местом формирования и обучения боевых расчетов стартовых станций стал космодром «Байконур».
Комплексные испытания на объекте «Ангара» завершились 15 декабря и 17 декабря 1959 года было принято правительственное постановление о создании нового вида Вооруженных Сил – Ракетных войск стратегического назначения. 1 января 1960 года объект «Ангара» заступил на боевое дежурство.
Объект «Ангара» представлял собой живой организм, развивавшийся не только в количественном, но и в качественном отношении. Продолжалось строительство очередных стартовых комплексов для ракет Р-7, а в августе 1960 года начинается строительство стартовых комплексов для ракет Р-16 на долго хранимых компонентах топлива и с полностью автономной системой управления. В октябре 1961 года было развернуто строительство новых стартовых комплексов для ракеты Р-9А. Всего в период с 1957 по 1963 годы на объекте «Ангара» было построено 9 стартовых комплексов состоящих из 15 пусковых установок для четырех типов ракет: Р-7/Р-7А, Р-16, Р-16У и Р-9А.
Эти комплексы в начале шестидесятых годов стали основой для рабочих запусков серии отечественных космических носителей с общим ласковым названием «семерка» – «Восток», «Восход», «Молния» и «Союз».
Особое судьбоносное значение для объекта «Ангара» имели два великих человека: С.П. Королёв и Г.Е. Алпаидзе. Впервые они встретились и познакомились на полигоне «Капустин Яр», где проходили испытания первых баллистических ракет, и где генерал-майор Г.Е. Алпаидзе был заместителем начальника полигона.
Когда развернулись работы по созданию нового северного космодрома, ни одна встреча Г. Алпаидзе и С. Королева не проходила без всестороннего обсуждения вопросов использования плесецких ракетных комплексов. По воспоминаниям Алпаидзе, Королев увлеченно рассуждал о том, как в заблаговременно рассчитанные времена стартуют космические корабли с северного и южного космодромов, как они будут выводиться на соответствующие орбиты для комплексного решения разнообразных задач, а для решения более сложных задач эти корабли будут стыковаться в космосе в большие орбитальные комплексы. И как удобно будет запускать с севера пилотируемые космические корабли. Это и близость к Москве. Всего за 16 часов можно с комфортом доехать на поезде до Плесецка. Это, по сравнению с «Байконуром», более благоприятный климат, дышащие здоровьем хвойные леса, обилие рек и озер. А энергетические затраты на выведение пилотируемых кораблей такие же, как и на «Байконуре» – баллистические условия для их запуска абсолютно одинаковые.
Начало шестидесятых годов – это легендарное время космического взлета нашей страны. Это время расширения объемов практических задач, решаемых с помощью космической техники. Кроме объекта «Ангара» напряженно работают космодромы «Капустин Яр» и «Байконур», расположенные в глубине континента.
С более южных космодромов невозможно проводить запуски спутников на все стратегически важные орбиты. Вот почему к началу 1962 года как в военных, так и в промышленных кругах нашей страны окончательно утвердилось мнение о необходимости создания нового научно-исследовательского полигона, необходимого для испытаний и штатной эксплуатации космических комплексов, обеспечивающих выведение спутников на приполярные орбиты. Второй задачей нового ракетно-космического полигона должна была стать отработка новых твердотопливных ракетных комплексов по испытательным трассам большой протяженности.
Дело в том, что в начале 60-х годов в США активно работали три космодрома (из них два – крупных), строила собственный космодром Франция, а в нашей стране был только «Байконур», да небольшой «Капустин Яр». В связи с усилившейся конкуренцией между странами в освоении космического пространства, вполне естественным было появление мысли об использовании ракетных комплексов, несущих боевое дежурство ракетами Р-7А в районе поселка Плесецк, для осуществеления космических программ. Тем более что таких комплексов в архангельской тайге насчитывалось четыре, тогда как «Байконур» располагал только двумя «семерочными» стартами. Таким образом, планировалось, что новый ракетно-космический полигон станет ответом на наметившееся лидерство США в освоении космического пространства.
После одобрения и утверждения заключения рекогносцировочной комиссии в соответствующих инстанциях Совет Министров СССР Постановлением от 16 сентября 1963 года узаконил такое размещение и объединил вновь создаваемый космический полигон и боевое соединение в 53-й Научно-исследовательский испытательный полигон МО СССР. Объект «Ангара» был преобразован в ракетно-космический полигон в составе трех испытательных управлений:
1. Боевого;
2. По испытанию космических аппаратов и ракет-носителей;
3. Измерительного.
В апреле 1964 г. начальником созданного
ракетно-космического полигона был назначен генерал-майор Г.Е. Алпаидзе. Заработал новый космический порт планеты Земля. 17 марта 1966 года с пусковой установки № 1 стартовала ракета-носитель «Восток-2» с искусственным спутником Земли «Космос-112» на борту. Новый космодром готовил и проводил пуски космических ракет «Восток-2», «Восток-2М», «Восход», «Космос-2» и «Космос-3М» с семью типами космических аппаратов.
Семидесятые и восьмидесятые годы ознаменовались расширением количества и типов запускаемых спутников и одновременным снятием с боевого дежурства ракетных комплексов. Объективной причиной отделения испытаний боевых баллистических ракет от запусков космических аппаратов явились принципиальные отличия как в конструкциях баллистических и космических ракет, так и в организации процессов подготовки и проведения пусков для них.
11 ноября 1994 года был подписан Указ №2077 о создании 1-го Государственного испытательного космодрома МО РФ (космодром «Плесецк») в составе Военно-космических сил. Этот указ официально присвоил статус «космодром» самой оживленной космической гавани на планете, откуда более тридцати лет выводятся в околоземное космическое пространство самые разнообразные космические аппараты.
Несмотря на труднейшие и разорительнейшие годы, которые настали после прямого предательства правящей верхушкой интересов нашей Родины в 1991 году, специалисты космодрома продолжают поддерживать в установленном составе и рабочем состоянии орбитальные группировки космических систем и комплексов. Продолжается проведение испытаний перспективных отечественных ракетно-космических комплексов и космических аппаратов, осуществляются запуски космических аппаратов военного, научного назначения и по программам международного сотрудничества.
Космодром – крупный научный центр. Здесь созданы все условия для того, чтобы тяготеющий к научному поиску офицер мог при желании на месте сдать кандидатский минимум и работать над диссертацией. Темы таких диссертаций, как правило, тесно связаны с повседневной служебной испытательной практикой.
В связи с развитием космических программ и для приема тяжелой авиационной техники проведены ремонтные работы по восстановлению взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэродрома «Плесецк». По завершению реконструкции ВПП аэродром получил первую категорию.
В настоящее время завершается строительство старта для космического ракетного комплекса «Ангара», продолжаются испытания ракетно-космического комплекса «Рокот». Для ракеты-носителя «Ангара» ведутся проектные работы по созданию универсального наземного комплекса (УНК) – космического комплекса XXI века.
Являясь самым крупным на территории Российской Федерации, первый государственный космодром в перспективе должен стать главной космической гаванью страны, местом запуска большинства космических аппаратов.
Сегодня космодрому «Плесецк» отведена особая роль в проведении военно-космической деятельности России. Именно здесь планируется проведение испытаний и отработки большинства перспективных ракетно-космических комплексов нового поколения, построенных на современной отечественной элементной базе.
Космодром «Плесецк» является одним из ключевых элементов национальной транспортной космической системы, гарантирующий России необходимый для национальной безопасности и дающий отличный коммерческий потенциал независимый доступ в космическое пространство. В настоящее время наличие космодрома является одним из основных факторов для возрождения национальной экономики и доведения ее до уровня, соответствующему XXI веку.
Информация 1
Порой задается вопрос: «Почему для космодрома было выбрано такое необычное место, расположенное далеко на севере?» Считается, что чем ближе к экватору расположено место запуска космических ракет, тем большую массу полезного груза можно вывести на орбиту: при проведении пуска в восточном направлении за счет своего вращения вокруг оси Земля сообщает ракете дополнительную скорость, величина которой зависит от широты точки старта. Чем ближе к экватору, тем больше эта скорость (Для «Плесецка» величина этой дополнительной скорости равна 211 м/с, для «Байконура» – 315 м/с, а на экваторе – 465 м/с).
Законы небесной механики таят в себе немало сюрпризов. Теоретически спутник может быть запущен на любую заданную орбиту с любой точки земного шара. Дело в том, что степень влияния вращения Земли на массу спутника, выводимого на орбиту, зависит в первую очередь от величины наклонения плоскости орбиты спутника к экватору. Широта точки старта играет второстепенную роль, влияя в зависимости от требуемого наклонения орбиты, на азимут пуска космической ракеты и выбор баллистической схемы запуска космического аппарата.
Для решения очень многих научно-исследовательских и практических задач необходимо выводить спутники на полярные и околополярные орбиты, а для таких орбит вращение Земли помогает одинаково, независимо от места старта космической ракеты – с экватора, с «Байконура» или с «Плесецка».
Особенностью баллистических ракет, которые используются для запусков спутников, является отделение в полете отработавших элементов конструкции – ступеней, головных обтекателей, хвостовых отсеков и т.п. Для безопасного падения отделившихся частей ракет выделяются районы падения, которые должны располагаться в ненаселенной местности. При проведении пусков ракет со стартовых комплексов «Ангары» отработавшие конструкции падают в необжитых районах Крайнего Севера, Сибири и в акватории морей Северного ледовитого океана.
Информация 2
Космодром «Плесецк» (1-й Государственный испытательный космодром) располагаясь на платообразной и слегка холмистой равнине, занимает площадь 1762 квадратных километра, простираясь с севера на юг на 46 километров и с востока на запад на 82 километра. Численность персонала и населения г.Мирный – 40-50 тыс. человек (в зависимости от объемов выполняемых задач). Климат – резко континентальный, неустойчивый, холодный.
При выборе местоположения в первую очередь учитывались:
1. досягаемость территорий вероятных противников;
2. возможность проведения и контроля испытательных пусков в район Камчатки;
3. необходимость в особой скрытности и секретности.
Космическую деятельность ведет с запуска КА «Космос-112» 17 марта 1966 года. Имеет стационарные технические и стартовые комплексы всех типов отечественных ракет-носителей легкого и среднего класса.
В настоящее время ведется строительство стартовых и технических комплексов для ракет-носителей «Зенит» и «Рокот». Космодром обеспечивает основную часть космических программ, связанных с оборонными, народнохозяйственными, научными и коммерческими пусками непилотируемых КА