в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Статьи и очерки

Сергей Васильевич Арапов, 03-Окт-2019 17:09, 1950/0

Отражение контуров сознания Уилсона-Лири в Правосознании. Часть 2. Продолжение

Отражение контуров сознания  Уилсона-Лири в Правосознании. Часть 2. Продолжение Отражение контуров сознания Уилсона-Лири в Правосознании.

Часть 2. Продолжение

Часть 1. realnyeludi.ru

Мы продолжаем публикацию фрагмента о соответствиях контуров сознания Уилсона -Лири

в сознании правовом. По мнению С.Б. Переслегина правовое мышление обладает интегрирующим свойством, а содержание правовой системы - показателем проектности.

Соответственно, внимание к правовому сознанию, а, следовательно, к мышлению юриста

и управленца должно быть самым глубоким.


3. Времясвязывающий семантический контур в Правосознании


Третий семантический контур в Правосознании отражается через Силу Компетенции и отпечатан в балансе Правосознания инструментальным основанием – Оценкой.

Сдерживание правилами, законами, запретами и ограничениями этот контур отвечает за передачу сигналов от поколения к поколению это важный элемент этого контура. Рецепция римского права в правовых системах Европы и других стран – это еще одно отражение этого контура.

Закон системного наследования для правовых систем отразился в этом явлении самым ярким образом.

Именно с этим контуром связано время, которое именуется сроками.

Существуют процессуальные сроки и сроки исковой давности. Существует приобретательная давность как способ приобретения права собственности по истечении определенного срока.

Важным моментом в правовом регулировании, который отражается в Правосознании, является время вступления закона в силу. Обратная сила закона также связана с правовым временем.

Сроки наказания, сроки обязательных работ, сроки лишения свободы, сроки ареста, сроки задержания - это набор санкций, тесно связанный с правовым временем.

На этом уровне нормы объединяются в правила, правила – в источники права, источники права – в систему законодательства, система законодательства – в отрасль права. Вместе нормы скрепляются смыслами и временем. Правовой опыт, ресурс Правосознания, закрепляется в этом контуре. Опыт, связанный со временем, переходит в Силу Компетенции. Сила Компетенции – это оценочный элемент.

Особенности опыта, знаний, умений и навыков порождают мир символов и смыслов времени. Способность мыслить о праве и применять право становится особенностью этого контура.

Именно в этом контуре появляются символы права, появляются ритуалы права.

«Встать! Суд идет!» - это ритуал, связанный с началом судебного заседания. «Решение суда вступает в силу через месяц после вынесения решения в окончательной форме». Это указание на время обжалования судебного акта.

Время концентрируется именно в этом контуре. Здесь же происходит процесс связывания времени, норм и смыслов. История права постигается именно в этом контуре Правосознания.

Вся упорядоченность все остается здесь это связывание частей в целое.

Конституционный суд, рассматривая конкретное дело, оперирует смыслами и связывает соответствия. Но Сила Смысла будет доминировать в другом контуре Правосознания.


4. Моральный социополовой контур в Правосознании


Проявление четвертого контура в Правосознании осуществляется через Социально-Смысловое основание Силы Наставления (Приказа).

В балансе Правосознания этот контур отражается процессом Правопостижения.

Именно в этом основании проявляются моральные нормативные дополнения.

Именно в этом основании право и мораль «пересекаются». Иногда они сосуществуют.

Здесь возникает эмоционально-моральное восприятие права, часто через негатив под названием «справедливость».

Переживание справедливости особенно остро ощущается именно в этом основании .

Более того, право воспринимается как Родитель (ПРАВитель). Это морализированная Сила Наставления. Миры Родителей давят на этот контур. Сила Наставления – это консервация взаимодействий. Восприятие права как Родителя (ПРАВителя) может сфыормировать ложные моральные модули права. Право, консервирующее порядки, воспринимается как «здесь и всегда». Приказ – это авторитет Родителя, непререкаемый авторитет. «Царь-батюшка», «Правитель – отце родной», «Государыня-матушка» – это проявления родительского начала в Правосознании. Навязывание морального или морализованного решения происходит именно в этом основании. Контроль над Правосознанием и поведением происходит именно в этом основании. Насаждение представлений о ПРАВильном происходит именно в этом основании.

Именно с этим основанием связано состояние вины и представления о виновном деянии. Вина – психическое отношение лица к своему противоправному деянию (действию или бездействию) и его последствиям. Означает осознание (понимание) лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и связанных с ним результатов. Необходимое условие юридической ответственности [1]. Комплекс вины, устанавливаемый правоприменителем в обвинительном заключении, относится к этому основанию.

Именно с виной связано промывание мозгов через нормы права, через императив, через судебную практику, через опыт, через постановления высших судебных инстанций. Императивные нормы, доминирующие в этом контуре, символизируют Родителя, который всегда поступает ПРАВильно.

Именно этот контур отвечает за унификацию правоприменительной практики.

Однако к нужным результатам это не приводит. Всегда находятся уникальные дела и решения.


5. Пятый холистический нейросоматический контур в Правосознании


Проявление пятого контура в Правосознании осуществляется через Социально-Смысловое основание Силы Смысла и отражается итоговым основанием – Правовым Убеждением.

Этот контур сознания последний, имеющий отражения в существующем Правосознании.

В этом основании намечаются пути к Иному Правосознанию. Опора на смыслы, рожденные в содержании третьего контура, проявляются именно в Силе Смысла. Содержание Постановлений Конституционного Суда – это проявление правовых смыслов и управления ими. Это приказ, содержащий смыслы.

Управление правовыми смыслами содержит реальную рефлексию права. Вся основа теории права, философия права, социология права, онтология права находятся именно в этом основании. Скрытые смыслы права, формулы правовых конструкций вскрываются в этом основании [2]. Практика работы Конституционного Суда РФ показывает, что он работает в третьем и пятом контурах сознания.

Сила Смысла тесно связана с интуицией. Нейросоматический контур тоже связывают с интуицией, то есть «способом мыслить между и вокруг точек данных на экране восприятия и ощущать, частью какого общего поля являются эти точки» [3]. Именно поэтому причиной обращения Правосознания к Силе Смысла является затяжной правовой конфликт, который не был разрешен обычными правовыми средствами. Похожие явления наблюдаются и в нейросоматическом контуре [4]. Понятия «дух закона», «дух права» и противопоставление их понятию «буква закона» возникают именно в этом основании как сугубо интуитивные представления о праве. В этом основании тоже имеет место промывание мозгов, но иное [5] , более изощренное, нежели в иных контурах сознания.

Именно в этом основании происходит рождение Аватара Права – субъекта, на которого нисходит право или закон. Впервые об этой личности заговорили в исследовательской группе «Иное Право» [6], когда речь шла о субъектах с высоким уровнем Правосознания [7].

Моисей – это возможный аналог Аватара Права в известном эпизоде. В текущей правовой реальности эффект Аватара Права может проявляться в научной деятельности или в поиске практического правового решения конкретного дела в суде. Но в этом основании Аватар Права может родиться, а может и не родиться. Озарения могут и прекратиться, если у юриста прекратится поток сложных дел. Возможно, именно в этом основании возникают первые попытки осознания сакральности права. Но здесь может идти речь не о религиозной сакрализации, а об осознании согласования законов людей (социосистем) и Законов Мироздания (божественных законов). В связи с этим эволюция права [8] видится в следующем порядке: сакрализация – секуляризация – сакрализация'.


Продолжение следует realnyeludi.ru



1. Большой юридический словарь. М. Инфра-М, 1999 с.84

2. Арапов С.В. Право Перемен в исторической системе координат. Санкт-Петербург, 2017, с.332

3. Уилсон Р.А. Психология эволюции//Перевод с англ. //М. Издательство София, 2008 с.190

4. Уилсон Р.А. Психология эволюции//Перевод с англ. //М. Издательство София, 2008 с.196

5. Уилсон Р.А. Психология эволюции//Перевод с англ. //М. Издательство София, 2008 с.197

6. Наименование субъекта «Аватар Права» тоже возник во время исследовательской сессии.

7. Арапов С.В. Право Перемен в исторической системе координат. Санкт-Петербург, 2017, с. 328

8. Романовская В.Б., Романовская Л.Р. Эволюция права: от сакрализации к секуляризации// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского 2014 № 3 (2) с. 191-195


Автор: Арапов Сергей Васильевич

кандидат исторических наук


03.10.2019
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑