Блог » Статьи и очерки
Отражение контуров сознания Уилсона-Лири в Правосознании
Часть 1.
Вашему вниманию предлагается фрагмент, который способен стать основой будущей книги.
В предлагаемом фрагменте изложены наблюдения о правосознании.
Речь идет о возможных отражениях контуров сознания Уилсона- Лири в сознании правовом, специализированном.
О существующем правосознании написано множество работ,
но попытки как-то структурировать это явление крайне редки.
Как это может быть связано с Иным Правом?
Самым непосредственным образом: Иному Праву - Иное Правосознание.
Предлагаемый фрагмент будет размещен в четырех частях.
Правосознание — это совокупность идей, теорий, чувств, взглядов, в которых выражается отношение людей к действующему и желаемому праву.
С помощью Баланса Распределенных Оснований устанавливаем структуру Правосознания по пяти направлениям (основаниям): целевому, ресурсному, инструментальному, процессному и итоговому. Правосознание и его функциональные основания будут написаны именно с большой буквы, так как речь пойдет о Правосознании с большой буквы, о таком которого нет, но которое должно быть.
Познание права, его природы, в том числе через рефлексию, является важной целью индивидуума и Общества. Не обязательно знать сами нормы, быть знатоком правовых норм.
Под правопознанием понимается проживание и переживание права.
Ресурсным основанием Правосознания является Правовой Опыт.
Общество всегда накапливает Правовой Опыт. Этим опытом Общество делится с отдельными индивидуумами, особенно с молодым поколением, чтобы оно соблюдало правовые нормы и знало об опыте поколений. Опыт может быть не только свой, но и чужой.
Переживание своего и чужого правового опыта является содержанием ресурсного основания Правосознания.
Человек оценивает правовую норму, правовые по¬следствия ее применения, правовое поведение субъектов права и обобщает свою оценку в некое суждение, отражающую его отношение к норме или поведению. Формой оценки является суждение о праве, о его применении, о справедливости и соразмерности.
Суждение подобно судебному установлению. Оно включает в себя восприятие свершившегося действия, оценку о наличии правового смысла, о правомерности-неправомерности воздаяния по конкретному делу.
Это постоянный непрерывный процесс. К нему относится и рефлексия как совокупность процессов самопознания и саморегулирования правовой системы. С деятельностным процессным основанием связаны функции Правосознания.
К ним относятся:
- отражательная, связанная с рефлексией;
- регулятивная, связанная с организацией общественных взаимодействий и сообразно природе Правосознания;
- творческая, связанная с созданием правовых идеалов и их самодостаточного бытия [1].
Это основание приходит на смену Правопостижению и является итогом Правопознания.
Личность или Общество при помощи Правопостижения формирует Правовое Убеждение и, таким образом, реализует цель Правопознания. В более завешенном виде комплекс Правовых Убеждений становится Правовым Мировоззрением.
Соответствия между контурами сознания и Правосознанием возможны через баланс Социально-Смысловых Сил, в который входят Сила Долга, Сила Права, Сила Компетенции, Сила Наставления и Сила Смысла. Именно эти элементы баланса будут посредниками в определении соответствий между контурами сознания и их соответствиями в Правосознании.
Если спроецировать биовыжевательный контур на Правосознание, то можно смело отметить, что этот контур в Правосознании отражает потребность индивидуума
в правовой защите, в деятельной защите личности через право.
Проявление первого контура в Правосознании осуществляется через Социально-Смысловое основание Силы Долга, а в балансе Правосознания биовыжевательный контур отражается в функциональном основании Правопознания.
Все беспокойства и сомнения, которые связаны с наличием или отсутствием защиты (неважно реально это отсутствие или нет), заставляют людей требовать этой защиты от государства, от органов управления, от правоохранительной системы. Какие потребности отражает Правосознание?
Это потребность в прямой правовой защите, в упорядоченности как инструменте правовой защиты. Эти потребности порождают определенные действия: поиски закона, справедливости, упорядоченности, управляемости.
Боязнь хаоса порождает определенные онтологемы [2]: «Я ищу защиту», «Я ищу мой закон», «Я не нахожу защиту», «Государство меня не защищает», «Я отношусь к незащищенным слоям», «Куда смотрит полиция?», «Узнать, какой закон меня защитит».
Если защита не предоставляется государством или правоохранительной системой, люди ищут защиту в других социальных институтах, например, в религии.
Потребность в постоянной защите порождает потребность во власти, способной предоставить защиту. При этом Сила Долга распространяется не только на пользователей права («имею право на защиту и мой долг защищаться всеми доступными правовыми средствами»). Сила Долга распространяется, прежде всего, на потенциальных и реальных защитников, правоприменителей («вы обязаны защищать меня 24 часа в сутки»).
Отношение к праву потребительское, свойственное ребенку.
Этот контур в Правосознании отражается через основание Силы Права.
В Правосознании этот контур связан с правовым самоутверждением и Правовым Опытом.
Это территория права.
Это определение пределов осуществления права и предельности правовых возможностей.
У кого-то эти пределы завышены, у кого-то занижены.
Для этого основания свойственно оперирование правом и возможностями. На этом уровне осуществляется оценка уровня пассионарности.
Распределение пассионарности, особенно в той части, когда выясняется кто более харизматичен (например, в судебном процессе).
- пределы права;
- пределы силы;
- пределы личной правовой защиты.
Это основание широко распространено в среде представителей правовых профессий.
Профессиональное Правосознание заостряет этот контур особенно ярко, когда меняются правовые нормы, и каждый юрист пытается занять свою нишу в применении этих изменений.
«Я докажу», «Я покажу», «Я выиграю», «Только я могу предоставить вам профессиональную правовую защиту», «Я готов с вами работать, только если вы будете безоговорочно выполнять мои инструкции»
Здесь происходит переживание императивных норм. Это мир санкций.
Это неотвратимость наказания. Сила Права является доминирующей в этом контуре. Приказывает не столько сильный, сколько уполномоченный, управомоченный.
Принуждение основано на законе – это узаконенный произвол.
Сила Права проявляется в онтологеме: «Так установлено законом, что один подчиняет другого, и я не могу ничего изменить».
[1] Малахов В.П. Философия права. М.,2007, с.82-115
[2] Онологемы – это единицы субъективной онтологии, на которых базируются все другие представления и знания человека. См. Е.Е. Сапогова. Субъективная онтология и жизненный мир личности// Культурно-историческая психология 2019. Т. 15. № 1. С. 35—45 doi: 10.17759/chp.2019150104
Автор: Арапов Сергей Васильевич
кандидат исторических наук
22.09.2019
|