в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Статьи и очерки

Сергей Васильевич Арапов, 21-Июл-2018 16:57, 2202/0

О смыслах

О смыслахПоскольку мы говорили о смысловом обороте и высокой роли смыслов в правовом обороте, то необходимо понять суть явления под названием «смысл». Для чего это нужно? Привычка юриста? Или причина в многозначности понимания?


Смысл действительно нелегко втиснуть в какое-то ёмкое определение: «Смысл – это …». Поэтому погружение в понимание явления Смысла, сути Смысла вполне понятно и необходимо.

В понятие «Смысл» вкладывают разное значение. Среди них:

- Ценность;

- Суть (разумное основание);

- Значение (контекст);

- Цель;

- Причина.

Как соотносятся между собой эти значения?

Ценность – это ядро Смысла (смыслового объема). Без ценности смыл не существует. Здесь нет ничего оригинального. Смысл как ценность раскрывался во многих философских работах. Но здесь важно осознавать подчиненность ценности всех остальных значений Смысла. Именно ценность подчиняет себе все остальные значения.


Суть включает в себя значение (контекст), цель включает в себя причину. Но именно ценность управляет целью с её причиной и сутью с её значением. Именно ценностные ориентиры определяют все смысловые направления. У Смысла есть внешнее проявление – образ. Он содержит символ и какой-либо компонент, включая саму ценность.


Теперь возьмем на себя смелость дать определение явлению под названием «Смысл». Смысл – это явление, возникающее в индивидуальном или общественном сознании, которое содержит в себе ценность, подчиняющую себе суть (разумное основание), значение (контекст), цель и причину.

Внешним проявлением Смысла является образ, который содержит в себе некий символ, в который упакованы содержательные элементы Смысла.

Если в Смысле заключена ценность, то не включает ли ценность понятие «Интерес»?

Сейчас Интерес – основа всего. Все экономические, правовые и политические взаимодействия основаны на Интересе. Но интерес может быть (а может и не быть) только частью Смысла. Интерес «привязан» к понятию «Значение», а «Значение» – к «Ценности».

Смысл, основанный на общественной ценности или общественном интересе, может быть доминирующим в онтологии. Смысл способен преобразовать мир. Интерес – только отчасти и очень дорогой ценой. Интерес уничтожает. Смысл обогащает.


Если рассматривать нашу действительность с точки зрения баланса Правового Восприятия, то сейчас доминирует Право Интереса. Интерес управляет экономикой, политикой, международными отношениями. При этом Смысл либо игнорируется, либо имеет подчинённое вспомогательное значение. Получается, что часть управляет целым. А это недопустимо.


Подчинение Смыслу – это основной механизм сюжетов управления и существования в системе Иного Права. Смысл – универсальное явление. Он способен регулировать и координировать, развивать и дополнять. Смысл – основа онтологии. И потому онтология Смысла всё-таки меняет онтологию Интереса, а с ней и всю Картину Мира. С такой сменой меняется онтология всех видов деятельности.

В связи с этим возникает реальная потребность в реальном и практическом когнитивном инжиниринге, в котором используются технологии переформатирования смыслов в процессе принятия решений . Но в этом случае необходимы технологии моделирования ценностей, поскольку ценность является ядром Смысла.


Ещё одно замечание.


Смысл способен формировать правило и наделять его особым, самостоятельным смыслом, подчиненным этому первоначальному смыслу.

Правило, в свою очередь, образует связи и зависимости, а с ними и новые смыслы. Поэтому правовые связности (правоотношения) становятся ещё и смысловыми.

Правило, в данном случае, это не часть правовой нормы в виде диспозиции.

Правило - это завершенная правовая и управляющая конструкция.

Есть несколько значений понятия правило в зависимости от ударения:

прАвило - правовой смысл и правИло -управляющий смысл (судовой руль).

В нашем случае это единое значение для Иного Права.


Смыслы занимают активную позицию в правовом обороте.

Без них реальное правовое взаимодействие становится невозможным. Следовательно, возникает актуальная потребность в доминирующем положении смысла в социосистеме.



Автор: Арапов Сергей Васильевич

кандидат исторических наук

21.07.2018

© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑