Блог » Статьи и очерки
Объемы права и объемы сюжетов
Задача эта не простая, но решаемая.
Статья представляет собой сборку по итогам двух семинаров: 23 сентября 2015 года по теме «Объем Сюжета и Объем Права» и 21 октября 2015 года «Суть Сюжетного Узла». Глубоко благодарен участникам исследовательской группы Михаилу Белобородову, Андрею Мадоничу и Сергею Мульманову, а также Максиму Иванову, Рафаилу Туртугулову, Руслану Лаптандеру, Александру Казакову.
Собственно, без выполнения этой работы едва ли можно превратить эти парадоксы в полноценные противоречия, а тем более, в балансы»[1].
Поскольку сюжет динамичен, необходимо представлять его емкость. Для этого необходимо ввести в оборот понятие Объем Сюжета и Объем права или ПРАВОВОЙ ОБЪЕМ.
Право, как операционная система Общества, порождает необходимые объемы общественных взаимодействий. Например, правовой оборот имеет свой объем. Это ПРАВОВОЙ ОБЪЕМ. Под ним понимается условная емкость правового оборота, и он содержит определенную правовую энергию.
В нем содержатся сюжетные линии и сюжетные пучки.
Сюжетные взаимодействия очень близки правовым и социальным.
Но сюжетные взаимодействия тесно связаны с развилками, то есть с тем или иным выбором субъектов. Сюжетные развилки могут быть и правовыми. Это интересная тема, которая требует отдельного исследования.
Это выбор правовых последствий. Вообще-то требуется несколько таких развилок, если мы говорим о ПРОСТРАНСТВЕ ОБЩНОСТИ СУДЬБЫ.
Это означает, требуется создать такой источник права, который будет содержать такие развилки.
Это и есть сюжетное право.
Но можно создать и социальную развилку. Это будет развилка социальных последствий.
Эти последствия очень значимы для общества, населяющего конкретную территорию.
Впервые о сообществах общности судьбы было написано в работе Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». Эти сообщества назывались консорции. Это «группы людей, объединенных одной исторической судьбой. В этот разряд входят «кружки», артели, секты, банды и тому подобные нестойкие объединения. Чаще всего они распадаются, но иногда сохраняются на срок в несколько поколений. Тогда они становятся конвиксиями, т.е. группами людей с однохарактерным бытом и семейными связями»[2].
Из Англии уезжала консорция, не мирившаяся либо с Кромвелем, либо со Стюартами, а на новой почве, где былые споры были неактуальны, они стали конвиксиями, противопоставлявшими себя новым соседям – индейцам и французам» [3].
Если говорить о Самоуправляемых Проектных Территориях, то здесь речь идет о фронтире – границе между освоенной и неосвоенной территорией. Только Самоуправляемые Проектные Территории – это пространство нового освоения. Здесь речь идет о новом качестве освоения, освоения для нового развития.
Чем же характеризуется Самоуправляемая Проектная Территория, как Пространство Общности Судьбы?
1. Общие цели и общие перспективы для всей Территории;
2. Общие социальные и правовые нормы, как Обычаи. Особая культурная и субкультурная общность;
3. Иные взаимодействия между людьми;
4. Высокая плотность общественных связей. Мотивация к активизации связей для общих целей и перспектив Пространства Общности Судьбы;
5. Внешние тиски как источник развития;
6. Наличие собственной Картины Мира для всего Пространства Общности Судьбы. Единство –ценность Общества;
7. Саморазвитие. Построение собственного механизма развития. Успех и согласованность Общества;
8. Локализация. Отстройка от внешнего мира;
9. Сохранение культурных ценностей Территории. Знание истории и традиций Пространства Общности Судьбы;
10. Накопление Знаний Пространства Общности Судьбы. Включение Знаний в текущую реальность. Фиксация и процесс передачи опыта и знаний – новое образование;
11. Долгосрочное прогнозирование за пределами Неизбежного Будущего.
2. Структура Сюжетного Объема.
2.1. События. Действия акторов. Переплетение Сюжетных Линий и Сюжетных Пучков. Они имеют свои составляющие. В события включены обстоятельства.
2.2. Сюжетные линии. Это линии сменяемости событий, переплетаемые и, сменяющие друг друга в определенной последовательности. Включены в Сюжетный поток. Подобны течению реки.
2.3. Сюжетные пучки. Ответвления и развилки сюжетных линий. Сюжетные линии, сменившие русло или поток. Подобны ручью или протоке. Это ответвление от основной Сюжетной Линии и Сюжетного Потока в целом. Их течение может находиться также и под влиянием Сюжетных Узлов.
2.4. Сюжетные Узлы. Это контрольные точки-события, имеющие решающее значение для дальнейшего течения сюжетных линий, преобразующие Сюжетные Потоки и Объем Сюжета в целом. Это масштабное событие, влияющее на дальнейшие развитие и развилки общего Сюжетного Потока.
2.5. Взаимодействия. В рамках Сюжетного Потока происходит взаимодействие Сюжетных Линий. Но самые активные взаимодействия возникают именно в Сюжетном Узле.
3. Позиции сюжета. Это касается взаимодействий с другими сюжетными объемами.
3.1. Доминирующие позиции сюжета, когда наблюдаемый сюжетный объем доминирует во взаимодействиях с другими сюжетными объемами.
3.2. Производные позиции сюжета. В этом случае наблюдаемый сюжетный объем является производным во взаимодействиях с другими сюжетными объемами.
4. Развилки сюжета (сюжетного объема). Это развилки сюжетного потока или сюжетных линий. Объекты изучения здесь сводятся к следующему.
4.1. Источники развилок.
4.2. Неизбежные развилки.
4.3. Запредельные и гипотетические развилки.
4.4. Итоги развилок.
Примерная схема сюжетного объема.
Энергия Сюжетного объема передвигает его и дает возможность взаимодействовать с другими Сюжетными Объемами.
Так возникает сюжетные взаимодействия внутри и вне- сюжетных объемов.
Помимо этого следует отметить, что сценирование в сюжетной логике становится иным. Здесь иная методика сценирования.
Сценарий выстраивается на основе контрольных точек-событий или Сюжетных Узлов.
Таким образом, выстраивая контуры в виде контрольных точек можно выстраивать сюжетные линии и сюжетные пучки, которые и смогут образовать сюжетные узлы - контрольные точки.
А нам нужен сюжет, который охватывает Общество или Страну. Например, первые пятилетки в СССР – это сюжет «Построение рая на Земле».
Главное, что такие сюжеты, охватывающие Страну и, основанные на созидании, существовали в истории и могут повторяться с определенной регулярностью.
Но территории могут объединяться и в более крупные образования – в домены, округа, в страны-миры. Эти особые формы территориальной таксономии, которые, по сути, являются социально-территориальными образованиями, в основе которых лежат естественные союзы. Это уже формы постгосударственных образований, то есть совсем другая история.
1. Сюжет подобен Реке. Это скорее Сюжетный Поток, в котором переплелись различные Сюжетные Линии.
2. Одной из элементов Сюжетного Узла является Плотина. Она забирает энергию (Сергей Мульманов).
3. В Сюжетном Узле происходит шлюзование сюжетной линии. Здесь меняется энергии потока и его направление.
4. Направление потока – это создание канала.
5. Контроль над Сюжетным Узлом связан с созданием канала для Потока. Нет канала – нет контроля. Канал – это право. Правовой коридор. Это допуски.
Старые каналы создают накопление потока для изменения направления канала. Объем права – это объем правовой деятельности. Широта канала подразумевает увеличение объема права.
Условные единицы – это шкала измерения права. Возникает необходимость в Опережающем Праве. Выстраивание сюжета – это сдача канала в пользование.
1. Существенное значение здесь имеет Ситуационное Право. Ситуационное Право – это светофор. Время сюжета. Оно интуитивно … по ответственности.
2. Чрезвычайное право – это может быть один из видов Ситуационного Права.
3. Но здесь необходимо Опережение. Создание права, которого нет.
4. Цель – через поколение.
5. Норма: Принуждение к изменениям. Современное право направлено на ограничение сюжетов. Точнее их разнообразия. Необходимо Правоспособствование сюжетам (Андрей Мадонич).
Объем территориального сюжета – это ПРОИЗВЕДЕНИЕ территории, количества социума и Реальные события (Михаил Белобородов).
Норма – это принуждение к изменениям.
Помимо стенок канала или коридора лабиринта, где есть и тупики и проходные коридоры. Здесь возникает и социальное давление на стенки коридоров лабиринта. Здесь происходит шлюзование Потока. Лабиринты создает новые сюжетные линии.
Сюжетный Объем предполагает наличие новых типов эво-операторов. Но это уже группа операторов сюжета.
Объект наблюдения – Сюжетный Объем. Он отвечает за Сюжетный Объем в целом. Это своеобразный системный оператор всего Сюжетного Объема. Координация скоростей всех элементов сюжетного объема, нормальное функционирование всего Сюжета – это основа его ответственности.
Объект наблюдения – Сюжетный Поток. Отвечает за включение Сюжетных Линий в Сюжетный Поток. Он регулирует скорость сюжетных линий внутри Потока.
Объект наблюдения – Сюжетная Линия. Он отвечает за течение событий в Сюжетной Линии, за отсутствие избыточности событий в сюжетной линии или последствий событий.
Объект наблюдения – Сюжетный Узел. Отвечает за сочетание каналов в Узле-Лабиринте. Он выстраивает, во-первых, сочетание всех коридоров Лабиринта и их изменение при прохождении Потока с определенным набором сюжетных линий. Во-вторых, он выстраивает само прохождение Сюжетного Потока и его частей через Лабиринт. При этом каналы Лабиринта всегда обновляются, а в каналах Лабиринта есть сито. Их в лабиринте довольно много. Они отсеивают избыточные элементы сюжетных линий, включая события или их последствия. События и сюжетные линии как бы шлифуются.
1. Плотность событий в Узле. События в сюжетных линиях становятся более плотными, поскольку сами сюжетные линии в лабиринте уплотняются. Учитывая, что лабиринт имеет сито, это еще одно препятствие и, соответственно уплотнение событий. Это насравнимо с течением событий сюжета в русле-канале до и после лабиринта.
2. Увеличение социального давления при шлюзовании Сюжетного Потока. Это понятно, поскольку поток в лабиринте встречает тупики, там накапливается социальная энергия напрягает и выносит сюжетный поток к выходу из тупика. Социальное давление сюжетного потока на стенки лабиринта повышает его уровень.
3. Насыщенность событий связана с указанными и с плотностью и увеличением социального давления двумя положениями.
4. Увеличение скорости событий или быстрота событий.
С ними также связана плотность событий и социальное давление.
5. Неопределенность.
Коридоры лабиринта всегда создают неопределенность. Где-то коридор –канал, а где-то коридор-тупик. «…до конца никогда не можешь определить все координаты, т.е. ты можешь все координаты фиксировать до узла, можешь после» (Михаил Белобородов).
6. Квантовая спутанность.
В лабиринте Сюжетного Узла квантовая спутанность вполне возможна. Это касается и сюжетных линий и событий входящих в ту или иную сюжетную линию.
7. Сюжетный Узел имеет свойство маршрутизатора.
По крайней мере, все преобразования в Сюжетном Узле носят динамичный направленный характер.
Это свойство прямо соотносится с работой обычного маршуртизатора, который может связывать разнородные сети различных архитектур. Соответственно, Сюжетный Узел может связывать самые разнородные Сюжетные Линии и составляющие их события.
Думается, что это далеко не полный перечень характеристик Сюжетного Узла.
Существенное значение для всего сюжетного объема имеет скорость. Скорость в сюжете связывается со скоростью потока, со скоростью сюжетных линий, со скоростью прохождения Потока в Сюжетном Узле.
С одной стороны, можно считать, что выход из Узла – это выход из сюжета. С другой стороны, выходя из сюжетного узла поток обновляется, изменяется. Здесь присутствуют
и обновленные сюжетные линии, и новые события, и новая оценка предшествующих событий.
Отсутствие Сюжетного Узла – это отсутствие возможностей для изменений.
Если Сюжетный Узел существует в наличии, значит:
1) появляются возможности для изменений;
2) возможен выход из Сюжета. Но выход не из самого Сюжетного Объема. Здесь выход из Сюжета означает осмысление той его части, которая является основой для дальнейшего решения, как личностного, так и управленческого для организации или территории.
Выход из Сюжета – это может быть и частный случай шлюзования Потока в коридорах Лабиринта.
Другой вариант выхода из Сюжета – это наводнение коридора и сюжетный поток выплескивается из Сюжетного Узла.
Мерность в Сюжетном Узле проявляется, как возможность измерения социального давления Сюжетного Потока на стенки Лабиринта. Тогда возможен не столько выход их Сюжета, сколько из Сюжетного Потока.
Это значит «быть на берегу». Это отдых от Сюжета или отдых от событий, включенных в Сюжетную Линию.
«Кто воевал, имеет право у тихой речки отдохнуть» (В.В. Маяковский).
Теперь хорошо бы понять соотношение между сценарием и сюжетом.
Сюжетное пространство включено в сценарное на основе согласованности всей совокупности сюжетов (сюжетных объемов), входящих в сценарий. Согласованность в данном случае системная.
Если представить сценарий как системное явление, то возникают следующие позиции.
Сценарий содержит свод Сюжетных Объемов.
Сюжетный объем содержит свод Сюжетных Потоков.
Сюжетный поток – свод Сюжетных Линий.
Сюжетная линия – свод событий.
Управление обстоятельствами своей жизни влечет управление событиями жизни.
Иногда человек плывет по течению не потому, что не справился с обстоятельствами, а потому, что течение- это событие, которому не надо мешать.
Обстоятельства – это Действительность. События – это Реальность.
Событиями, как и обстоятельствами, тоже можно управлять. Но это уже означает включенность в некую программу событий, в сюжет не индивидуальный, а сюжет более высокого уровня, - общественный или территориальный.
Если применить систему Сюжетного Объема к управлению Самоуправляемой Проектной Территории, то есть системный оператор, который структурирует и моделирует управление территорией – от территории муниципального образования до территории страны.
Здесь балансы ресурсов управления являются сюжетными потоками. Они содержат сюжетные линии – конкретные системы управления.
Например, баланс административных ресурсов (сюжетный поток) содержит административную ресурсную систему, правовую ресурсную систему, территориальную ресурсную систему и информационную ресурсную систему. Они и являются сюжетными линиями, входящих в баланс административных ресурсов. Также и другие балансы ресурсов содержат свои системы управлении, которые являются в сюжетном управления сюжетными линиями.
Как видим, управление через сюжет может быть вполне реальной управленческой технологией. И, похоже, близость к ее разработке велика.
«Только поняв количественно-качественное взаимодействие и описав функции зависимости между сценарным ландшафтом и сценариями/событиями, можно будет перейти от интуитивного изменения сценарного пространства к технологии реального управления сценарным ландшафтом» [4].
Автор: Арапов Сергей Васильевич
кандидат исторических наук
25.11.2015
[1]С. Переслегин, Е. Переслегина, А. Желтов, Н. Луковникова. Сумма стратегии. СПб, 2013 с. 260
[2] Л.Н. Гумилев «Этногенез и биосфера земли» Л. 1990 с.111
[3] Л.Н. Гумилев «Этногенез и биосфера земли» Л. 1990 с.111
[4] С. Переслегин, Е. Переслегина, А. Желтов, Н. Луковникова. Сумма стратегии. СПб, 2013 с. 944.
|