Блог » Статьи по итогам семинаров
Самоуправляемые Проектные Территории. Новые заметки о территориальной проектности. Часть 3.2.
Сергей Переслегин: Можно ли одним понятием установить и общность территории, и общность судьбы?
Андрей Парибок: Можно. Удел.
Семинары 24 июня и 15 июля 2015 года показали любопытную особенность. Когда мы говорили о признаках проектности, то постоянно упирались в проектность бизнеса, в любую другую проектность, но не проектность социальную или историческую, с которыми должны быть связаны территории. В чем же дело? В ходе одного из семинаров проекта «Иное Право» по теме «Ценности Иного Права» было указана ценность «Проектность–Будущность». И получается, что Проектность и Будущность это далеко не одно и то же. Именно в ходе семинара 24 июня 2015 года мы и поняли это различие. От души благодарю Андрея Мадонича, Михаила Белобородова и Сергея Мульманова за участие в семинаре и глубокую проработку темы.
Тема «Территория общности судьбы» (Удел – в терминологии А.В. Парибка) была основной на семинаре 24 июня 2015 года.
Для начала несколько слов о том, что может представлять собой Будущность и чем она может отличаться от Проектности.
Для этого уместно обратиться к понятию эвология, которое было разработано Сергеем Переслегиным.
«….. В этой связи представляет интерес понятие «эвология», упаковывающее идею развития во всех его известных формах. Эвологический и экологический дискурсы можно рассматривать как взаимодополняющие альтернативы.
Эвология относится к экологии, как эволюционная биология к биологии биоценозов. Другими словами, можно рассматривать эвологию, как обобщение экологического подхода, переход от статики к динамике.
Тогда геополитике, оперирующей существующими ресурсами, будет соответствовать эвополитика, которая работает с ресурсами в их динамике, то есть рассматривает изменение статуса ресурса, обесценивание ресурса, возникновение нового ресурса. Эвополитика остается военной дисциплиной, как и геополитика, с которой она связана генетически.
С точки зрения прогностики реальное содержание эвополитики заключается в том, что она рассматривает само Будущее как дефицитный и значимый ресурс и конструирует механизмы войны за приватизацию и удержание этого ресурса.
В эвополитике мы воюем за ресурс Будущего, потому что он придает смысл всем остальным ресурсам, являясь «всеобщим ресурсным эквивалентом», но не в пространстве, а во времени. Другими словами, контролируя Будущее, вы можете сделать свои ресурсы ценными и конвертируемыми, а все остальные — обесценить или даже придать им отрицательную ценность.
Так, огромные размеры российской территории с развитием индустриальной фазы начали утрачивать свою ценность, а в эпоху глобализации утратили ее окончательно.
Но в логике эвополитики можно сконструировать такое Будущее, в котором российские просторы вновь приобретут значение ключевого ресурса.
Аналогично эвоэкономика имеет дело с изменением потоков, реструктурированием хабов, управлением логистикой, эволюцией экономических и финансовых систем.
Эвокультура изучает механизмы создания, трансформации и уничтожения культурных кодов, техники взаимодействия таких кодов между собой, интеграцию и соподчинение уникальностей.
Эвосистемное пространство задает три ключевых для прогностики вопроса:
- Почему мы должны воевать за ресурс Будущего? (Эвополитический подход)
- С кем нам придется конкурировать на рынке Будущего? (Эвоэкономический подход)
- Как, последовательно трансформируя свои и чужие культурные коды, построить приемлемое совместное Будущее? (Эвокультурный подход)»[1]
Эта цитата не была случайной, поскольку эвологические начала будут основой Иной Эвологической Проектности для Самоуправляемых Проектных Территорий.
Но вернемся к семинару 24 июня 2015 года.
Михаил Белобородов высказал мысль о том, что «проектная логика ломает или способна сломать логику историческую».
При этом проектная территория должна иметь не только свою социально-историческую проектность (куда идем?), но и свою историческую перспективу (чего достигнем?).
Для понимания общности судьбы важны исторические корни конкретной территории. При этом доминирующими основаниями здесь будут именно историческая общность, исторические корни («так исторически сложилось»). При этом признак исторической автохтонности или миграционности населения конкретной территории не является определяющим.
Например, Косово историческая сербская территория. Но и появление албанцев на ней тоже имеет свои основания (Михаил Белобородов). Однако, ревизия всех итогов югославского раздела странами НАТО, в том числе и Косово, окажется неизбежностью в самое ближайшее время.
Крым. Здесь проживают крымские татары, которые считают себя самыми ранними автохтонами. Но здесь проживают и греки, которые являются здесь более древними автохтонами.
Получается, что исторически сложилось по состоянию «как есть», а не «как было». То есть необходимо признать, что историческая общность территории определяется по состоянию «как есть». Но могут быть и другие состояния – «каковы последствия» и «что достигнуто». Это и есть историческая общность.
Поэтому вполне закономерен вопрос: какая сила способна удержать исходную или проектную территорию? Война Ареса? Война Афины? Война Аполлона? А может сила удержания территории никак не связано с логикой войны?
1. Цели. Миссия/Перспектива
2. Исполнители/ Команда.
3. Субъект Проектности (Заказчик- Реализатор).
Сложная иерархическая субъектность.
4. Онтологическая «крыша» (идея). «Такой идеи ни у кого нет»
5. Исходные условия (территория/люди, ладшафт, производительные силы, производственные отношения).
6. Граничные условия. Гуманитарные принципы. Противники. Время. Например, ограничение по времени может быть связано с обозримым будущим.
7. Видимая Достижимость результатов.
8. Территориальная среда.
9. Символы/ идентичность.
10. Культура эстетика.
11. Сворачивание времени и пространства. Оператор преобразования
12. Преобразование среды.
Потенциал – Преобразование – Потенциал/ (штрих)
13. Соревнование, состязание проектов. Выбор проектов.
Форма выборов: от классических до реалити шоу.
О выборах проектов: realnyeludi.ru
14. Кооперация с другими проектами.
Согласованность с другими проектами важна при реализации любой территориальной проектности.
15. Самоорганизация. Построение. Волевой Импульс.
Где же признаки социально-территориальной проектности? Что нового мы проявили?
1. Исторические Корни
2. Историческая Общность
3. Историческая Перспектива
Историческая перспектива – это не только онтологическая рамка. Это и есть та самая Будущность, которая принципиально отличается от классической социально-территориальной проектности.
Именно в логике Будущности проектная логика не ломает историческую. Да и способна ли на это проектная логика?
Мне представляется, что одна из причин крушения Советского Союза заключалась в том, что именно историческая логика сломала проектную.
Имело место увлечение проектностью без учета исторических корней, исторических общностей и исторической перспективы.
Исторические корни старались уничтожить в угоду новому проекту.
Историческую общность попытались создать заново в форме советского народа, но эта общность не стала исторической.
Историческая перспектива в форме коммунизма была больше идеологической, чем исторической.
Получается, что Проектность – конструкция искусственная, а Будущность, связанная с историческими перспективами, – естественная.
Это одно из различий между Проектностью и Будущностью.
Именно поэтому историческая логика оказалась более гибкой по отношению к логике проектной. Она к ней просто приспособилась.
Именно поэтому историческая логика преодолела проектную в исторической перспективе.
Будущность – это проектирование за пределами Неизбежного Будущего. Будущность вообще не имеет предельности, либо это предельность «плавающая».
Будущность можно связывать с эвологией, с неаналитическими стратегиями, с проектированием (или стратегированием) запредельности.
Классическая Проектность предельна и конечна. Она соотносится с глобальной гео-рамкой (геополитика, геоэкономика, геокультура). То есть Проектность работает в логике гео. Она работает с Неизбежным Будущим.
Её можно обозначить термином Гео-Проектность.
Будущность можно обозначить термином Эво-Проектность. Правда, слово проектность вряд ли вообще применима к эвологии, но пока термин используется в качестве рабочего.
Итак, Будущность – это Эво-Проектность, связанная с неаналитическими стратегиями, со спонтанностью реализации целей и высокой ролью самоорганизации вместо директивного управления.
В.И. Вернадский разработал Будущность. Но при ее реализации она превратилась в Проектность. Может быть, поэтому так актуально сейчас возвращение к В.И. Вернадскому, как истоку Будущности?
Каковы же признаки той самой Будущности?
1. Выявление и конструирование Запредельного/Инового.
2. Метастратегическое планирование.
3. Динамика развития и состояний объекта в Будущем.
4. Преодоление Неизбежного Будущего через конструирование объектов и среды за пределами Неизбежного Будущего.
5. Генерация социального многообразия для Единства Общества.
6. Прочная связь Будущности с эвологией и историй или хроноисторией.
Под хроноисторией понимается научный подход или дисциплина, в которых время обращается не только в прошлое, но и в настоящее и будущее.
Проектная логика работает в режиме Права Интереса (Права Понятий) и Права Процессов (Права Закона).
Будущность работает в исторической логике и потому гибка и неистребима.
По итогам первой мировой войны три европейские монархии, которые представляли собой империи, прекратили свое существование. Две из них действовали в логике Права Интереса (Германия, Австро-Венгрия), одна – в логике Права Совести (Российская Империя), часто поступаясь своими интересами. В итоге все монархии и две империи были уничтожены, а одна империя осталась, только в другом виде – Советский Союз.
Будущность работает в эво-проектной логике и работает с запредельностью.
С присвоением правового статуса Самоуправляемой Проектной Территории указанные виды проектности являются содержанием двух временных этапов. Это своеобразные этапы развития территории.
Сборка Исходной Территории представляет собой преобразование территории провинции в территорию Общности Судьбы. Эта сборка осуществляется с помощью Гео-Проектности.
При этом даже если Исходной Территории присваивается статус Внутренней Самоуправляемой Проектной Территории, центральная власть будет заинтересована в новой точке роста для собственного развития.
Поэтому наличие территории общности судьбы – Удела, выгодно Центру и не является проявлением сепаратизма. Напротив, с развитием Удела совершенствуется Центр. Итогом развития на этом этапе является рост экономического потенциала.
Удел наделяется историческими перспективами. Здесь же появляются Смыслы, Онтология и Идентичность.
Эта сборка осуществляется с помощью Эво-Проектности.
Построение Будущности в отдельно взятом Уделе (территории Общности Судьбы). Вспомним тезис: «Проектность присваивает смыслы для конкретной территории».
Важным содержанием этого этапа является наделение Удела историческими перспективами.
Этот этап связан с возможностью самоопределения.
Если Будущность Удела и Центра будут близкими в случае с Внутренней Самоуправляемой Проектной Территорией и со Смешанной Самоуправляемой Проектной Территорией, то есть смысл связать свое дальнейшее развитие с Центром.
Если Будущность Удела и Центра не совпадают, то самостоятельность Удела должна быть гарантирована международными процедурами.
Проектирование в логике эво – дает возможность преодолеть предельность. В первую очередь это связано с новым типом мышления.
«Эвология порождает тип мышления, не ограниченный ни в пространстве, ни во времени. Этот тип естественно создает эво*-рамку и соответствующие метадисциплины развития: эвоэкономику, эвополитику, эвокультуру» [2].
[1] Сергей Переслегин, Елена Переслегина. Дикие карты Будущего, или «Сталинград!» Terra Fantastica Санкт-Петербург АСТ Москва 2011, фрагмент, с.26-27
[2] Сергей Переслегин. Опасная бритва Оккама. М.:АСТ: Астрель, СПб Terra Fantastica , 2011 с. 664
Автор: Арапов Сергей Васильевич
кандидат исторических наук
16.07.2015
|