в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Правовая система

Сергей Васильевич Арапов, 13-Апр-2011 23:57, 7964/10

Ненаучные заметки о государстве и праве

Все, что делается сейчас всеми государствами в сфере управления, наводит на мысль, что государство в своем нынешнем виде РЕГУЛЯТОРА ВСЕГО И ВЕЗДЕ отмирает. На смену тотальному регулированию приходит другая функция. А с ней меняется и характер права.


О государстве.


Итог тяжкого исторического пути государства неутешителен.Государство не знает куда идти. Кризис государственности назрел так же, как и финансовый.

К. Маркс говорил об отмирании государства. Но возможно это сейчас?

Вряд ли государство отомрет совсем. Но оно должно изменить свои функции. Иначе погибнет. Каковы пути изменения государственных функций?

Государство–регулятор должно уступить место государству–координатору. В чем разница и почему это так необходимо знать? А еще лучше осуществить.


Что мы имеем при государственном регулировании?


Господство абстрактных норм, тоталитарное государство в обличии формальной демократии, противоречивое законодательство, исполнение которого все равно ведет к нарушению закона.

«Может в консерватории что-то надо подправить?» - говорил М. Жванецкий. Надо. И ведь дело не в законах. И ведь как законодательство не меняй, будет то же самое. Дело не в качестве законов или законотворческой деятельности. Дело совсем в другом. В характере и сущности государства, управления и государственности вообще.

Главная функция государства сейчас – это функция регулирования. Все нормы исключительно регулятивные. Вы спросите, что входят ли сюда диспозитивные нормы? Входят. Они тоже регулируют поведение резервными правилами, снижая, таким образом, само значение выбора диспозиции.

Государство (и право, как ресурс государственного управления) регулирует поведение. НО поведение настолько многообразно, что постоянно быть правовым быть не может. Да число других объектов регулирования становится бесконечным. Когда мы говорим о функциях государства, мы пытаемся детализировать процесс государственного управления.

Государство управляет с помощью определенных функций. А функции, соответственно, включают в себя определенные согласованные действия.


С.Б. Переслегин в книге «Самоучитель игры на мировой шахматной доске» определил следующие управленческие действия со стороны государства:


- Управление через проектную деятельность.

- Управление через рекомендацию.

- Управление через влияние.

- Управление через информационное регулирование.

- Управление через воздействие на юридическое пространство.[1]


Первые три управленческие действия можно объединить в координирующую функцию. Остальные два – в регулирующую. В практике мы сталкиваемся с основной функцией государственного управления – с регулированием.


Жесткость конструкции государства–регулятора позволяет заметить, что регулирование в ближайшей перспективе государству придется или заменить или уступить функции координации. По крайней мере, координация будет играть более значимую роль в функциях государства, чем прямое (или непрямое) регулирование. Что должно быть объектом координации?


Объектом координации должны быть социальные балансы. [2]

В упоминаемой работе С.Б Переслегина указывается, что функцией государства является управление развитием через установление и поддержание проектных и институциональных балансов.[3] Но объектами государственного управления являются и балансы социальные. Под социальными балансами понимается совокупность отношений субъектов социальной деятельности, требующих согласованности действий во внешней и внутренней среде. Но согласования должны происходить не в привычном разрешительно–директивном режиме, а в режиме функциональной согласованности – координации.

Баланс имеет и свойства состояния (равновесия), и свойства системы, как некой совокупности общественных отношений. В системном свойстве баланс является обособленной единицей. Пределы обособленности баланса определяются самой совокупностью отношений.

О каком равновесии может идти речь?

1) РАВНОВЕСИЕ ЦЕЛЕЙ

2) РАВНОВЕСИЕ ИНТЕРЕСОВ

3) РАВНОВЕСИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4) РАВНОВЕСИЕ ПРИНЦИПОВ

5) РАВНОВЕСИЕ ЦЕЛЕЙ И ИНТЕРЕСОВ

6) РАВНОВЕСИЕ ЦЕЛЕЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7) РАВНОВЕСИЕ ИНТЕРЕСОВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

8) РАВНОВЕСИЕ ПРИНЦИПОВ И ЦЕЛЕЙ

9) РАВНОВЕСИЕ ПРИНЦИПОВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Группировка социальных балансовПо видам:

- По видам деятельности

- По видам целей

- По видам интересов

- По видам принципов


По сочетаниям:

- ИНТЕРЕСОВ

- ЦЕЛЕЙ

- ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- ПРИНЦИПОВ

- ЦЕЛЕЙ и ИНТЕРЕСОВ

- ЦЕЛЕЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- ИНТЕРЕСОВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- ПРИНЦИПОВ и ЦЕЛЕЙ

- ПРИНЦИПОВ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


В упоминаемой работе С.Б Переслегина указываются конкретные балансы, которые должны быть объектами государственного управления.


Это балансы:

- межсоциальный, межконфессиональный межпарадигмальный;

- естественно–научного и гуманитарного познания (естественных и гуманитарных инноваций);

- объективного, субъективного и трансцендентного знания;

- инновационного и сырьевого модулей экономики[4].


Как видим, здесь указаны и экономические, и социальные балансы.

Правда, следует заметить, что в книге С.Б. Переслегина «Самоучитель игры на мировой шахматной доске» речь шла о балансном управлении государства в сфере экономики. Однако, социальные балансы также находятся в сфере государственного управления. Не исключено, что социальные балансы могут оказаться субъектами проектности различного уровня.

Что делает государство в сфере управления балансами?

- Устанавливает балансы самостоятельно либо по соглашению с участниками социально-правовых отношений, входящих в тот или иной баланс;

- Облекает балансы в правовую форму и устанавливает конкретные правоотношения как внутри балансов, так и между ними; так социальные отношения внутри балансов становятся социально-правовыми;

- Контролирует надлежащее состояние балансов;

- Ведет мониторинг согласованности балансов совместно с участниками социально-правовых отношений, входящих в тот или иной баланс;

- Изменяет и дополняет содержание балансов совместно с соответствующими участниками социально-правовых отношений.


Но разве координация не подразумевает регулирование? Или это одно и то же? Нет не одно.

Регулирование – это одностороннее действие (приказ). Координация предполагает взаимные действия, в том числе и обратную связь. При этом объект интереса у всех один – согласованность балансов. Рассогласованность балансов – естественный процесс в общественном развитии. Но для этого и существует координация совместных действий для восстановления или изменения балансов по различным параметрам. Целевой интерес – это итог согласованности внутри балансов. Однако и координацию, и регулирование объединяет одно. Это две функции государственного управления.


Таким образом, государственное управление с главной функцией – координация – это несколько иной вариант управления, чем регулирование. И, похоже, более эффективный. Разумеется, потребуются дополнительные исследования по функционированию системы государственной координации. Понадобится выработка других подходов к праву. Каких?



Право.


У права здесь задачи не из легких.

Во-первых, задачей права является включение в систему научных исследований само понятие социального баланса, как субъекта правовой деятельности и субъекта интереса. Во-вторых, право как регулятор поведения, должно установить надлежащее поведение для баланса.

В-третьих, система правоотношений внутри балансов и между балансами должна устанавливать конкретные правовые связи. Здесь возможны изменения структуры правовых норм. Поскольку сейчас мы чаще всего имеем дело с нормами-регуляторами, то и структуры этих норм являются чисто регулятивные. Если речь идет о координации, то и структуры этих норм должны измениться.


Это далеко не полный перечень задач, который нужно решить праву. Однако без их решения нам в государственном управлении не продвинуться.


Таким образом, система государственного управления балансами распространяется не только на экономическую, но и на социальную сферу. Функция регулирования в системе государственного управления должна постепенно уступать место функции координации, не исключая полностью регулирующую функцию. От правовой науки потребуется разработка новой структуры правовых норм, которые служили бы инструментом координирующей функции государственного управления. Кроме того, баланс как субъект права также должен найти свое место в правовой системе.


Автор: Сергей Арапов

кандидат исторических наук

14.04.2011


________________________________________

[1] Переслегин С.Б. «Самоучитель игры на мировой шахматной доске». М АСТ, СПб Terra Fantastica, 2006, с.563

[2] Это не значит, что балансы невозможно будет регулировать. Только удельный вес государственного регулирования будет ниже, по сравнению с координированием.

[3] Переслегин С.Б. «Самоучитель игры на мировой шахматной доске». М АСТ, СПб Terra Fantastica, 2006,с.562

[4] Переслегин С.Б. «Самоучитель игры на мировой шахматной доске». М АСТ, СПб Terra Fantastica, 2006, с.564

тип вывода ветки
#76700
, 14-Апр-2011 01:44
+1
Сергей Васильевич вы считаете все это успеется притворится в жизнь пока мы окончательно не стали сырьевым придатком для Китая и не вошли в НАТО? Честно я уже думаю, что мы уже зависли над пропастью, осталось только в нее упасть.Совет по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ опубликовал "Предложения об учреждении общенациональной государственно-общественной программы "Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении". В них Совет по правам человека при Президенте РФ признал ответственность СССР за геноцид и Вторую мировую войну. То есть нас всех «подписали» на покаяние – русских мало били и резали в 20 веке, теперь нас приравняли в Третьему Рейху. Москва повесила Катыньскую трагедию на Россию, теперь поляки могут требовать компенсаций, а наших ветеранов очевидно потребуют назвать оккупантами.Теперь можно ожидать, что Россия вступит в НАТО, сигналы идут чёткие. Это будет «труба» полная и безысходная. Русские будут воевать за Лондон и Вашингтон.Либерализация Уголовного кодекса, по 68 видам преступлений минимальный срок снижен до двух месяцев лишения свободы. Например: в рамках «либерализации» Уголовного кодекса, будет, например, допускаться лишение свободы на два месяца за нанесение тяжких телесных повреждений со смертельным исходом. Убийце достаточно объяснить, что он никого не хотел убивать, а просто наносил телесные повреждения, а если потерпевший от этих повреждений умер - ну что ж тут поделать, не повезло человеку. В перечне и товарная контрабанда, она теперь не будет уголовным преступлением. В основном президентские поправки коснутся экономических статей – типа мошенничества (ст. 159) или «хищения предметов, имеющих особую ценность» (ст. 164). В первом случае подсудимый мог получить по нижнему пределу 2 года, во втором – вообще 6 или 8 лет. Теперь в обоих случаях даже при составе преступления подсудимый может быть оправдан – судья вполне может найти веские причины для такого решения (к примеру, болезнь) Полный текст поправок: www.pravo.ru (внешняя ссылка). Вот, что мы с вами сможем сделать при нынешнем развитии событий?
Марина!
Что мы можем сделать! Писать!! ГОВОРИТЬ!!! Выступать!
По поводу рекомендаций президентского совет дважды писать письмо президенту. Одно из них разместил Вконтакте и на face book.
Приходил ответ, что доводы будут учтены. писал премьеру, чтобы вмешался!! Я без иллюзий: знаю судьбу писем и электронных и бумажных. Но лучше если они будут, чем не будут!
По воду либерализации УК, могу сказать одно: чаще плоды испытывают в первую очередь сами либерализаторы. НО это другая история.
Ну и конечно думать и развивать свои модели управления. Они тоже должны быть в нужную минуту в нужном месте. Значит, надо над этим работать.
Вот что зависит от нас! Ничего другого, ГЕРОИЧЕСКОГО нам не надо придумывать.
Марина! Спасибо Вам за очень душевный отклик! Будем работать!!!
#76896
+1
Сергей Васильевич, ну вот мне сегодня задали вопрос : Наивный детский вопрос почему сейчас никто из правителей не думает о стране?
Мой ответ: Дело не в личностях политиков, что они плохи или хороши, дело в форме власти. Почему при монархии в страна была более богатой, да потому, что это его страна он царь, царица, власть переходила из поколения в поколения, неужели мудрый отец оставит развалины для своих потомков? В отношения народа сложнее, кто по сути народ, это не Валя, Маша, Гриша, это ресурс который приносит прибыль, а когда это думали о чаяниях ресурсов? Да ресурс заканчивается, что делать? Либо дать ему время на восполнение либо найти другой ресурс. Поэтому для нашей страны приемлема монархическая власть, но с развитием и поднятием, и пополнением трудового ресурса.
Хотела бы услышать ваш ответ на этот вопрос.
По поводу писем на оф.сайты, самая главная ошибка президента, он не имел право признавать исторические ошибки совершенные не им это раз,пусть в своих кается их у него не мало, и два приносить извинения от имени страны, часть которой является народ не проведя по данному вопросу элементарного народного референдума. А если у президента туго с историей, международным правом и юридическими знаниями, то вот как раз мы и могли бы ему помочь в этом, чисто психологически ни один человек не любит когда ему указывают на ошибки, очевидно письма надо писать с желанием помочь, а не укорить.
#76901
, 14-Апр-2011 19:18
+1
А что мы с вами можем сделать в таких условиях, так это формировать общественное мнение. По поводу предложения об учреждении общенациональной государственно-общественной программы "Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении". В них Совет по правам человека при Президенте РФ признал ответственность СССР за геноцид и Вторую мировую войну, у меня была дискуссия и не поверите многие просто не видят в ней ничего не то, что ужасного, а даже плохого. То ли я не умею доносить до людей значимую информацию, то ли все таки люди не хотят слышать, что президент страны мог допустить такую историческую ошибку.
Марина!
Боюсь, что массовое сознание разъела такая плесень, что призыв "лишь бы не было войны" на самом деле ее только ускоряет. Не зря же говорят, что страхи реализуются быстрее. А при таком раскладе я не удивлюсь ни революции, ни войне.
#77043
+1
А при таком раскладе я не удивлюсь ни революции, ни войне. пока прослеживаются 2 признака революционной ситуации:
1) невозможность господствующего класса сохранять в неизменном виде своё господство, ситуация, когда верхи не могут править по-старому;
2) резкое обострение выше обычного нужды и бедствий угнетённых классов, когда низы не хотят жить по-старому, а вот к 3 признаку: значительное повышение активности масс, их готовность к самостоятельному революционному творчеству пока еще не активировалась, но при умелом раскладе может так полыхнуть, что все оранжевые революции у наших соседей будут казаться безобидным маскарадом, а может это просто уже миф о медведе который спит и вот вот проснется, по моему у нас уже очень глубокий коматозный сон.
Поскольку вся активность масс в Интернете, то через интернет эту революцию,похоже, и сделают!!!:) Это будет самая красивая полит технология за всю историю революций.
У Вас хорошо сохранились базовые знания о революционной ситуации. Не каждый может похвастаться!!!!
#77269
, 17-Апр-2011 09:33
+1
Сергей Васильевич, во-первых я историю очень люблю, во -вторых я ее преподавала в школе, хотя и не педагог, просто была нехватка учителей, поэтому, чтобы детям было интересно пришлось освежать знания))). А вот революцию через интернет я не могу представить, можно конечно попытаться провести аналогию: Хакеры - это анархисты, блогеры - это больше к монархистам, а вот кто же идейный лидер и пастух, что поведет за собой массы?
Марина!!!
За последним дело не станет! Молодой амбициозный, загоревшийся серьезным намерением заразить массы новой идеей - вот и лидер первой волны. А, как известно, идея овладевшая массами - это серьезная сила. Почему первой? По аналогии с Наполеоном: "Революция уничтожила церковь, а я уничтожил революцию." Ну а если учесть, что за любой революцией стоит кукловод, то... "коренным вопросом всякой революции является вопрос о власти" Классики не стареют, как бы к ним не относились
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑