Балансы распределенных оснований – очень перспективные инструменты для управленческих задач. Впервые вопрос о балансовом подходе в сфере управления был поднят в статье «Балансы, как объект управления» [1]. Но именно работа над балансами распределенных оснований дает возможность расширить круг инструментов управления.
Для структурирования любого хаотичного явления требуется обнаружить какие-либо очевидные связи. Так выстраивается баланс распределенных связей, который состоит из трех элементов. Первоначально, это первичное построение, которое отражает определенные очевидные связи. Если эти связи между собой имеют функциональное значение, то мы имеем дело с некими основаниями. Это Целевые основания, Ресурсные основания и Деятельностные основания.
Работая над Универсальным Законом (Единым Правоначалием), возникла необходимость работать с объемными балансами.
Объемные балансы имеют вид тетрайдера. Здесь помимо трех упомянутых оснований выступает четвертое основание – Инструментальное. Оно тесно связано с Ресурсным основанием.
Чем отличается Ресурсное основание от Инструментального основания?Во-первых, любой ресурс – это источник обеспечения деятельности. Это материальные и нематериальные активы, это люди с их умениями и навыками. Инструмент – это способ обеспечения деятельности. Это методы, технологии, приспособления для конкретных видов деятельности по реализации замысла или Целевого основания. Ну а Деятельностное основание – это исполнение целей и замыслов.
Во-вторых, Ресурсные и Инструментальные Основания могут меняться местами в зависимости от конкретных условий. Инструментальное основание представляет собой конкретное сочетание конкретных ресурсов.
Но в гипербалансах (балансы второго уровня)[3] сохранят те же основания.
Например, выведен гипербаланс Праводержавия. Он не объемный.
Целевым основанием в нем является Власть. Поскольку Власть представляет собой Единое Правоначалие (Универсальный Закон), то заданные в нем цели и будут составлять Целевое основание данного гипербаланса. Ресурсным Основанием будет Смыслообразование. Смыслы норм Единого Правоначалия будут меняться в зависимости от смысловой актуальности, смысловых истоков и смысловой связности. И Управление – это Деятельностное основание, поскольку в рамках этого баланса осуществляется деятельность по управлению соответствиями (судебное управление), по управлению существованием (социальное управление), по управлению изменениями (проектное управление).
Таким образом, мы получили Единую систему Взаимодействия, основанную на нормах Единого Правоначалия (Универсального Закона) и на реализации социальных интересов. Эта система получила название Праводержавие.
Подробно система Праводержавия описана в моей статье «О сути правовых взаимодействий» [2].
Но в системе управления Страной мы имеем дело с Обществом. Это живой организм. И он требует к себе куда более трепетного внимания, чем это делается сейчас. В балансовом подходе Общество может оказаться и Ресурсным основанием и Инструментальным.Общество, как Ресурсное основание, является источником отражения действительности. Отражение действительности порождает систему актуальных потребностей, а с ними новые смыслы. Актуализация смыслов делает баланс Смыслообразования именно Инструментальным основанием.
Смыслообразование является инструментом деятельности по смене смыслов. Прежде всего, эта смена смыслов отражается в праве.
Действительность первоначально отражается в Обществе и фиксируется в нем. Разум Общества отражает все изменения действительности. Социальное бытие отражено в Разуме Общества. Разум Общества запрашивает инструментарий баланса Смыслообразования, чтобы зафиксировать и обобщить изменения смыслов.
Деятельность Управления заключается в том, чтобы закрепить новые смыслы в новых судебных актах и производных правовых актах.
Таким образом, мы рассмотрели случай, когда баланс Общества является ресурсным основанием, а баланс Смыслообразования является Инструментальным основанием.
Теперь рассмотрим случай, когда баланс Общества является Инструментальным Основанием, а баланс Смыслообразования – Ресурсным.Общество может послужить Ресурсным основанием в то случае, когда от Общества требуется выбор.
Во-первых, это могут быть выборы должностных лиц, когда это предусмотрено законом. Во-вторых, это определение круга социальных потребностей для формирования органами Управления Единого Социального Заказа, который исходит от населения, от Общества.
В-третьих, это определение рейтингов проектов или рейтинга судей, когда это предусмотрено законом.
Во всех случаях, выбор Общества, определение потребностей Общества и рейтинги – это Инструментальное основание Общества. Это способы обеспечения деятельности – Управления.
При этом баланс Смыслообразования будет именно Ресурсным основанием по отношению к балансу Общества, поскольку он будет именно источником обеспечения деятельности (в нашем случае это баланс Управления). Текущие смыслы норм Единого Правоначалия будут доминирующими. Но именно с помощью инструментов Общества баланс Смыслообразования может обновиться новыми смыслами.Есть еще один момент, который необходимо принимать во внимание. Это состояние самоорганизации Общества. Самоорганизация сама по себе, и самоорганизация Общества, в частности, являются важным инструментом управления для решения конкретных задач. Следовательно, в этом случае баланс Общества может быть отнесен к Инструментальному основанию.
Еще одно замечание. Объемные балансы отражают именно гипербалансы, то есть балансы второго уровня [3]. Пока трудно судить о том, могут ли исходные балансы (балансы первого уровня) оказаться объемными. С исходными балансами в этом направлении мы еще не работали.Таким образом, система управления пополняется инструментарием объемных балансов. Этот инструментарий надо осваивать и активно применять в текущей деятельности.
Автор: Арапов Сергей Васильевич,
кандидат исторических наук
31.08.2013
[1] Арапов. С.В. Балансы, как объект управления www.binanex.spb.ru (внешняя ссылка)[2] Арапов. С.В. О СУТИ ПРАВОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ realnyeludi.ru
[3] Арапов. С.В. ИЕРАРХИЯ БАЛАНСОВ (ИЛИ ГОСПОДСТВО СМЫСЛОВ 2). realnyeludi.ru