Блог » новые статьи
Эволюция власти 5: связь динамических факторов социогенеза с антисистемами
Между динамическими факторами социогенеза и понятием антисистемы,
которое введено Л.Н. Гумилевым в пассионарной теории этногенеза,
существует тесная связь. Рассмотрим ее.
Об этнических антисистемах
Этническая антисистема – системная
целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой
специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении
к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей. В
пределе плотность системных связей сводится к нулю, что означает
уничтожение системы, будь то государство, ландшафт или этнос.
Антисистемы, независимо от конкретной
идеологии, объединяет одна установка: отрицание реального мира как
сложной и многообразной системы во имя тех или иных абстрактных целей.
Идеология антисистемы противопоставляет себя любой этнической традиции,
под которой понимаются стереотипы и правила поведения, культурные
каноны, политические и хозяйственные формы, мировоззренческие установки,
характерные для каждого конкретного этноса и передаваемые из поколения в
поколение. Накопленной этнической традицией определяется своеобразие
каждого этноса и его место в ряду других народов. Следовательно,
антисистема всегда стремится к моральному уничтожению этноса, из числа
представителей которого она инкорпорирует своих новых членов.
Для антисистем характерна скрытность действий и такой прием борьбы, как ложь, причем, отнюдь не во спасение.
Антисистемы как эволюционный двигатель
В этногенезе, который оперирует с этносами как базовыми системными
единицами, антисистема – суть зло, поскольку разрушение ею
внутриэтнических связей приводит к деградации этноса.
Несколько сложнее восприятие антисистемы с позиций социогенеза. В нем
объектом анализа являются системные единицы следующего относительно
этносов уровня сложности – глобальные общественные организмы, которые в
подавляющем большинстве своем являются мультиэтническими системами,
возникающими в результате интеграции множества этносов. Объединение
этносов в рамках одной системы невозможно без разрушения и подавления
некоторого объема препятствующих объединению этнических связей,
традиций. Данную полезную функцию на начальном этапе интеграции и
выполняют этнические антисистемы. Поэтому в рамках социогенеза
антисистемы вполне могут выступать в роли положительного фактора
развития.
Динамические факторы социогенеза как источник антисистемы
Динамические факторы социогенеза являются инструментом генерации социальных антисистем.
Война и идея смешивают коктейль из
сталкивающихся онтологий и социумов, в котором неизбежно разрушение или
ослабление внутрисистемных связей, т.е. генерируют антисистемы,
подготавливающие социумы к активной фазе социогенеза.
Скупка элит уничтожает системные связи между элитой и
фундаментом социума, генерируя тем самым антисистему, подготавливающую
социум к поглощению, как минимум – к внешнему управлению.
Конструктивный и деструктивный социогенез
Социогенез конструктивен, если итоговый баланс аннигилируемых
антисистемой и вновь создаваемых системных связей положительный.
Последующее усложнение системы – ключевое условие перерождения
антисистемы в систему, придания социогенезу конструктивного характера.
При деструктивном социогенезе итоговый баланс системных связей
отрицательный. Возникающая в этом случае антисистема не склонна к
генерации новых сложных системных связей и направлена в основном на
разрушение. Как правило, дегенеративные антисистемы неустойчивы и
распадаются довольно быстро (по меркам продолжительности жизни
социальных организмов).
Предельный случай деструктивной антисистемы – химера, к определению которой мы вернемся чуть ниже.
Осторожно – яд
Генерируемые динамическими факторами социогенеза антисистемы
аналогичны яду или сильнодействующему лекарству. В разумных дозах они
оказывают благотворное тонизирующее воздействие (конструктивный
социогенез), в чрезмерных действуют аналогично яду – разлагают, убивают
систему (деструктивный социогенез, химера).
Типы антисистем
Основных два – онтологические и симбиотические.
Онтологическая антисистема возникает в зоне контакта разных
онтологий. Не обязательно сопровождается физическим контактом социумов,
может возникать внутри отдельно взятого социума, инфицируемого идеей.
Симбиотическая антисистема возникает в зоне физического контакта
социумов и приводит к силовому ослаблению внутрисистемных связей,
преимущественно в более слабом из социумов. Как правило, является
одновременно и онтологической антисистемой.
Все сказанное выше об антисистемах и динамических факторах социогенеза объединено в рисунке:
О химерах
Химерная антисистема – возникает в результате контакта
суперэтнических систем с резко отрицательной комплиментарностью. Имеет
агрессивный характер и приводит к катастрофическому, необратимому,
невосполняемому и быстрому разрушению системных связей. Являет собой
предельный вариант деструктивной антисистемы.
Следующая часть «Эволюции власти» отчасти демонстрационная – будет
посвящена истории химерной антисистемы, которая возникла в результате
скупки этносом-гостем элиты вмещающего этноса. Ее необычность в том, что
в качестве основной «валюты» покупки использовались не деньги, а
любовь-эрос. Это была даже не скупка, а соблазнение элиты. В целом
занимательно.
Предваряя историю химеры, приведем краткое отступление о формах
прямых этнических контактов по Л.Н. Гумилеву. Фактически, это обзор
того, к каким результатам приводит симбиотическая антисистема в разных
вариантах развития: от конструктивного до деструктивного.
Формы прямых этнических контактов
Симбиоз
– сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую
нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие.
При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Симбиоз –
оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из
народов.
Ксения
– сочетание, при котором один этнос – «гость», вкрапление в теле
другого, – живёт изолированно, не нарушая этнической системы «хозяина».
Например, в Российской империи – колонии поволжских немцев Присутствие
ксений безвредно для вмещающего этноса.
Химера
– этническая форма и продукт контакта несовместимых (имеющих
отрицательную комплиментарность) этносов, принадлежащих к различным
суперэтническим системам. В её среде расцветают антисистемные
идеологии. Например: контакт хуннов и китайцев в III в. н.э. (после
захвата большей части Ханьского Китая хуннами), Арабский халифат в X в.
н.э., Болгарское царство (созданное болгарами на славянских землях в 660
г. н.э.), государства инков и муисков, Хазарский каганат, Волжская Булгария.
Остается добавить о самом термине химера. В биологии химера –
генетически неоднородный организм, состоящий из генетически разнородных
тканей. Поэтому по содержанию использование его Л.Н. Гумилевым в
этногенезе является абсолютно точным.
Март-декабрь 2012 г.
источник www.aonoprienko.ru (внешняя ссылка)
|