в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Ориентирование - статьи

Александр Рулёв, 23-Фев-2011 19:37, 7010/0

Спортивное Ориетирование - общие понятия

Ориентирование

1. Карта

Карта – отображение местности в масштабе на бумаге, с помощью

определенных условных знаков. Существует различные типы карт: геологические,

гидрографические, топографические, спортивные и др. Наиболее подробно характер

лесной местности отражают карты для спортивного ориентирования. Кроме типа,

карту характеризует масштаб. В спортивных картах обычно используется масштаб

1:10000 и 1:15000, в топографических 1:50000, 1:100000 и менее. К примеру, при

масштабе карты 1:10000, 1 мм на карте будет соответствовать 10 метрам на местности,

1 см = 100 метрам и. т. д.

Условные знаки

Для изображения местности, обозначения объектов ориентирования, характеристики

условий видимости и передвижения на спортивных картах используется 70 условных

знаков. Чтобы "читать" карту, необходимо выучить условные знаки -

азбуку карты. Условные знаки - семицветные: черного, серого, коричневого, голубого,

зеленого, желтого и красного (фиолетового) цвета. Знаки спортивных карт очень

наглядны и в большинстве своем напоминают форму изображаемых ими предметов (вид

сверху или сбоку). В них можно разобраться без посторонней помощи.

Легенда Цвет
1
Формы земной поверхности (коричневый)
2
Камни и скалы (чёрный + серый)
3
Гидрография и болота (голубой)
4
Растительный покров (зелёный + жёлтый)
5
Искусственные объекты (чёрный)
6
Технические знаки (чёрный + голубой)
7
Знаки дистанции (пурпурный)

Рельеф

Гора

Рельеф местности на спортивных картах изображается двумя различными,

но совместно применяемыми способами: горизонталями и условными знаками.

Горизонталь — замкнутая кривая линия, все точки которой находятся на одинаковой

высоте над уровнем моря. На картах это линии, которые не только соединяют равные

высоты, но и наглядно передают рисунок формы рельефа.

Для точной передачи характерных особенностей рельефа местности, в зависимости

от назначения карты и ее масштаба, выбирают определенную высоту сечения рельефа,

т. е. расстояние между горизонталями по вертикали. На картах масштаба 1:10000

горизонтали основного сечения проводятся через 2,5 м, а на картах масштаба 1:15000,

1:20000—через 5 м (в отдельных случаях для передачи на карту крупных форм рельефа

используют 10-метровую высоту сечения). Например, повышение или понижение рельефа

местности от 0 до 5 м на карте 1:10000 отмечается двумя горизонталями, а на

карте 1:15000, 1:20000—одной. Такая высота основного сечения рельефа считается

наиболее удовлетворительной, поскольку позволяет показать горизонталями все

формы изображаемого типа рельефа с нужной для соревнований точностью и наглядностью.

Для того чтобы на карте можно было легко отличить возвышенность

от углубления, на отдельных горизонталях перпендикулярно к ним ставят маленькие

черточки (бергштрихи), показывающие направление ската. По толщине бергштрих

равен горизонтали.

Мелкие формы рельефа принято называть также микроформами. Для

спортивных карт подобные микроформы рельефа — ямки, воронки, бугорки, скальные

останцы и т. д.— имеют важное значение, так как являются отличными ориентирами.

В отдельных случаях для наглядной передачи характерных особенностей рельефа

на карте применяют условные знаки совместно с горизонталями. Так, например,

четкое изображение обрывистых склонов оврага достигается за счет правильного

применения условных знаков и горизонталей. Обрыв оврага изображают цепочкой

черточек, а дно оврага показывают с помощью горизонталей.

Формы рельефа

Краткие характеристики основных форм рельефа

Хребет — возвышенность, постепенно поднимающаяся

в одном направлении. Граница соединения его двух верхних скатов является линией

водораздела.

Лощина — постепенно опускающееся в одном

направлении углубление. Нижняя граница слияния ее скатов является линией водослива.

Хребет и лощина на карте представляют собой внешне схожий рисунок горизонталей,

вытянутый в одном направлении. В случае отсутствия на карте указателей направления

скатов отличить одну форму от другой помогут ручьи и речки, бегущие по дну лощин,

а также образующиеся, как правило, в местах понижения заболоченные участки или

водоемы. Хребет и лощина являются линейными ориентирами, если их направление

совпадает с линией движения спортсмена, и преграждающими, если приходится пересекать

их.

Седловина — участок местности, образуемый

в районе Соединения склонов и двух соседних вершин. В противоположные стороны

от седловины отходят две лощины. Данная форма рельефа позволяет спортсмену достаточно

точно определить свое местоположение на карте и потому часто используется начальниками

дистанции для постановки КП.

Котловина — небольшое углубление; нижняя

ее точка называется дном, боковые стороны — скатами. Котловина, как и холм,

показывается на карте системой замкнутых горизонталей, отличить их друг от друга

можно лишь по указателю направления скатов (бергштриху). При обозначении холма

этот указатель располагается на внешней части горизонтали, при обозначении котловины

— на внутренней.

Микроямка — ориентир, позволяющий быстро

восстановить свое местоположение на карте. В то же время россыпь ямок, сконцентрированных

в районе КП, может значительно осложнить его поиск. Даже малейшая небрежность

в движении по азимуту вынуждает спортсмена долго кружить в лабиринте этих углублений,

заглядывать в поисках КП в каждую ямку. Только точность и аккуратность в определении

расстояний и азимута избавит спортсмена от ошибок.

Основные понятия (по прочтении нужно знать, что это такое и как это используется):
к арта, масштаб, горизонталь, условные знаки, высота сечения рельефа, бергштрих,

хребет, лощина, седловина, котловина, микроямка.

2. Элементы спортивного ориентирования

Техника спортивного ориентирования – это приемы и методы работы с компасом

и картой, а также измерения расстояний с целью определения своего местоположения

или передвижения в желаемую точку местности.

Можно выделить следующие элементы техники ориентирования:

  • чтение карты - понимание и объемное представление того,

    что изображено на ней с помощью условных знаков, применяемых для спортивных

    карт;

  • опознавание ориентиров на местности и сопоставление их

    с картой, или наоборот;

  • работа с компасом при определении расположения ориентиров

    на местности, для ориентирования карты и определения направлений движения;

  • измерение расстояний на карте и на местности.

Мы не выделяем здесь еще некоторых технических элементов, составляющих предмет

спортивного ориентирования. К ним относится, например, отметка на контрольном

пункте. Этот важный момент всегда должен находиться под пристальным вниманием

ориентировщика, поскольку только четко выполненная отметка свидетельствует о

правильном прохождении КП.

Несмотря на то что все спортсмены, стартующие на одной и той

же дистанции, производят одинаковое количество отметок с помощью одинаковых

технических средств, они затрачивают различное время на эту операцию (табл.

1).

Таблица 1. Показатели действий спортсменов-ориентировщиков

в ходе соревнований

Действие
По X. Енквнсту (1969г.)
По А. Кивистику (1971 г.)
Мастера
Опытные спортсмены
Новички
Мастера
Кандидаты в мастера
Отметка на КП, сек
4
5
10
3
4
Чтение карты у КП, сек
7
24
60
6
8
Техническая остановка, ост/км
2-3
6
10
6
8
Продолжительность технической остановки, сек
4
10
13
4
6
Отношение времени всех остановок к результатам участников, %
7
30
8
13
Эффективная скорость, мин/км
6,5
8,4
8,4
7,3
8

Как видно из таблицы, опытным спортсменам на отметку требуется

в среднем в 2-3 раза меньше времени, чем новичкам. В общей сложности на трассе

с 15-20 КП мастера спорта расходуют на отметки не менее минуты, что составляет

около 1% времени, рекомендованного правилами соревнований для победителей на

мужских дистанциях высшего класса.

Чтение карты

Умение читать карту - сложный технический навык, освоение и совершенствование

которого продолжается в течение всего времени занятий ориентированием. В процессе

изучения условных знаков, упражнений с картами в классе и на местности, участия

в соревнованиях спортсмены совершенствуются в понимании изображения на картах

различных по характеру ландшафтных районов.

Важным навыком в ориентировании является умение быстро находить

"привязки" и ориентиры на местности. "Привязка"

- характерная черта окружающей вас местности, комбинация ориентиров. Ориентиры

- это те объекты, которые отображены на карте. Все ориентиры

подразделяют на точечные, линейные и площадные. К точечным

относятся объекты, изображаемые внемасштабными условными знаками - камни, ямы,

родники, группы деревьев и т.п. У линейных ориентиров - дороги,

тропы, просеки, канавы, границы леса и вырубок, овраги, промоины - протяженность

превышает их ширину. Площадные ориентиры - пруд, озеро, поляны,

вырубки, лес, большие холмы, долы, склоны. Точечные и линейные ориентиры воспринимаются

проще, так как в большинстве своем требуют восприятия на плоскости.

Рельеф местности невозможно воспринимать без развития объемно-пространственного

мышления, он наиболее сложен при чтении карты. Это является основой определения

своего местоположения по карте и на местности и составляет суть ориентирования

вообще и спортивного ориентирования в частности.

При обучении чтению карты рекомендуется сразу же освоить один прием, который

следует затем всегда использовать в ходе соревнования, - чтение карты

“по большому пальцу”:

На

современных высоконасыщенных подробностями картах иногда бывает трудно отыскать

свое местонахождение: очень много сходных ориентиров попадается на глаза. Поэтому

карту желательно свернуть так, чтобы на ней остался только район расположения

одного-двух ближайших КП (рис.). Большой палец левой руки, держащей карту, должен

быть направлен по линии движения, а ноготь - фиксировать место, отмеченное ориентировщиком

как пройденное. Раз в 15 - 20 секунд, необходимо, не прекращая движения, корректировать

положение ногтя большого пальца соответственно пройденным ориентирам. Это позволяет

без лишней траты времени обращать внимание на участок местности, в котором спортсмен

находится в данный момент или который еще предстоит пройти. При определенных

тренировках такой метод помогает читать карту не останавливаясь.

По мере освоения навыков чтения карты все большее внимание

следует уделять выборочному чтению. Суть его в том, чтобы за короткое время

понять общую картину местности, затем выделить на ней главные наиболее четкие

и хорошо заметные ориентиры, которые целесообразно использовать в качестве опорных

на пути продвижения в избранный район. Последовательность действий может быть

такой:

    1. Определить на карте промежуточные ориентиры, которые могут быть использованы

      при движении на КП.

    2. Определить ограничивающие ориентиры, которые можно использовать для контроля

      за правильностью движения в район предполагаемого КП.

    3. Найти основной ориентир (привязку), используемый для выхода на КП
    4. Определить ориентиры, которые могут служить тормозом в случае неправильного

      выхода в район предполагаемого КП.

Пример такого абстрагирования карты и выделения опорных ориентиров представлен

на рисунке.

Это участок местности между КП 6 и 7 на мужской дистанции второго первенства

мира. Вот пояснения Бьёрка к “технологии” преодоления этапа:

“Я

часто начинаю с того, что выбираю точку, откуда “взять” КП кажется легче всего.

Думаю, что в данном случае выходить на КП 7 с запада не представлялось возможным

из-за расположенных поперек пути обрывов и холмов. Как привязку я выбрал “залив”

болота в точке А. Второе место, где я хотел пройти, - канава в точке В. Это

позволяло мне миновать труднопроходимый район. Точки В, А и КП 7 - большие “тормоза”.

Не имело особого значения, где двигаться между ними. В данном случае я бежал

по тропинке. Отрезок В-А преодолел грубо по компасу, считая шаги до большого

болота, затем следовал поиск его “залива” и по твердому грунту выход к А. Отсюда

- точное движение по компасу, счет шагов, а также чтение рельефа “по большому

пальцу”.

Техника точного чтения карты без остановки - один из сложнейших элементов спортивного

ориентирования, над которым нужно работать повседневно. Вот что говорит по этому

поводу шведский специалист Э. Ягерстрем: “Чтение карты - первейший спутник работы

мысли и потому - самый притягательный элемент ориентирования. Каждый небольшой

участок трассы, который стимулирует просто бег до большого тормозящего ориентира,

означает, что начальник дистанции “потерял” здесь какой-то отрезок трассы, освободив

участников от чтения карты. Эти отрезки называют “потерянными километрами”.

Работа с компасом

Компас на дистанции необходим при движение по азимуту и ориентировании карты.

Движение по азимуту

Из уроков геометрии известно, что кратчайший путь между двумя точками это прямая.

Действительно, иногда целесообразно двигаться к намеченной цели по прямой (то

есть по азимуту). Но здесь необходимо учитывать несколько факторов:

  1. Возможная потеря скорости при движении по густому подлеску, заболоченной

    земле, необходимости преодоления оврагов и речек и т. д.

  2. В ходе соревнований по ориентированию вряд ли целесообразно преодолевать

    точно по азимуту отрезки длиной более 1 км. Очевидно, длинный этап нужно для

    ускорения движения подразделять, используя опорные ориентиры, на меньшие отрезки.

    Для этого в уме составляется легенда (прямо до развилки, там направо, прямо

    до тех пор пока слева не появится поле и т. д.). Это называется движение по

    цепочке привязок.

  3. Сложность выдерживания направления при преодолении естественных препятствий.

    Старайтесь брать азимут на такие ориентиры, которые имеют значительные линейные

    размеры или легко различимы на расстоянии.

На основании многочисленных экспериментов и наблюдений в нашей стране и за рубежом

технику хождения но азимуту опытных спортсменов следует признать хорошей, если

они попадают в “ворота”, ширина которых указана в табл. 2. Для ориентировщиков

низших спортивных разрядов и новичков отклонения могут быть несколько большими.

Таблица 2. Допустимые отклонения при движении по азимуту

Длина азимутного хода, м
50
100
200
300
400
500
600
700
800
Ширина “ворот” не более, м
10
15
20
25
30
35
40
45
50

В ходе соревнований, когда приходится экономить каждую секунду,

спортсмены должны владеть техникой грубого и точного движения по азимуту,

уметь применить ее в нужный момент.

Грубо придерживаться избранного направления во многих случаях помогает солнце:

либо само, когда мы движемся к нему, либо тени, когда движение происходит от

него. Простые приказы себе (например, “солнце - в левый глаз”, “30° от тени

вправо”) позволяют контролировать направление движения. Так же рекомендуется

поступать, когда с целью экономии времени на исходной точке колба компаса не

устанавливается на нужный угол, а направление движения выдерживается по отношению

к стрелке компаса лишь приблизительно. Скандинавские ориентировщики называют

этот прием “бег по стрелке”. Можно давать себе приказы типа: “чуть правее стрелки”,

“перпендикулярно стрелке” и т. д. Некоторые спортсмены считают, что грубая установка

колбы компаса на избранное направление движения дает необходимую “устойчивость”

при беге.

При грубом ориентировании, несмотря на высокую достоверность современных карт

и их точность, рекомендуется контролировать пройденное расстояние счетом шагов.

Чтобы выйти на контрольный пункт от привязки или опорного ориентира, часто нужно

точное движение по азимуту. Это относится и к передвижениям на длинных этапах

к трудной цели в богатом или бедном деталями районе, где отсутствуют крупные

привязки или сопровождающие ориентиры. Еще более трудно точное движение по компасу

в сильнопересеченной местности. Необходимость точно выйти на линейный ориентир

- дорогу, тропинку, контур леса или границу лесных пород - может возникнуть

в случае их использования в качестве сопровождающих ориентиров при движении

в заданную точку.

Рассмотрим основные способы движения по азимуту:

Метод

засечек

Постоянно контролировать положение стрелки компаса невозможно,

поэтому рекомендуется взяв азимут, найти по линии визирования какой-либо приметный

объект (засечку) на пределе видимости (поваленное дерево, пень), после чего,

двигаться до этого объекта не контролируя азимут (следует не терять засечку

из поля зрения). Достигнув засечку повторить операцию, и так до тех пор пока

не достигнете конечной точки.

Движение в мешок

Это движение по азимуту к точке пересечения двух линейных ориентиров, когда

один из них ограничивает отклонение вправо, а другой ограничивает уход влево.

Подобный случай проиллюстрирован на рисунке. Из точки 1 необходимо попасть в

точку 2 (пересечение тропы и просеки с ЛЭП). В данном случае достаточно грубо

взять азимут на точку пересечения и смело бежать в этом направлении, поскольку

проскочить мимо нужную точку не получиться: в любом случае вы выйдете либо на

тропу, либо на просеку.

Ориентирование карты

Ориентировать карту — это значит расположить ее в горизонтальной

плоскости так, чтобы северная (верхняя) сторона рамки карты была обращена на

север. При таком положении карты расположение местных предметов и форм рельефа

на местности будет соответствовать расположению условных знаков на карте.

Ориентирование картыКогда

на карте заранее известно свое местоположение (точка стояния), ориентирование

карты может быть выполнено по линейному ориентиру или направлению на ориентир.

Если точка стояния неизвестна, карту ориентируют по сторонам горизонта.

По линейному ориентиру: когда точка стояния ориентировщика находится на одном

из линейных ориентиров (тропинка, ручей, дорога и т. д.). Требуется соотнести

изображение в карте с этим ориентиром.

По направлению на ориентир: когда известна точка стояния и есть надежный ориентир.

См. рисунок

По компасу: когда не определено свое местоположение или с точки стояния не видно

ориентиров.

При приближенном ориентировании карты вначале по компасу определяют направление

на север, затем поворачивают карту так, чтобы верхняя сторона рамки была обращена

в сторону севера.

Измерение расстояний

Измерение расстояний на местности и на карте - один из главных элементов техники

ориентирования. В настоящее время при наличии точных карт и их хорошей читаемости

некоторые спортсмены считают, что подсчет шагов и определение по ним пройденных

расстояний - ненужный элемент ориентирования, поскольку голова и так загружена

огромным количеством информации. Например, двукратный чемпион страны С. Симакин

на вопрос о контроле расстояний ответил: “Расстояние шагами не считаю. Это отнимает

силы и рассеивает внимание. Чувствую его интуитивно”.

Измерение расстоянийА

вот известный шведский ориентировщик Б. Норман, которого за высокие достижения

называют на его родине “мистер ориентирование”, придерживается иного мнения:

“Счет шагов - дань надежности, которая уменьшает вероятность ошибки, - пишет

он в книге “Техника ориентирования”. - Тот, кто считает шаги, имеет дополнительный

шанс восстановиться, если ошибется при чтении карты или при движении по компасу.

Хороший “счетчик” точно знает, где он находится, и редко останавливается слишком

рано, чтобы определить свое местонахождение”.

Счет шагов абсолютно необходим в бедной ландшафтными деталями местности. Здесь

нет “опор” для чтения карты. Принцип Нормана становится ясным из схемы на рисунке.

Длина этапа составляет 600 м. Если спортсмен идет только по компасу, то может

находиться в любой точке района, ограниченного пунктирными линиями. Если же

он считает шаги с точностью хотя бы до 10%, то район поиска существенно уменьшается.

Так появляется второй шанс “взять” КП.

Неоднократная чемпионка мира, шведская ориентировщица У. Линдквист также не

пренебрегает счетом шагов. На вопрос, сколькими методами она пользуется для

прохождения трудных участков этапа, Линдквист ответила: “Стремлюсь “взять” КП

напрямую. Для этого требуются спокойствие и выдержка, особенно на последних

метрах, когда я соединяю три элемента: точное движение по компасу, чтение карты

и счет шагов. Без сомнения имеет смысл пожертвовать несколькими секундами ради

надежности”.

Измерения на карте производятся с помощью масштабной линейки, выгравированной

на пластине спортивного компаса, или глазомерно. Точные измерения с помощью

линейки осуществляются обычно при точном азимутальном движении, когда нужно

выйти на привязку, опорный ориентир или от них на КП, а также при беге вдоль

линейных ориентиров, когда нужно “не прозевать” точку поворота или привязку.

В большинстве остальных случаев можно довольствоваться глазомерным измерением

расстояний. Поскольку глазомерное определение отрезков пути приводит к значительной

экономии времени, в этом навыке целесообразно совершенствоваться непрерывно

как начинающим, так и опытным ориентировщикам. Согласно наблюдениям Е. Приймака,

техника глазомерного определения расстояний на карте улучшается у новичков от

занятия к занятию и примерно через 10 уроков приближается к результатам опытных

спортсменов. Однако даже небольшие перерывы в тренировке глазомера приводят

к ухудшению показателей. Перед соревнованиями, например во время разминки, целесообразно

потренироваться в глазомерном измерении отрезков на картах, выполненных в том

же масштабе, что и на данных состязаниях.

Прикидочные оценки расстояний на карте можно производить, зная ширину указательного

пальца, двух-трех пальцев или ладони. Такой способ рекомендует один из опытных

ориентировщиков мастер спорта В. Игнатенко.

В заключение приведем несколько заповедей ориентировщикам,

которые сформулировал главный тренер сборной команды Финляндии, в прошлом один

из ведущих финских спортсменов X. Авикайнен:

  1. Для поддержания высокой спортивной формы тренируйся не менее 6 раз в неделю.
  2. Тренируйся в беге на местности, постоянно упражняйся в измерении пройденного

    расстояния для достижения автоматизма.

  3. Ежедневно выполняй упражнения, направленные на повышение мастерства в ориентировании.
  4. Добивайся, чтобы не менее одного раза в неделю были организованы тренировочные

    соревнования или упражнения с картой на местности.

  5. Не пользуйся компасом на второстепенных состязаниях.
  6. Выступай в соревнованиях, которые проводятся по хорошим картам.
  7. Для пополнения опыта участвуй в соревнованиях, проходящих в соседних областях,

    старайся попасть на другие крупные состязания.

  8. Для повышения мастерства участвуй в соревнованиях высокого ранга и не стремись

    к победам только на состязаниях низших рангов.

  9. Надейся лишь на свои силы, не цепляйся за сильного соперника и не примыкай

    к толпе.

  10. Тщательно следи за инвентарем, одеждой и обувью.
  11. Не соревнуйся при недомогании, тщательно следи за режимом питания.
  12. Следи за спортивной информацией и периодическими изданиями”.

Основные понятия (по прочтении нужно знать, что это такое

и как это используется):
привязка, ориентиры (точечные, линейные, площадные), чтение карты, метод

«большого пальца», выборочное чтение карты, движение по азимуту, метод движения

по цепочке привязок, метод засечек,»движение в мешок», ориентирование карты(по

лин. Ориентиру, по направлению на ориентир, по компасу), методы измерения

расстояний.

3. Факторы влияющие на выбор пути

Чтобы при чтении карты точнее оценить преимущество использования тех или иных

ориентиров, спортсмен должен учесть факторы, влияющие на выбор пути и скорость

движения на местности. Эти факторы можно условно разделить на четыре группы:

1) картографические, 2) технические, 3) физиологические, 4) метеорологические.

Картографические факторы

Читаемость карты. Сильно загруженная мелкими

ориентирами или «слепая» и трудно читаемая карта (выполненная небрежно с точки

зрения графики, с плохой контрастностью) отнимает у спортсмена в ходе соревнований

много времени на разбор ее содержания. Для того чтобы избежать непроизводительных

затрат труда и времени на решение такой картографической головоломки, тактически

выгоднее отказаться от детального чтения карты и использовать преимущественно

азимутное движение на крупные, легко опознаваемые на карте и на местности ориентиры,

расположенные в районах КП или в непосредственной близости от них.

Технические факторы

Грунт и подстилающая поверхность. На участках

местности с мягким и вязким грунтом (песчаных, заболоченных) или с твердым покрытием,

но сильно заросших высокой травой, крапивой, колючкой значительно снижается

скорость движения и точность определения пройденного расстояния, при прохождении

требуются большие физические усилия. Прямое пересечение по азимуту такой местности

целесообразнее заменять обходными скоростными вариантами пути по участкам с

твердым покрытием и легко проходимой подстилающей поверхностью (дорогам, тропинкам,

открытым и полуоткрытым местам).

На коротких отрезках труднопроходимой местности обходные варианты пути, превышающие

длину азимутального хода (в 2—3 раза), не дают ощутимого выигрыша во времени.

Такие отрезки целесообразнее пройти по прямой на небольшой скорости, укороченным

шагом.

Залесенность местности. Легкопроходимые (слабозалесенные)

участки, парковый лес, полуоткрытые пространства позволяют значительно увеличить

длину азимутального хода. Хорошая проходимость и видимость на таких отрезках

дистанции дает возможность спортсмену беспрепятственно на большой скорости засекать

по ходу движения направляющие ориентиры на значительном расстоянии, а также

с необходимой точностью (без дополнительного контроля по компасу) выдержать

по .ним нужное направление.

В труднопроходимом лесу движение по азимуту тактически невыгодно. Постоянно

встречающиеся на пути препятствия (завалы, заросли деревьев, кустарника, густой

подлесок) затрудняют движение, заставляют спортсмена уклоняться от намеченного

курса, тратить много сил и энергии на обход встречающихся преград. Густая растительность

не позволяет идти вымеренным шагом, с нужной точностью определять пройденное

расстояние. Выбор пути движения при наличии на дистанции труднопроходимых участков

спортсмены строят с помощью обходных вариантов, где проигрыш в длине пути дает

выигрыш во времени. Бег по легкопроходимым ориентирам (открытым, полуоткрытым

местам, дорогам, тропинкам, чистым просекам) требует меньшей затраты физических

сил и времени, чем прямое пересечение сильно заросших участков.

Пересеченность местности. Несильно пересеченные

участки дистанции, насыщенные ориентирами, позволяют спортсмену разнопланово

строить выбор пути движения: по азимуту, по отдельным сопутствующим ориентирам

или в различных комбинационных сочетаниях. Основным критерием, которым будет

руководствоваться спортсмен, отдавая предпочтение тому или иному, способу, является

надежность выбранных ориентиров и степень их проходимости при движении на местности.

На сильно пересеченной местности ориентировщики чаще всего используют способ

движения по сопутствующим ориентирам: тропинкам, полянкам, внемасштабным объектам

и т. д. Прямое пересечение рельефа по азимуту на таких отрезках дистанции менее

выгодно, так как крутые склоны не позволяют с необходимой точностью выдержать

нужное направление и определить пройденное расстояние.

Размеры ориентиров. Масштабные ориентиры

можно условно подразделить на крупные, средние и мелкие.

Крупные ориентиры при выборе пути движения

используются для приближенного определения местоположения на карте, для грубого

контроля за направлением движения на местности. Границы этих ориентиров, а также

элементы рельефа и гидрографии, имеющие значительную протяженность и частично

или полностью совпадающие с направлением движения, обеспечивают быстрое и безошибочное

прохождение отрезка дистанции. Резкие повороты, изгибы и другие отличительные

особенности ориентиров могут быть использованы для точного определения местоположения

на карте.

Средние ориентиры — это хорошо читаемые на

местности холмы, ямы, промоины, четкие границы закрытых, полуоткрытых и открытых

пространств. Являясь отличными промежуточными ориентирами, они позволяют с достаточной

точностью определить местоположение на карте. Скорость движения в направлении

средних ориентиров, как правило, значительно возрастает за счет приближенного

(грубого) азимутного хода. Для попадания в такие «мишени» не нужен тщательный

контроль за направлением движения по компасу.

Линейные ориентиры (дороги, просеки, канавы, ручьи и т. д.), ведущие в направлении

КП, дают по сравнению с другими вариантами пути движения значительное преимущество

в скорости. На таких отрезках дистанции спортсмен освобождается от чтения карты,

работы с компасом, он лишь контролирует пройденное расстояние шагами. В отдельных

случаях, когда линейный ориентир в районе выхода на привязку имеет характерные

отличительные особенности, позволяющие быстро определить местоположение на карте

(развилка, .пересечение, мостик, особые объекты), отпадает и необходимость в

контроле пройденного расстояния.

Линейные ориентиры, пересекающие путь движения спортсмена, в зависимости от

их «читаемости» на местности используются по-разному. Места резких изгибов,

поворотов, пересечений, развилок могут служить промежуточными тормозными ориентирами,

помогающими спортсмену после скоростного бега быстро найти себя на карте. Прямые

же участки в большинстве случаев являются вспомогательными тормозными ориентирами.

С их помощью можно лишь приближенно определить как местоположение на карте,

так и пройденное расстояние. Заросшие просеки, тропинки, канавки не следует

использовать как промежуточные тормозные ориентиры. Их очень легко проскочить,

не заметить в закрытой местности.

Конкретная цель, поставленная перед спортсменом в предстоящем соревновании,

в значительной мере определяет и его действия на дистанции. При установке пройти

трассу надежно, без срывов (что необходимо команде для получения зачета) выбор

пути движения в большинстве случаев строится на обходных вариантах. Для этой

цели используют дороги, просеки, грубые ориентиры, хорошо «читаемые» на местности

и позволяющие уверенно закончить соревнование. При установке сократить разрыв

между командами (чаще такая ситуация возникает на последнем этапе эстафеты,

если команда занимает одно из последних мест) выбирают более рискованные и скоростные

варианты пути движения.

На соревнованиях, не имеющих особо важного значения для спортсмена, с целью

дальнейшего совершенствования отдельных тактико-технических навыков могут быть

поставлены задачи, полностью определяющие действия ориентировщика: пройти дистанцию

с использованием рельефа, ситуации, азимута и т. д.

Физиологические факторы

Утомление, наступающее на дистанции под влиянием физической и умственной нагрузки,

вызывает значительные изменения в организме спортсмена. Особенно отчетливо эти

признаки проявляются, как правило, на последней части дистанции. У ориентировщика

появляется трудность в концентрации внимания и его распределении при чтении

карты, а также в запоминании нужных ее элементов. Снижение работоспособности

у начинающего спортсмена накладывает и определенный отпечаток на выбор пути

движения. Слабое восприятие, замедленная переработка полученной информации и

ухудшенное ее запоминание вынуждают его чаще пользоваться азимутом, выбирать

более грубые, легко запоминающиеся ориентиры, избегать длинных, обходных, скоростных

вариантов пути движения.

Метеорологические условия

В дождливую погоду спортсмены строят план своих действий уже с учетом тех дополнений

и поправок, которые необходимы в связи с изменением проходимости местности.

Как правило, после сильного дождя бежать в лесу особенно неприятно и трудно.

Лежащие на пути движения скользкие сучья валежника, низко склоненные под тяжестью

влаги ветви деревьев, кустарника значительно усложняют бег, заставляют ориентировщика

снизить скорость. Недостаток света в сыром лесу и постоянно падающие на карту

дождевые капли создают дополнительные трудности при ее чтении. Кроме того, на

мокром грунте при беге возможны падения, различные травмы. Особенно эта опасность

возрастает при движении по каменистой или сильно залесенной и пересеченной местности.

Во избежании травм и других неприятностей, которые таит в себе сырой и сумрачный

лес в такую погоду, лесные варианты пути движения следует по возможности заменить

менее опасными, обходными — бегом по открытой и полуоткрытой местности (дорогам,

просекам, полянам).

Специфика ночного ориентирования

Необходимо отметить, что светлая лунная ночь лишь немного затрудняет ориентирование,

в то время как дождливая ночь второй половины августа сокращает видимость до

3 - 5 метров. Основная сложность в том, что в темноте ориентиры воспринимаются

значительно сложнее (а иногда их просто не видно), осложняется определение расстояний

и пространства. С самого начала, считаю своим долгом сообщить - успех в ночном

ориентировании, ни в какой мере не зависит от мощности вашего фонаря. Фонарь

ночью в лесу необходим только для периодической подсветки карты. Не пытайтесь

с помощью фонаря осветить картину окружающего леса. Ничего кроме яркого пятна,

и потери на пару минут "ночного зрения", не получите.

Для обострения "ночного зрения" можно пососать карамельку

или кусочек сахара. Для оценки пространства используйте боковое зрение. Старайтесь

больше полагаться на память и меньше заглядывайте в карту. При передвижении

рекомендуется использовать линейные и площадные ориентиры, ночью их легко определять,

наблюдая за кронами деревьев над головой. Значительный промежуток между

вершинами деревьев может означать, что вы пересекаете тропу или просеку, или

выходите на поляну. Таким же образом определяется конфигурация поляны. Будьте

осторожны при передвижении по азимуту - ночью высока вероятность получения серьезной

травмы. Для страховки, держите согнутую в локте руку перед лицом.

Основные

понятия (по прочтении нужно знать, что это такое и как это используется):
грунт, залесенность, пересеченность местности, размеры ориентиров (крупные,

средние мелкие).

4. Тактика спортивного ориентирования

Виды спорта отличаются друг от друга по количеству и содержанию соревновательных

элементов. В беге, лыжных гонках специализированных элементов относительно немного.

В игровых дисциплинах их значительно больше. Спортивное ориентирование по характеру

физических нагрузок сродни двум первым видам спорта, но по количеству технических

приемов, тактических ситуаций, по психологическим воздействиям близко к спортивным

играм. Тактические действия спортсменов-ориентировщиков - один из основных факторов,

определяющих конечный результат в состязании. Состояние спортивной формы участников

соревнований по ориентированию определяется не только их физической подготовленностью,

но и грамотным, своевременным использованием технических приемов, быстрой оценкой

характера местности, а также ситуаций, складывающихся на дистанции, правильной

реакцией на действия соперников, выбором и поддержанием оптимальной скорости

бега.

Очевидно, главным является выбор пути движения с целью достичь наиболее высокого

результата. Спортсмен выбирает путь исходя из техники ориентирования, которой

он владеет, своего опыта, возможностей надежного достижения и “взятия” контрольного

пункта, скорости, которую он может развить. На наш взгляд, наиболее удачную

формулировку тактике ориентирования дает э. Изоп, который считает, что тактика

- это “умение на соревнованиях самостоятельно выбирать по этапам самый рациональный

путь движения, который наилучшим образом соответствовал бы уровню техники, приобретенного

опыта, физических, умственных и психических качеств ориентировщика. А также

умение ловко сочетать их в зависимости от обстановки и условий, чтобы пройти

всю дистанцию с наилучшим результатом”.

“Взятие” контрольных пунктов

С помощью контрольных пунктов дистанция соревнований по ориентированию подразделяется

на несколько этапов. Каждый из них самостоятельный и в то же время связан с

другими. Результат спортсмена складывается из времени прохождения отдельных

этапов, но каждый из них накладывает свой отпечаток на последующие действия

спортсмена.

На каждом этапе конечная задача ориентировщика сводится

к “взятию” контрольного пункта. Именно на это направлены все его действия

по выбору пути движения, измерению расстояний, чтению карты, физические усилия

по преодолению маршрута. Момент отметки карты на КП свидетельствует о завершении

одного этапа состязаний и начале следующего. “взятие” КП сопряжено и с определенными

эмоциональными сдвигами, депонированием информации относительно карты, местности,

соперников, полученной на пройденном этапе, и акцептированием внимания на

проблемах следующего этапа. Отметка на КП - это “микрофиниш” соревнований.

Следовательно, успешному “взятию” КП должны быть подчинены все усилия спортсмена.

Опытные начальники дистанций располагают контрольные пункты на местности в зависимости

от ее рельефа, ландшафта и ситуации таким образом, чтобы проблемы ориентирования

оставались перед спортсменами до последнего момента приближения к знаку КП.

Контрольный пункт не цель сама по себе, а средство для создания задач ориентирования.

Направления прихода и ухода спортсменов в районе контрольных пунктов определяются

местоположением знака КП, ближайшими “привязками”, длиной этапа, техническими

и тактическими действиями участников. Как правило, на коротких этапах длиной

300-500 м движение осуществляется с небольшим отклонением от прямой, соединяющей

контрольные пункты. На средних и длинных этапах эти направления весьма произвольны,

о чем свидетельствуют, например, наблюдения А. Кивистика, выполненные у КП 4

мужской дистанции личного чемпионата страны 1973 г. (рис.).

Каждый

спортсмен-ориентировщик хорошо знает, что сложность “взятия” контрольных пунктов

зависит как от объективных, так и от субъективных трудностей. Если бы в соревнованиях

пункты приходилось посещать дважды, то во второй раз затраты времени были бы

существенно меньшие. Умение снизить эти трудности - один из главных признаков

тактического мастерства спортсмена.

Часто для упрощения “взятия” контрольного пункта следует

воспринимать точку расположения знака КП не как локальный участок местности,

а как более обширный линейный или площадной район, который простирается на

несколько десятков, а то и сотен метров. Этот прием в иностранной литературе

получил название “метод удлинения КП”.

На

карте представлен этап между КП 3 и 4 матча вооруженных сил СССР и Франции 1975

г. Если рассматривать КП 4 не как точку в углу поляны, а как линию - границу

леса и поляны, то получаются широкие “ворота”, в которые можно двигаться по

компасу на высокой скорости. Выскочив на поляну, сразу поворачивают к углу и

не теряют на поиск КП ни секунды. Естественно, чтобы не сбиться с пути на предыдущих

полянах, следует считать шаги.

Контрольный

пункт 4, представленный на другой карте, уже “удлинен” в разные стороны, поскольку

стоит у развилки тропинок. Естественно, выходить к нему следует не точно по

азимуту, а немного отклоняясь (примерно на 10° восточное). Если спортсмен случайно

проскочит первую тропинку, вторая выведет его на КП. Если идти западнее, то

второй такой “помощи” ожидать не придется.

В качестве своеобразного “удлинения” можно рассматривать маркировку, идущую

от последнего КП на финиш. Поскольку о ее наличии сообщается в информации службы

дистанции, то при подходе к заключительному КП следует вспомнить об этом и прикинуть,

нельзя ли воспользоваться этой “ниточкой”.

Встречный

бег также можно отнести к разновидности “удлинения” КП. При планировании

маршрута от “привязки” к контрольному пункту спортсмены должны оценить вероятные

пути ухода соперников на следующий пункт. Из рисунка ясно, что левый вариант

движения предпочтительнее правого. Именно такая ситуация наблюдалась в районе

КП 10 мужской трассы чемпионата мира 1974 г. в Дании. Не исключено, что швед

Б. Фрилен, завоевавший золотую медаль, при прочих тактических соображениях учел

возможность встретить кого-нибудь из соперников, уходящих с этого КП.

Не всякий КП удается “удлинить”. Тогда приходится воспользоваться ближайшими

привязками в качестве исходной точки для последующего точного движения к КП

по азимуту с подсчетом шагов или при подробном сличении карты и местности.

В сильнопересеченной местности с большими перепадами высот при прочих равных

условиях следует стремиться выходить на КП не снизу, а сверху по склону. Этим

обеспечивается лучший обзор местности, облегчаются поиск знака КП и наблюдение

за действиями соперников.

Взаимное влияние спортсменов в районе КП и на трассе - вопрос сложный. Не поддавайтесь

искушению изменить путь, если рядом с вами или поперек вашего маршрута бежит

маститый спортсмен. Доведите свой вариант выхода на КП до конца, а если он окажется

неудачным, попробуйте разобраться в ошибке сами или с помощью спортсмена, который

находился на правильном пути, но за которым вы не последовали. Однако это не

означает, что надо абстрагироваться от соперников. Наблюдайте за маневрами других,

корректируйте по ним свои действия, приобретайте правильную тактику “взятия”

КП. После отметки не задерживайтесь около компостера, не привлекайте других.

Лучше всего, если еще на подходах к КП вы наметите, хотя бы грубо, направление

движения на следующем этапе. Отметившись на КП, медленно удаляйтесь в нужную

сторону. Уважайте себя и соперников, не задавайте им во время соревнований вопросов

о дистанции, карте, расположении пунктов, местонахождении спортсменов, стартовавших

раньше и позже вас.

Скорость движения по трассе

Средняя скорость движения спортсмена-ориентировщика по трассе

соревнований зависит от его физической, технической и тактической подготовки,

характера местности, точности карты и некоторых других условий. Различают эффективную

и фактическую скорости. Под эффективной понимают ту, с которой

спортсмен должен был бы преодолевать путь по прямым между КП, чтобы достичь

финиша за время, соответствующее его результату по протоколу. Фактическая

скорость - та, с которой спортсмен продвигается по своему истинному пути. Чем

меньше коэффициент увеличения пути, чем меньше ошибок допустил ориентировщик

на трассе, тем ближе будут эти скорости.

Время, затраченное на прохождение дистанции, можно разделить

на три составляющие: время истинного перемещения по трассе (“чистый бег”), время

технических остановок (отметки на КП, перекалывание КП на пункте выдачи карт),

время на ориентирование. Таким образом, с улучшением физической подготовки,

но еще больше с улучшением техники и тактики ориентирования скорость прохождения

дистанции увеличивается. По наблюдениям А. Кивистика, мастера спорта, находящиеся

в хорошей спортивной форме, затрачивают на бег 95% времени прохождения дистанции.

X. Енквист в Швеции получил близкое значение - 97-98%. Эти данные согласуются

с результатами табл. 1.

Какой должна быть скорость бега во время прохождения дистанции?

Ясно, что только при высокой скорости можно рассчитывать на победу. Но каждый

ориентировщик знает, что часто бывают моменты, когда голова “отключается”, спортсмен

теряет связь карты с местностью, перестает контролировать направление движения,

забывает о пройденных ориентирах. В таких случаях говорят: превысил “критическую

скорость”. В это определение вкладывают комплексное понятие физической

и умственной усталости, хотя в большинстве случаев физическая работоспособность

еще остается достаточно высокой. Превышение “критической скорости” может наблюдаться

на любом участке дистанции, но чаще во второй половине. Оно может быть следствием

перехода спортсмена без снижения скорости бега из участка, сравнительно простого

для ориентирования, на участок более сложный, за счет очной борьбы с соперниками,

при желании отыграть потерянное время на предыдущих этапах и т.п.

По мнению Л. Белякова, явление “критической скорости” физиологически

может быть объяснено утомлением мышц при повышении интенсивности их работы до

субмаксимальной. Причем, как всегда, первыми сигнализируют об утомлении нервные

клетки, которым не хватает полноценного питания. Отсюда и замедленные реакции

спортсмена на внешние воздействия. Кроме того, согласно принципу доминанты,

при интенсивном беге двигательные центры испытывают сильное возбуждение, отчего

тормозятся остальные центры: организм отдает все для бега. Требуются замедление,

даже остановка, и некоторое волевое усилие, чтобы образовалась новая доминанта,

связанная отрешением тактических и технических задач ориентирования. Это

одна из самых трудных задач в воспитании ориентировщика - научить переключать

внимание на наиболее важный процесс деятельности, распределять внимание сразу

на несколько разнородных объектов.

Один из признаков усталости - желание почаще заглядывать в карту. Чтение ее

становится поверхностным, отсутствует запоминание. В такие моменты рекомендуется

взять себя в руки, отдавать личные приказы, сменить темп бега или хотя бы изменить

длину шага. Можно воспользоваться “подкормкой” - кусочком сахару или глотком

жидкой питательной смеси.

Спортсмен все время должен проверять себя на понимание ситуации и сохранять

скорость где-то на грани между “понимаю” и “не понимаю”. Конечно, можно было

бы пройти всю дистанцию на пониженной скорости, что гарантировало бы от ошибок

(если ориентировщику хватает технического мастерства двигаться безошибочно),

и даже показать неплохой результат. Но нас всегда интересуют крайние случаи:

пройти хорошо, очень хорошо и даже еще лучше - на грани своих возможностей.

Поэтому и двигаться надо вблизи грани, отделяющей скорость безошибочного движения

от скорости, которую способен развить спортсмен.

Как почувствовать эту незримую грань во время соревнования? Во-первых, такое

чувство дается опытом, его можно отрабатывать на тренировках, чтобы хотя бы

грубо различать сложный и простой участки и чувствовать соответствующую скорость.

Во-вторых, более точное приближение к упомянутой грани можно осуществлять в

движении, непосредственно во время соревнования, мысленно контролируя себя и

ситуацию на местности.

Скорость бега на трассе - искусство, которым определяется высшее спортивное

мастерство. Улучшить физическую подготовку можно, для чего в легкой атлетике

и лыжном спорте разработаны надежные программы, методики и рекомендации. Но

как до конца реализовать хорошую физическую подготовку в ходе соревнований по

ориентированию? Эта проблема содержит еще много нерешенных задач.

Некоторые считают, что надо повышать скорость до того момента,

когда начинаются небольшие “сбои”, но не допускать возникновения “срывов”. По

терминологии, введенной Л. Беляковым, “сбой” - незначительная,

практически сразу исправленная ошибка: чуть не побежал неправильным путем, чуть

не пропустил ориентир, чуть не ошибся, но сразу откорректировал себя; “срыв

- это совершенная ошибка, повлекшая за собой потерю времени, а иногда и серию

новых ошибок. Возможно, пока спортсмен еще не овладел искусством регулировать

скорость, ему следует слегка перестраховываться на объективно сложных участках

дистанции и обязательно перед КП. Кроме того, нужно выбирать пути, проходящие

через крупные, хорошо заметные ориентиры, которые нелегко пропустить даже на

большой скорости.

Умение отдыхать в ходе соревнований - также один из признаков мастерства. Иногда

для снижения истинной скорости бега, когда спортсмен чувствует момент наступления

физической усталости, можно, например, вместо “быстрого” обходного пути воспользоваться

коротким, хотя и технически более сложным. Наоборот, если устала голова и спортсмен

перестает понимать сложный рельеф или ситуацию, можно выбрать обходной вариант

пути, где число обращений к карте, подсчет расстояний были бы минимальными.

Превышение оптимальной скорости иногда может быть оправдано конкретно сложившейся

обстановкой соревнований, например в эстафете на заключительном этапе. Однако,

прежде чем выбрать связанный с риском вариант тактики, следует взвесить интересы

команды: пройти надежно или рискнуть?

Выбор пути

Умение выбрать путь между контрольными пунктами - основной тактический прием,

которым должны овладеть спортсмены-ориентировщики. Выбор пути всегда происходит

с вполне конкретной целью - достичь пунктов А, Б, В оптимальным путем. Эта оптимальность

может заключаться в минимальной затрате времени, сил, преодолении наиболее короткого

расстояния, возможности определить местоположение по наиболее заметным ориентирам,

уменьшении надобностей чтения карты, использования компаса и т. п. При выборе

пути спортсмены приспосабливают индивидуальные навыки в технике ориентирования

к фактически создавшимся условиям и реализуют их в ходе соревнований.

Немного цифр:
скорость движения по утоптанным сухим тропам превышает скорость движения по

лесу без подлеска (белый цвет) в 1.5 раза, по лесу со средним подлеском (светло

- зеленый цвет) в 2 - 2,5 раза , по лесу с плотным подлеском (зеленый - темно

зеленый) в 3 - 5 раз, по энергозатратам соотношение соответственно 2 ; 4 и

6 раз.

Уже на пункте выдачи карт нужно стремиться уловить общий рисунок трассы, характер

местности и карты. При этом важно воспитывать в себе умение побороть предстартовое

волнение, абстрагироваться от судей, тренеров, соперников, не обращать внимания

на разговоры окружающих, крики болельщиков, замечания спортсменов, тренеров,

официальных лиц.

Затем следует сосредоточить внимание на выборе путей движения. Сначала это делают

генерально вдоль всей трассы, чтобы оценить общую сложность этапов и вероятность

повторного использования некоторых маршрутов, если дистанция перекрещивающаяся

или некоторые КП расположены сравнительно близко. Большинство опытных спортсменов

сходятся во мнении, что намечать пути движения целесообразно только на длинных

этапах, поскольку на коротких - длиной менее 500 м-они, как правило, азимутальные.

Оценка рельефа, дорожной сети, наличия больших опорных ориентиров помогает установить:

точное или грубое ориентирование будет преобладающим техническим приемом. Соответственно

намечается скорость бега. Тщательному рассмотрению и взвешиванию различных вариантов

подвергается этап на первый КП.

Первые же метры дистанции в направлении КП 1 показывают, насколько правильными

были оценка местности и выбранный путь движения.

На длинных этапах путь спортсменов представляет обычно кривую линию, проходящую

между опорными ориентирами. Ими называются наиболее заметные на карте и на местности

ориентиры, которые могут быть сравнительно легко определены среди прочих для

достижения которых, как правило, не требуется точного ориентирования. Опорные

ориентиры, расположенные поперек пути движения к КП или в непосредственной близости

за ним, часто называют “тормозными”.

Трудно установить общие правила планирования пути и осуществления выбранного

маршрута. Слишком многие факторы влияют на эти процессы. Однако главные моменты,

обдумывания и оценки можно сформулировать так:

  1. откуда можно “взять” КП;
  2. можно ли “удлинить” КП;
  3. нужны ли промежуточные привязки для выхода на КП;
  4. каким путем двигаться в район расположения КП.

Подготовка к старту. Разминка

Подготовка к старту, особенно ответственному, начинается задолго до соревнований.

По существу, на это направлена большая часть времени спортсмена. Еще в начале

сезона составляется перспективный план подготовки к основным соревнованиям,

намечаются тренировочные и контрольные соревнования, объем тренировочных нагрузок,

наиболее целесообразные сроки и места проведения тренировок, прикидок.

Значение разминки перед стартом общеизвестно: она повышает функциональные возможности

организма, подготавливает его к предстоящей деятельности, создает условия для

максимальной работоспособности. Поскольку органы и системы человека обладают

известной инертностью, необходимо некоторое время, чтобы они стали функционировать

на требуемом уровне. Например, минутный объем крови, легочная вентиляция, потребление

кислорода достигают высокого уровня лишь через 3-5 мин. после начала работы.

В процессе разминки повышается температура мышц, увеличиваются возбудимость

и работоспособность нервной системы. Кроме того, правильно выполненная разминка

служит средством регулирования предстартового состояния спортсмена, она успокаивает

чрезмерно возбудимых и настраивает на боевой лад слишком спокойных.

Разминка перед соревнованием чаще всего состоит из четырех частей: разогревания,

настройки на предстоящую работу, перерыва для отдыха и подготовки к выходу на

место старта, окончательной настройки около старта.

Обычно разогревание продолжается столько времени, сколько понадобится, чтобы

спортсмен вспотел. Особенно важно постепенное втягивание в работу. Для ориентировщиков,

как и для легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние и длинные дистанции,

разогревание начинается с легкого спокойного бега. Для примера, В. Куц и П.

Болотников затрачивали на такой бег около 30 мин. Затем проделываются упражнения

для разогревания мышц туловища и рук. Благодаря этому улучшается эластичность

мышц, повышается подвижность суставов. Упражнения проводятся без больших мускульных

усилий.

Вторая часть разминки - настройка на предстоящую работу - состоит у ориентировщиков

из физических и технических упражнений: прыжков, беговых ускорений, спусков

и подъемов по склону, а также пробегания ряда отрезков длиной 200-300 м по азимуту,

измерения на различных участках расстояний путем подсчета шагов и т. д. Рекомендуется

также поработать с картой, по характеру и масштабу аналогичной карте предстоящих

соревнований. Ее можно почитать на ходу и на бегу, измерить несколько отрезков

глазомерно, а затем проверить с помощью масштабной линейки. Благодаря этому

будут восстановлены условно-рефлекторные связи и еще до старта достигнут высокий

уровень двигательных навыков и технических приемов. Эта часть разминки занимает

около 15 мин.

Небольшой перерыв -в разминке делают для отдыха, переодевания, окончательной

психологической настройки на соревнование. В это время можно выполнить легкий

массаж мышц.

После выхода к месту старта спортсмен производит «доразминку» - бег в медленном

темпе, легкие прыжки и упражнения на гибкость. В последние минуты рекомендуется

еще раз мысленно представить все технические элементы ориентирования, свое поведение

на различных этапах дистанции, оценить характер окружающей местности, направление

ухода соперников. Необходимо абстрагироваться от болельщиков, фотокорреспондентов,

судей и сконцентрировать все мысли на предстоящем соревновании.

Основные понятия (по прочтении нужно знать, что это такое и как это используется):
метод удлинения КП, встречный бег, направление прихода и ухода с КП, эффективная

скорость, фактическая скорость, критическая скорость.

Анализ выступлении спортсменов в соревнованиях по ориентированию

Почему ошибаются мастера

Если бы спортсмены-ориентировщики одинаковой квалификации испытывали свои силы

не в умении быстро и точно отыскивать контрольные пункты, а в легкоатлетическом

кроссе на той же по протяженности дистанции, то расхождения их результатов никогда

не были бы столь разительными. Нельзя объяснить разброс результатов и длиной

выбранного пути. Главное, что определяет лидеров и аутсайдеров, - это количество

и значимость ошибок.

Все ориентировщики допускают то или иное количество “промахов” на каждом соревновании,

но мастера делают их меньше, чем разрядники. Большая часть ошибок зависит от

неудачного выбора скорости бега, спешки в выполнении технических приемов, нечеткой

фиксации пройденных ориентиров. По итогам наблюдений на 477 этапах А. Кивистик

установил следующие основные ошибки, допущенные спортсменами в ходе соревнований

1972 г. (табл. 3).

Таблица 3. Основные потери времени спортсменами в ходе

соревнований

Причина потери времени
Количество, %
Время, мин.
Соотношение потерь, %
на этапе
на КП
Недостаточное чтение карты
35
1,6
50
50
Неправильное выполнение плана
27
2,4
61
39
Неправильное чтение карты
9
1,9
39
61
Влияние других участников
7
1,2
45
55
Неточность карты
7
3,0
55
45
Некорректный КП
3
4,0
-
100
Остальные причины
12
-
-
-

Чаще всего ошибаются либо в начале соревнования, как правило,

из-за плохой сосредоточенности, либо в конце, из-за того, что темп бега настолько

высок, что спортсмен уже не в состоянии думать. Другие причины заключаются в

появлении бессознательного самодовольства, в недооценке задач и ослаблении сосредоточенности.

Это бывает обычно после удачного прохождения нескольких участков трассы подряд.

И, наконец, влияют соперники, особенно те, которые хотят “прицепиться”. Здесь

многое зависит от умения не обращать внимания на конкурентов.

Многие авторы пытаются систематизировать ошибки ориентировщиков. Различаются

ошибки: а) новичков и мастеров; б) большие и несущественные; в) технические,

тактические, психологические; г) вызвавшие “цепную реакцию”.

А. Кивистик предлагает следующую градацию причин ошибок (табл. 4).

Таблица 4. Схема причин ошибок на дистанции

Субъективные причины
Объективные причины

1. Ошибки планирования:

  • отсутствие плана
  • плохой план:

    • плохой вариант пути
    • плохой способ ориентирования

2. Ошибки выполнения:

  • не выполнен технический прием
  • неточное выполнение приема

3. Остальные ошибки (усталость, влияние других участников

и т. д.)

1. Картографические ошибки:

  • неточная карта,
  • плохая читаемость,
  • ошибки в оформлении

2. Ошибки на дистанции, неточный или непригодный КП

и т. д.

3. Остальные ошибки (брак средств ориентирования и т.д.)

Определить, где совершена ошибка, нетрудно, не найти ее причину

не всегда просто. Нередко в основе ошибки лежит не одно ошибочное решение, а

несколько неверных оценок на разных фазах этапа. Причиной ошибки на КП может

быть, например, то, что на предыдущем этапе или еще раньше спортсмен выбрал

слишком сложный путь или высокую скорость бега.

Среди многих умений в спортивном ориентировании крайне важно умение сосредоточиться.

Тот, кто владеет этим качеством, сможет в нужный момент лучше справиться с многочисленными

задачами соревнований и выйти победителем. Если в легкой атлетике, лыжном спорте

часто только сила воли определяет того, кто выиграет сегодня среди многочисленных,

одинаково хорошо подготовленных спортсменов, то в ориентировании неизбежно возникает

проблема и наивысшей собранности.

Различие между волей легкоатлетов, лыжников и внимательностью ориентировщиков

состоит еще и в том, что когда первые теряют надежду, настроение и желание “терпеть”,

то потеря во времени выражается всего в нескольких секундах или минутах. Когда

же ориентировщик теряет волю, сосредоточенность, то растраты времени становятся

огромными. Но при этом ориентировщик не знает, что “потеряли его соперники,

и, может быть, еще не все упущено, особенно в командной борьбе.

Как бы великолепно ни были подготовлены спортсмены, каким бы опытом ни обладали,

важность и “уникальность” события - старта в очередных соревнованиях - всегда

накладывает отпечаток на их действия. Проблема первого КП остается всегда актуальной.

Ориентировщик как бы рождается заново: перед ним новая местность, ему вручают

новую карту, ему предстоит решить новые задачи на трассе, его окружают новые

соперники, сотни новых любопытных глаз наблюдают за его действиями. Друзья,

члены команды, тренер возлагают на него новые надежды. Да и ему самому хочется

проявить по-новому свои качества и усилия, затраченные на тренировках. В такой

обстановке каждый спортсмен стремится проявить себя достойно, но не у всякого

это получается до конца. КП 1 - первый пробный камень.

Призеры второго чемпионата мира так анализировали свои действия на первом этапе.

С. Бьёрк: “На пути к первому КП я не мог сосредоточиться на движении по компасу.

Вероятно, это зависело от излишнего возбуждения или нервной лихорадки, которая

появляется у всех в такой торжественной обстановке”.

К. Гранштедт: “Проскочила первую призму. Не могла взять себя в руки. Мешали

пресса и телевидение. Между КП 1 и 2 сбилась со счета шагов и пошла по предыдущей

тропинке”.

Часто неудача на первом этапе вызывает растерянность, апатию. Не поняв причины

ошибок, спортсмен не делает должных выводов, Действует неосмотрительно. Пример

тому - продолжение ошибки

Ошибки

в середине дистанции часто происходят из-за желания наверстать упущенное на

первых этапах. Именно так превышается “критическая скорость”. Во время матча

1975 г. команд Вооруженных Сил СССР и Франции невероятную ошибку допустил А.

Глушко около КП 11 (красный пунктир), стоившую ему потери более 20 мин. В значительной

мере ошибка была вызвана тем, что перед КП 9 спортсмен начал искать пункт задолго

до подхода к просеке запад-восток - одному из наиболее четких и надежных “тормозных”

ориентиров. Потерял время и решил его наверстать, тем более, что расположение

КП 11 и “простота” подходов к нему не вызывали ни малейших сомнений. Вот как

поясняет А. Глушко свои неудачные действия:

“Допустив ошибку на КП 9, я решил компенсировать потерю во времени скоростью

и, как полагаю, принял просеку (запад-восток) за дорогу, идущую под углом к

этой просеке. Все дальнейшие действия были направлены на то, чтобы точно определить

свое местонахождение. Точку, в которой я окончательно “привязался”, я отметил

на схеме (см. стрелку на карте ) и показал предполагаемый путь за пределами

карты. Мое положение усугубили заросли крапивы, остановиться в которых не было

никакого желания”.

Выше отмечалось, что превышение “критической скорости” может наблюдаться при

переходе от одного участка трассы к другому, где требуется более четкое ориентирование.

Распространенный случай подобных ошибок - сохранение высокой скорости на коротком

азимутальном этапе после сравнительно легких длинных этапов с грубым ориентированием.

На

рисунке показаны “блуждания” наших ведущих спортсменов В. Кукка и А. Кивикаса

около КП 4 традиционных состязаний “Гран-при” в Латвии. На отрезке длиной всего

150 м при наличии хороших опорных ориентиров оба спортсмена действовали небрежно

и потеряли немало драгоценных минут.

Многие ошибки объясняются психологическими трудностями, с которыми спортсмены

встречаются на дистанциях.

Универсальных средств избежать ошибок нет. Только скрупулезное изучение их причин,

работа над техникой ориентирования, воспитание психологической устойчивости

могут привести к успеху.


© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑