в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Будущее права и управления

Сергей Васильевич Арапов, 26-Июл-2012 23:45, 3481/0

Балансы, как объект управления.

БАЛАНСЫ, КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ


Сергей Арапов (Санкт-Петербург)  

 Государственное управление использует различные методы для достижения необходимых результатов. Например, государство выстраивает балансы для достижения определенных целей. Под балансами понимается совокупность отношений субъектов определенной деятельности, требующих согласованности действий во внешней и внутренней среде.  Балансы могут быть экономические, социальные, политические. Но балансы не были объектом управления. Балансы были методикой для решения локальных задач. Изредка эти задачи носили стратегический характер. Но объектом управления балансы не были никогда.

Дело в том, что в условиях тотального РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ, балансы не были реальным объектом управления. Балансы, повторю, были методом, который не особо связан с конкретным результатом.

Теперь ситуация меняется. Требуется больше определенности в управлении и правовом обеспечении управленческой деятельности. Право должно быть целевым, а не вероятностным.

Государство сейчас имеет возможность:

  • выстроить базовые балансы целей управления в пространстве и времени с определением конкретных результатов.
  • выстроить балансы результатов для дальнейшей деятельности.
  • выстроить базовые социально-экономические балансы (отраслевые, межотраслевые, региональные и т.д.), замкнутые на конкретный результат;
  • выстроить балансы правовых связей, что позволит реально управлять социально-экономическими балансами с помощью flash-права (функционально-целевого права).

Рассмотрим каждый вариант возможной деятельности государства.

Балансы целей 

1. Государство определяет целевую рамку управления вообще, проектности и конкретных проектов. 

2. Создается иерархия целей. 

3. Устанавливаются целевые балансы.

Результат: достижение целевого  равновесия

01.cr.jpg

02.bu-bp.jpg

Пример проекции  баланса управления и баланса противоречий

Без установления целевых балансов невозможно установить ни социально-экономические балансы, ни балансы правовых связей.  Тем более невозможно установить баланс результатов.

Балансы  результатов.

Поставленной цели соответствует определенный результат. Он может быть окончательным или промежуточным.

В ходе реализации проекта результат деятельности балансов носит промежуточный характер, и конечный в случае завершения проекта. Поэтому оценка результата исходит из его промежуточной согласованности с другими результатами (согласованности в определенный промежуток времени). Учитываются  следующие факторы: 

1) Содержание результата (что достигнуто) 

2) Время достижения (когда достигнуто) 

3) Как согласовано с другими результатами (как достигнуто). Последний фактор предусматривает согласованность с другими результатами и по времени и по содержанию.

Становится актуальным вопрос: за  счет чего будут достигнуты цели и результаты. Какие ресурсы для этого нужны. Для этого выстраиваются социально-экономические балансы.

Базовые  социально-экономические балансы. 

1. Государство определяет 

- базовые социально-экономические балансы 

- базовые отрасли экономики 

- промежуточные результаты, как внутри балансов, так и между балансами. 

2. Государство устанавливает балансы внутри и между отраслями экономики, входящих в баланс. 

3. Государство устанавливает идеальный конечный результат базовых социально-экономических балансов. Это своеобразные цели балансов, которые должны быть достигнуты в итоге управления ими за конкретный период.

Балансы  правовых связей.

1. Установление правовых связей и зависимостей в балансах целей.

Указанная привязка необходима для выработки иерархии правовых норм. Необходимо знать какие цели  право будет «обслуживать». 

2. Установление правовых связей и зависимостей

- внутри балансов 

- между балансами. 

3. Установление балансов правовых связей для реального управления балансами. 

4. Итогом является выработка норм-регуляторов, норм-координаторов и норм-принципов. Видами источников права, в которых установлены указанные нормы, могут быть в форме Указов, Постановлений, Положений, Инструкций, Регламентов. Можно применить такую форму как Уложения, как сборник (или кодификатор) указанных источников права.

Указанные нормы  ограничены в применении, так как используются  только для управления балансами. 

Что  собой  представляют нормы flash-права и каков порядок  их построения?

Построение  правовой нормы flash-права

Структура правовой нормы

Существующее право

Flash -право

Структура нормы:

Гипотеза - диспозиция - санкция

Структура нормы:

Цель - диспозиция - санкция

Если ....

Для  достижения цели (какой) ... 

Императивные нормы:

1. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей  в отношениях между коммерческими организациями.

(ГК РФ. Статья 575. Запрещение дарения,  п. 1. п.п. 4).

Императивные нормы:

Для достижения цели... необходимо.... (произвести действия, достигнуть результата). В случае отсутствия результата либо отклонения от цели (недостижения цели, результата, отсутствия действия) устанавливается санкция...

Санкция.  Отклонение от результата, цели, действия не допускается (норма императивная, ответственность имущественная, возможно уголовная).

Диспозитивные  нормы

Если иное не предусмотрено договором постоянной ренты, постоянная рента выплачивается по окончании каждого календарного квартала.

(ГК РФ. Статья 591. Сроки выплаты постоянной ренты).

Диспозитивные  нормы

Для достижения цели... необходимо.... (произвести действия, достигнуть результата). В случае отсутствия результата либо отклонения от цели (недостижения цели, результата, отсутствия действия) устанавливается санкция...

Санкция. Отклонение от результата, цели, действия  допускается при строго определенных условиях (норма условно диспозитивная, ответственность имущественная при несоблюдении условий отклонения).

Правовые последствия

  •  Детализированы;
  •  Вероятностны и увязаны с различными гипотетическими условиями.

Правовые последствия

  • ограниченно детализированы;
  • не детализированы (определенны);
  • связаны с фактом достижения или недостижения результата.

Гипотетичен только результат исполнения (достигнуто - не достигнуто), а не само наступление юридического факта. Вероятность достижения или недостижения результата ограничена.

Таким образом, правило конструируется под конкретную цель. В зависимости от допущения Конструктором -  Законодателем отклонения от достижения результата норма будет считаться императивной, если Конструктор нормы решит, что отклонение от результата не допустимо. Если Конструктор нормы решит, что отклонение от результата  допустимо при строго определенных условиях, то норма будет считаться диспозитивной.

Диспозиция в целевом праве - это не только правило. Здесь может быть установлено не только обязанность совершать какое-либо действие, но и достигнуть определенного результата.

Санкция устанавливается в случае отсутствия результата либо отклонения от цели (недостижения цели, результата, отсутствия действия).

Отсюда важнейшим фактором является не только целеполагание для нужд права, но и баланс целей. При этом необходима иерархия целей для иерархии норм.

Таким образом,  процедура рождения  норм flash-права представляется следующим образом. 

1. Построение целевых балансов. Конструирование базы flash-права для конкретного проекта начинается с целевых установок, с построения целевых балансов. 

2. Выстраивание балансов результатов, соответствующих определенным целям. 

3. Определение базовых социально-экономических балансов, которые будут реализовывать цели и достигать определенных результатов. 

4. Конструирование норм flash-права. Установление балансов правовых связей для реального управления балансами. Подготовка, принятие и использование норм.

Следует заметить, что балансы управляются в уникальном правовом режиме. Это не режим Чрезвычайного Положения. Это именно уникальный правовой режим (УПР) для нужд управления. Содержанием УПР  является координация балансов, как доминирующего способа управления.   Не исключено, что на начальном этапе законодательная власть не будет участвовать в выработке и принятии норм целевого права.[1]

Указанный уникальный правовой режим используется только органами исполнительной власти. Виды источников права - Постановления Правительства, Указы Президента. На  уровне субъекта РФ конструктором-законодателем может оказаться только орган исполнительной власти, отвечающий за конкретный проект. Внутреннее регулирование осуществляется организацией-руководителем проекта.

И самый важный вопрос: как нормы flash-права будут сосуществовать с нормами существующего законодательства.  Не исключено, что с появлением положительных результатов балансового управления при полной и всесторонней информационной поддержке новая система права вживляется в действующую правовую систему. Действующие нормы могут либо сосуществовать с нормами  flash-права, либо прекратят свое действие по факту.  Параллельное существование норм существующего  права и  flash-права вполне возможно в сфере гражданского оборота. Конфликт  применения двух типов норм крайне минимален, так как и те и другие нормы имеют возможность дополнять и усиливать друг друга для достижения конкретных целей.


[1] Это связано  с тем, что законодательная власть исполняет две взаимоисключающие функции, в силу которых на данном этапе вырабатывать нормы flash-права она не способна. Эти функция народного представительства (собственно депутатская) и законотворческая функция.  Смешение указанных функций в одном органе власти - Государственной Думе, где реально на законотворческую деятельность у депутатов нет времени, вызывает  серьезное сомнение в способности вырабатывать нормы, иные по структуре и содержанию, и, требующие более глубокого анализа. В настоящее время требуется серьезнейшее преобразование законодательной власти именно для четкого исполнения реальных властных функций.


 09.06.2009



© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑