в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Будущее права и управления

Сергей Васильевич Арапов, 26-Июл-2012 23:39, 3709/0

Формулы новых правовых конструкций: flash-право

ФОРМУЛЫ НОВЫХ ПРАВОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ: FLASH-ПРАВО


Сергей Арапов (Санкт-Петербург)

 Известно, что право  регулирует поведение.

 Регулирует через:  

внедрение правовых отношений в определенную сферу человеческой деятельности, 

«наполнение» этой деятельности «правовыми связями и зависимостями, где правовая структура действует наряду с иной социальной структурой, имеющейся в данной сфере, совместно влияя на поведение людей».[1] 

Регулирование поведения неизбежно ведет к регулированию совокупностей   поведенческих стереотипов.

Среди таких поведенческих стереотипов можно выделить функции - трудовые, управленческие, структурные.

Функции не остаются без «присмотра» права. Даже если это внутренние нормы, это все-таки нормы права.

Одним из устойчивых поведенческих стереотипов,  урегулированных правом, являетсяфункция.

Функция - это совокупность согласованных повторяющихся действий, приводящая к необходимому  определенному результату.

Право устанавливает:

  • необходимо делать то-то
  • необходимо делать так-то
  • необходимо делать в такой последовательности
  • необходимо делать в согласовании с другими действиями и функциями.

Именно согласованность отличат функцию от  более монотонной операции.

Именно согласованность создает системное РАВНОВЕСИЕ.

Следовательно, функция является объектом управления и, соответственно, объектом регулирования права.

Появление, изменение и ликвидация функции неизбежно связано с появлением соответствующей правовой нормы (пусть даже локальной, корпоративной).

Право регулирует ПОВЕДЕНИЕ

Право регулирует функцию

Право,  в его нынешнем виде и состоянии,  ВЕРОЯТНОСТНО.

Структура правовой нормы предусматривает: 

-   гипотезу «ЕСЛИ» 

 диспозицию - САМО ПРАВИЛО 

 санкцию - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ

Субъекты права зависят от того, что следует за словом «если»...

Именно  юридический факт является основой вероятности.

Если он наступит, то будет действовать одно правило.

А если не наступит, то другое... И во всех случаях будет действовать почти одна и та же санкция...

Вероятностный характер любых отношений (явлений) - это препятствие к осуществлению намеченной  цели.   В.В. Залесский отмечает, что «в каждом правоотношении заложена вероятность его изменения либо прекращения. Всегда есть место действию случайных факторов, оказывающих влияние на правоотношение. Случайности в «жизни» правоотношения неизбежны -

оценить вероятность их проявления задача и законодателя, и участников правоотношения»[2].

Принцип неприкосновенности права собственности  исходит из оценки вероятности факта и характера нарушения.  

«Вероятность нарушения всегда определялась эмпирически и, по сути дела, не принималась во внимание при выборе средств защиты».[3]

«Договор как правовой институт содержит «вероятностный характер гражданских правоотношений, роль случая как правообразующего фактора При заключении договора стороны (как правило) уверены в достижении правового результата. В действительности же присутствует лишь вероятность реализации их намерений. Любое договорное отношение имеет вероятностный характер. Угроза устойчивости договора существует уже на стадии его заключения - договорные отношения могут не возникнуть при наличии предусмотренных законом обстоятельств, исключающих юридическую значимость необходимых для договора фактов»[4].

Следовательно, только функциональность права, возможность его  конструирования, его целевая направленность может исключить его вероятностный характер.

Таким образом, необходим переход. 

ПЕРЕХОД ОТ ВЕРОЯТНОСТНОГО  ПРАВА  К ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ - ЦЕЛЕВОМУ.

Поэтому выделение из существующего права  направления под названием функциональное правоведение (оно же flash-право) вполне закономерно.

Функциональное правоведение - это направление в праве, которое: 

1) конструирует равновесные правоотношения. 

2) судебные формы защиты интересов считает исключительными. 

3) использует МИРОТВОРЧЕСТВО в разрешении конфликтов. Извлекает пользу из конфликтов. 

4) считает Правду приоритетом перед Правом. 

5) способно построить правовой коридор в деятельности компании, рынка, проекта[5].

Чем  Существующее право отличается от Flash-права?

  
 
Существующее правоFlash -право

Статично

Динамично
ВероятностноеЦелевое
Дано   в жесткой формес изменениями ЗаконодателяКонструируемо Исполнителем
Регулирующая функцияКоординирующая функция
Регулирует поведениеКООРДИНИРУЕТсоциально-экономические балансы
 

Остановимся на последних двух. Регулирующая функция Существующего  права является доминирующей.

Поэтому в праве имеются только нормы-регуляторы. Однако управление через одно только регулирование становится неэффективным.  Исполняя один закон, мы нарушаем другой. Жесткость правовой конструкции ведет к  ее разрушению.

Каков выход?

- Смена управленческих ориентиров с регулирования на координацию.

-  Объектом координацией является не поведение, как в регулировании, а социально-экономические балансы.

В  книге С.Б Переслегина «Самоучитель игры на мировой шахматной доске» указывается, что функцией государства является управление развитием через установление и поддержание проектных и институциональных балансов.[6]

Примерами конкретных балансов, которые должны быть  объектами государственного управления, являются: 

- межсоциальный, межконфессиональный межпарадигмальный; 

- естественно-научного и гуманитарного познания (естественных и гуманитарных инноваций); 

- объективного, субъективного и трансцендентного знания; 

- инновационного и сырьевого модулей экономики[7].

Как видим, здесь указаны и экономические, и социальные балансы. К этим примерам можно добавить балансы в рамках одной отрасли экономики. Например, газоснабжение на внутреннем и внешнем рынках.

Что же является социально-экономическим балансом?

Под социально-экономическими балансами понимается совокупность  отношений субъектов конкретной деятельности, требующих согласованности действий во внешней и внутренней среде. Но согласования должны происходить  не в привычном разрешительно-директивном режиме, а в режиме функциональной согласованности - координации.

Это  не значит, что балансы невозможно будет регулировать. Только удельный вес государственного управления через регулирование будет ниже, по сравнению с управлением через координирование.

Баланс имеет и свойства СОСТОЯНИЯ (равновесия), и свойства СИСТЕМЫ, как некой совокупности общественных отношений. В системном свойстве баланс является обособленной единицей. Пределы обособленности баланса определяются  самой совокупностью отношений.

Целью управления в виде регулирования или координации будет являться только сохранение равновесия в управляемом балансе. Соответственно, поведение, которое является объектом регулирования в существующем праве, становится относительно свободным от регулирования в функциональном праве (flash-праве) и направлено на реализацию указанной цели.

Таким образом, управление через координацию балансов подводит нас к тому, что право должно быть инструментом (и даже ресурсом)  такого управления. Право, таким образом, вырабатывает нормы координирующего характера.

Соответственно, нормы меняются и по цели и по структурам.

Flash-право является  инструментом координации балансов.    

РегулированиеКоординация
Одностороннее  действие (приказ).Взаимные  обоюдные действия
Обратная связь выражена в докладе об исполнении, в результате исполненияОбратная связь выражена в достижении равновесия
Целевой интерес – конкретное исполнение конкретной нормыЦелевой интерес – это итог согласованности внутри балансов.
 

Что делает государство в сфере управления балансами?  

Устанавливает систему балансов самостоятельно либо по соглашению с участниками социально-правовых отношений, входящих в тот или иной баланс; 

Облекает балансы в правовую форму и устанавливает конкретные правоотношения как внутри балансов, так и между ними; так социальные отношения внутри балансов становятся социально-правовыми; 

Контролирует надлежащее состояние балансов; 

Ведет мониторинг согласованности балансов совместно с участниками социально-правовых отношений, входящих в тот или иной баланс; 

Изменяет и дополняет содержание балансов совместно с соответствующими участниками социально-правовых отношений.

Координация и регулирование - это две функции государственного управления. 

Регулирование - это одностороннее действие (приказ). С регулированием связывают директивное управление. Координация предполагает взаимные действия, в том числе и обратную связь. При этом объект интереса у обеих функций один - согласованность балансов. Рассогласованность  балансов - естественный процесс  в общественном развитии. Но для этого и существует координация совместных действий для восстановления или изменения балансов  по различным параметрам.[8]  

Задачи государства в сфере перехода на функционально-целевое право сводится к следующему: 

1. Необходимы научные исследования о социально-экономических балансах, как субъектах правовой деятельности и субъектах интереса. 

2. Право, как регулятор (и координатор) поведения, должно установить надлежащее поведение для баланса. 

3. Система правоотношений внутри балансов и между балансами должна устанавливать конкретные правовые связи. Здесь возможны изменения структуры правовых норм.

Возникает вопрос: если у нас есть только нормы-регуляторы, то можно ли найти балансы и управлять ими с помощью этих норм? Начнем с того, что даже в мире норм-регуляторов устанавливаются четкие балансы. Например, между обязательством и собственностью. Он выражен в системе обеспечения обязательств в виде залога.  Есть собственность - предмет залога. Эта собственность (вещь) связана с исполнением собственником своих обязательств. Собственник лишается собственности, если обязательство не исполняется. И собственник остается собственником вещи, если обязательство им выполнено.

Если управление через координацию будет основой нового права, то останется ли в нем место для императивных норм? Конечно, останется. Ведь уголовное право, как отрасль, никуда не исчезает. Именно здесь доминируют императивные нормы. То же можно сказать и об административном праве. Правда, сами императивные нормы могут быть видоизменены. Это не только и не столько прямые предписания, сколько правовые ПРИНЦИПЫ. 

Главный вопрос: возможен ли переход от вероятностного права к целевому (функциональному, flash-праву) в рамках существующей правовой системы?

Уже сейчас можно управлять балансами. Только управление в существующем праве будет осуществляться через регулирование.  Не меняя основ существующего права, государство уже сейчас может осуществить постепенный переход от вероятностного права к целевому. И начинать можно с установления проектных и отраслевых балансов, где постепенно будут меняться вся правовая система. В управлении балансами можно частично заблокировать действие норм существующего законодательства и разрешить их действие в части, не противоречащей нормам функционально- целевого права.

Алгоритм действия государства по переходу  к функционально-целевому праву  (flash-праву) заключается в следующем. 

1. Установление объекта управления в виде балансов, группы балансов (проектных, отраслевых, межотраслевых).  

2. Установление принципов равновесия внутри балансов и между балансами. 

3. Установление норм-принципов и норм-координаторов в сфере управления балансами с установлением свободы поведения для нормального функционирования балансов.

Какие выгоды несет внедрение функционально-целевого права  (flash-права)?

Во-первых, освобождается колоссальный потенциал ПОВЕДЕНИЯ. Оно не является объектом регулирования, а действует только в целях равновесия балансов. С потенциалом поведения  связано и высвобождение  творческого потенциала субъектов нового права. По сути, законно все, что способствует равновесию балансов[9]. Разумеется, преступным путем устанавливать равновесие никто не будет, так как уголовное право никто не собирается отменять. Однако и нормы уголовного права, видимо, также будут изменены.

Во-вторых, не будет необходимости в частой смене законодательства, которое в существующем виде  все равно  опаздывает от экономических процессов.

В-третьих, процесс управления будет носить более прогнозируемый характер. Сейчас принимают нормы и не думают о последствиях их применения. Опять же вероятность права. Теперь последствия норм для  управления достаточно прозрачны.

В-четвертых,  новые нормы просты и понятны для субъектов права. А значит, и для исполнения этих норм. Здесь не будет риска соблюсти одну норму и при этом нарушить другую. Понятное право в итоге привлекает инвестиции. Есть конкретный пример привлечения германского капитала в российский проект на территории Ленинградской области. В паспорте указанного инвестиционного проекта содержалось правовое досье с подробным  анализом  правового регулирования всей темы  проекта. Это было отправным пунктом в решении об участии в проекте.  Нетрудно предположить, что же будет, если новое право будет еще более понятным и простым в применении.

Это далеко не полный перечень выгод функционально-целевого права  (flash-права). Но путь изменений всегда труден. Какой путь изберет государство, - предположить трудно. Ведь изменения должен претерпеть и сам государственный аппарат, и все структуры органов власти.  


[1] Протасов В.Н. «Что и как регулирует право» М., 1995, с.92-94.

[2] В.В. Залесский. Вероятность и самоорганизация в гражданском праве. «Журнал российского права», № 10, октябрь 2005

[3] В.В. Залесский. Вероятность и самоорганизация в гражданском праве. «Журнал российского права», № 10, октябрь 2005.

[4] В.В. Залесский. Вероятность и самоорганизация в гражданском праве. «Журнал российского права», № 10, октябрь 2005

[5] Арапов С.В.  Заметки о функциональном правоведении. Практические обобщения ненаучного характера.// Авторский клуб «Право и Дело». // Раздел «Будущее права в системе управления».  http://www.binanex.spb.ru/5/  

[6] Переслегин С.Б. «Самоучитель игры на мировой шахматной доске». М., АСТ, СПб, Terra Fantastica, 2006, с.562

[7] Переслегин С.Б. «Самоучитель игры на мировой шахматной доске». М АСТ, СПб Terra Fantastica, 2006, с.564

[8]Арапов С.В. Ненаучные заметки о государстве и праве. Авторский клуб «Право и Дело».  Раздел «Будущее права в системе управления».  http://www.binanex.spb.ru/9/

[9] Под равновесием балансов понимается и равновесие внутри балансов и равновесие между балансами.


15.04.2009

© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑