в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Будущее права и управления

Сергей Васильевич Арапов, 26-Июл-2012 23:36, 3254/0

Ненаучные заметки о государстве и праве

НЕНАУЧНЫЕ ЗАМЕТКИ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ


Сергей Арапов (Санткт-Петербург) 

Все, что делается сейчас всеми государствами  в сфере управления, наводит на мысль, что государство в своем нынешнем виде РЕГУЛЯТОРА ВСЕГО И ВЕЗДЕ отмирает. На смену тотальному  регулированию приходит другая функция. А с ней меняется и характер права.

 О государстве.
Итог тяжкого исторического пути государства довольно неутешителен. Государство не знает куда идти. Кризис государственности назрел так же,  как и финансовый.
К. Маркс говорил об отмирании государства. Но возможно это сейчас?
Вряд ли государство отомрет совсем. Но оно должно изменить свои функции. Иначе погибнет. Каковы пути изменения государственных функций?
Государство–регулятор должно уступить место государству–координатору. В чем разница и почему это так необходимо знать? А еще лучше осуществить. 
Что мы имеем при государственном регулировании?
Господство абстрактных норм, тоталитарное государство  в обличии формальной демократии, противоречивое законодательство, исполнение которого все равно ведет к нарушению закона.
«Может в консерватории что-то надо подправить?» - говорил М. Жванецкий. Надо. И ведь дело не в законах. И ведь как законодательство не меняй, будет то же самое. Дело не в качестве законов или законотворческой деятельности. Дело совсем в другом. В характере и сущности государства, управления  и государственности вообще.
Главная функция государства сейчас – это функция регулирования. Все нормы исключительно регулятивные. Вы спросите, что входят ли сюда диспозитивные нормы? Входят. Они тоже регулируют поведение резервными правилами, снижая, таким образом, само значение выбора диспозиции.
Государство (и право, как ресурс государственного управления)  регулирует поведение. НО поведение настолько многообразно, что постоянно быть правовым быть не может. Да число других объектов регулирования становится бесконечным. Когда мы говорим  о функциях государства, мы пытаемся детализировать процесс государственного управления.
Государство управляет с помощью определенных функций. А функции, соответственно, включают в  себя определенные согласованные действия.
С.Б. Переслегин в книге «Самоучитель игры на мировой шахматной доске» определил следующие управленческие действия  со стороны государства:
-       Управление через проектную деятельность.
-       Управление через рекомендацию.
-       Управление через влияние.
-       Управление  через информационное регулирование.
-       Управление через воздействие на юридическое пространство.[1] 
Первые три управленческие действия можно объединить в координирующую функцию. Остальные два – в регулирующую. В практике мы сталкиваемся с основной функцией государственного управления  – с регулированием.
Жесткость конструкции государства–регулятора позволяет заметить, что регулирование в ближайшей перспективе государству придется или заменить или уступить функции координации. По крайней мере,  координация будет играть более значимую роль в функциях государства, чем прямое (или непрямое) регулирование. Что должно быть объектом координации?
Объектом координации должны быть социальные  балансы. [2] 
В упоминаемой работе С.Б Переслегина указывается, что функцией государства является управление развитием через установление и поддержание проектных и институциональных балансов.[3]  Но объектами государственного управления являются  и балансы социальные. Под социальными балансами понимается совокупность  отношений   субъектов социальной деятельности, требующих согласованности действий во внешней и внутренней среде. Но согласования должны происходить  не в привычном разрешительно–директивном режиме, а в режиме функциональной согласованности – координации.
Баланс имеет и свойства состояния (равновесия), и свойства системы, как некой совокупности общественных отношений. В системном свойстве баланс является обособленной единицей. Пределы обособленности баланса определяются  самой совокупностью отношений.

О каком равновесии может идти речь?

1)             РАВНОВЕСИЕ  ЦЕЛЕЙ

2)             РАВНОВЕСИЕ   ИНТЕРЕСОВ

3)             РАВНОВЕСИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4)             РАВНОВЕСИЕ ПРИНЦИПОВ

5)             РАВНОВЕСИЕ  ЦЕЛЕЙ И ИНТЕРЕСОВ

6)             РАВНОВЕСИЕ ЦЕЛЕЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7)             РАВНОВЕСИЕ ИНТЕРЕСОВ  И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

8)             РАВНОВЕСИЕ ПРИНЦИПОВ И ЦЕЛЕЙ

9)             РАВНОВЕСИЕ ПРИНЦИПОВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Группировка социальных балансов
По видам:
-       По  видам деятельности
-       По видам целей
-       По видам интересов
-       По видам принципов
По сочетаниям:
-       ИНТЕРЕСОВ
-       ЦЕЛЕЙ
-       ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-       ПРИНЦИПОВ
-       ЦЕЛЕЙ и ИНТЕРЕСОВ
-        ЦЕЛЕЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-        ИНТЕРЕСОВ  И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-        ПРИНЦИПОВ и ЦЕЛЕЙ
-        ПРИНЦИПОВ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В упоминаемой работе С.Б Переслегина указываются конкретные балансы, которые должны быть  объектами государственного управления.
Это балансы:
-       межсоциальный, межконфессиональный межпарадигмальный;
-       естественно–научного и гуманитарного познания (естественных и гуманитарных инноваций);
-       объективного, субъективного и трансцендентного знания;
-       инновационного  и сырьевого модулей экономики[4].
Как видим, здесь указаны и экономические, и социальные балансы.
Правда, следует заметить, что  в книге С.Б. Переслегина «Самоучитель игры на мировой шахматной доске» речь шла о балансном управлении государства  в сфере экономики. Однако,  социальные балансы также находятся в сфере государственного управления. Не исключено, что социальные балансы могут оказаться субъектами проектности различного уровня.
Что делает государство в сфере управления балансами?
    •  Устанавливает балансы самостоятельно либо по соглашению с участниками социально-правовых  отношений, входящих в тот или иной баланс;
    •  Облекает балансы в правовую форму и устанавливает конкретные  правоотношения как внутри балансов, так и между ними; так социальные отношения внутри балансов становятся социально-правовыми;
    • Контролирует надлежащее состояние балансов;
    • Ведет мониторинг согласованности балансов совместно с участниками социально-правовых отношений, входящих в тот или иной баланс;
    • Изменяет  и дополняет содержание балансов совместно с соответствующими участниками социально-правовых отношений. 
Но разве координация не подразумевает регулирование? Или это одно и то же? Нет не одно.
Регулирование – это одностороннее действие (приказ). Координация предполагает взаимные действия, в том числе и обратную связь. При этом объект интереса у всех один – согласованность балансов. Рассогласованность  балансов – естественный процесс  в общественном развитии. Но для этого и существует координация совместных действий для восстановления или изменения балансов  по различным параметрам. Целевой интерес – это итог согласованности внутри балансов.  Однако и координацию, и регулирование объединяет одно. Это две функции государственного управления.  
Таким образом, государственное управление с главной функцией – координация – это несколько  иной вариант управления, чем регулирование. И, похоже, более эффективный. Разумеется, потребуются дополнительные исследования по функционированию системы государственной координации. Понадобится выработка других подходов к праву. Каких? 
Право.
У права здесь задачи не из легких.
Во-первых, задачей права является включение в систему научных исследований само понятие социального баланса, как субъекта правовой деятельности и субъекта интереса. Во-вторых, право как регулятор поведения, должно установить надлежащее поведение для баланса.
В-третьих, система правоотношений внутри балансов и между балансами должна устанавливать конкретные правовые связи. Здесь возможны изменения структуры правовых норм. Поскольку сейчас мы чаще всего имеем дело с нормами-регуляторами, то и структуры этих норм являются  чисто регулятивные. Если речь идет о координации, то и структуры этих норм должны измениться.
Это далеко не полный перечень задач, который нужно решить праву. Однако без их решения нам в государственном управлении не продвинуться. 
Таким образом, система государственного управления балансами распространяется не только на экономическую, но и на социальную сферу. Функция регулирования в системе государственного управления должна постепенно уступать место функции координации, не исключая полностью регулирующую функцию. От правовой науки потребуется разработка новой  структуры правовых норм, которые служили бы инструментом координирующей функции государственного управления. Кроме того, баланс как субъект права также должен найти свое место в правовой системе.   


[1] Переслегин С.Б. «Самоучитель игры на мировой шахматной доске». М АСТ, СПб Terra Fantastica, 2006, с.563

[2] Это  не значит, что балансы невозможно будет регулировать. Только удельный вес государственного регулирования будет ниже, по сравнению с координированием.

[3] Переслегин С.Б. «Самоучитель игры на мировой шахматной доске». М АСТ, СПб Terra Fantastica, 2006,с.562
[4] Переслегин С.Б. «Самоучитель игры на мировой шахматной доске». М АСТ, СПб Terra Fantastica, 2006, с.564
 
10.03.2009



© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑