Блог » История
Вернём себе украденное нацистами Солнце!
Наталья ГУСЕВА
Свастика — дитя тысячелетий
За всю историю человеческой цивилизации накопилось много
знаков и символов. Бессмертны ли знаки? Нет, в огромной своей массе они
теряются, исчезая из памяти людей. Но те, что продолжают жить, вероятно,
и в дальнейшем не будут утрачены. К таким вечным знакам относятся, в
частности, солнце, крест и свастика.
Казалось бы — что общего между замкнутым кругом солнца и
четырехконечным крестом? Почему так привычна для слуха формула «солнце и
крест»? Да потому что эти два знака почти идентичны. Их издревле
сближает такой простой факт, как сходство астрономических представлений
древних жителей разных стран. В очень отдаленные времена появляется
изображение солнца с перекрестными чертами внутри круга. Предполагают,
что так человек пытался выразить свое отношение к четырем странам света,
свое понимание мироустройства, изобразить главные области небесного
свода в их соотношении с солнцем и его движением.
Кто, где и когда начал изображать перекрещенное солнце,
сказать нельзя. По крайней мере, до тех пор, пока не будут сделаны и
датированы все археологические открытия в мире. Солнце с крестом внутри
круга предстает перед нами в разных концах земли. Постепенно знак креста
как бы высвобождается из охвата солнечного кольца и начинает жить своей
жизнью. Его иногда изображают все же рядом с солнечными розетками и с
кружочками внутри его контура, но все чаще именно в виде прямого, а
иногда и косого креста.
И в той же глубочайшей непроглядной древности крест все же
продолжал нести на себе некие условные обозначения своей связи с
солнцем, своей прямой ему принадлежности. По всей видимости, началось с
желания людей изобразить каким-нибудь образом сам факт движения солнца. И
началом этим было придание солнечному кругу загнутых лучей. Ведь крест
статичен, неподвижен, и изменения его формы не придают ему энергии
крутого вращения.
Но как показать движение светила, его вращение? Ответ был
найден — надо расчленить кольцо вокруг креста, оставив его отрезки лишь
на четырех концах креста (или на пяти, или на семи, если крест мыслился
как спицы внутри обода колеса солнца). Так рождалась и родилась
СВАСТИКА.
Очень наглядны в этом смысле изображения на сосудах из Древней Мексики.
Никто не сможет ответить на вопрос о времени и месте
такого придания кресту новой формы, нового значения, более прямо, более
выразительно связывающего его с солнцем. Но это произошло, и в ряду
древнейших символических начертаний появился новый знак.
Знак сам по себе молчалив и не несет на себе ни вины, ни
ответственности. Ответственны люди, использующие его в своих целях, как
благовидных, так и неблаговидных.
Начиная с 1930-х годов в мире стали разгораться споры о
значении и исторической роли свастики. В России, так жестоко
пострадавшей от врага, громившего страну под знаменами со знаком
свастики, эта неприязнь утвердилась в душах людей и не затухает уже
полстолетия, особенно в душах представителей старшего поколения. Но, тем
не менее, запрет знака в стране, или области, или городе выглядит: у
знака свастики слишком глубокая и древняя судьба.
Важно обратиться к Индии по той причине, что археологи и
историки обнаружили очень мало изображений свастик на памятниках из
других стран Азии, близких к Индии. В литературе упоминается лишь одно
древнее изображение этого знака, относимое к такой же и даже еще более
глубокой древности — это свастика на дне сосуда из Самарии, которую
датируют (или, точнее, принято датировать) IV тыс. до н.э. Кто создавал
это множество других найденных вещей, говорящих о высоком развитии
культуры местного населения, создавшего здесь процветающие города и
развитую земледельческую цивилизацию?
Это была одна из древнейших цивилизаций земли, упоминаемая
в книгах чаще всего под названием цивилизации долины Инда, или
цивилизация Хараппы (по названию одного из местных городов). Эту
цивилизацию называют доарийской, потому что ее расцвет приходился на
IV-III тыс. до н.э., т.е. на те века, когда племена кочевых скотоводов
арьев еще только продвигались в сторону Индии по землям Восточной
Европы, а затем и Средней Азии. Откуда началось их длительное движение?
По широко распространенной в науке теории, известной под названиями
северной, или арктической, предки арьев («арийцев») жили изначально,
наряду с далекими предками всех народов-носителей индоевропейских
языков, на землях Заполярья. Выдающийся индийский ученый, специалист по
расшифровке смысла Вед — древнейших памятниковустной мифологической
литературы арьев — Бал Ган-гадхар Тилак, проанализировав смысл
ведических гимнов, обнаружил в них множество указаний на природные
реалии Арктики. Эти указания и описания ни в каком случае не могли
попасть в тексты гимнов от народов, населяющих страны юга, и в том числе
саму Индию.
В течение XX века появилось много трудов, посвященных
вопросам происхождения индоевропейцев, и в подавляющей части этих трудов
признается факт северного происхождения всей так называемой
европеоидной расы (которую некоторые предпочитают именовать арийской,
единственным действующим поводом к чему может послужить лишь известная
близость языка арьев ко всем европейским языкам). Многими исследованиями
климатологов, палеоботаников, геологов и астрономов доказано, что после
ухода последнего ледникового покрова с земель Европы и окончательного
спуска его в Северный Ледовитый океан (что произошло в ХП-Х тыс. до н.э)
в Приполя-рье установился благодатный теплый климат, земля покрылась
лесами и травами, люди, вытесненные обледенением на материк, стали
постепенно расселяться в этих областях. Вот здесь, на землях высоких
северных широт, протекал процесс объединения древнейших семейных и
семеннородовых групп в перво-племена: здесь развивались их взаимные
контакты и вырабатывались постепенно многие общие или сходные элементы
их языков. Постепенно для племен арьев типичным стало кочевое
скотоводческое хозяйство. И именно эта часть племен, продвинувшись к
южным морям Восточной Европы, стала постепенно откочевывать на восток и
юго-восток, достигнув во II тыс. до н.э. земель Древней Индии.
На этих землях они застали развитую цивилизацию Хараппы. А
создавали эту цивилизацию люди, принадлежавшие к
негроидно-австралоидной расе, резко отличавшейся от северных
европеоидов. И они, как уже указывалось, знали и изображали свастику.
Вот тут пришло время задать вопрос — а знали ли свастику до этого арьи? И
более того, почему этот знак носит название на арийском языке, на
санскрите, который был и языком Вед, созданных арийскими жрецами?
На этот вопрос можно ответить, только прибегнув к методу
сравнения и сопоставления. Если свастика как священный знак, как символ
солнца, как великий оберег от всякого зла и как призыв к добру,
процветанию и порождению жизни известен всем без исключения европейским
народам, значит, все давние прапредки индоевропейцев, включая и арьев,
еще в Арктике должны были создать, выработать это изображение и придать
ему указанные значения.
А значит арьи знали свастику. И дали ей название,
состоящее из трех элементов санскрита: су — «благополучие, благодать»,
асти — «есть» (3-е лицо единственного числа от глагола «есть») и суффикс
«ка» (играющий в санскрите ту же роль, что и в русском языке). И это
название приняли все европейцы, другого мы не знаем. Следов материальной
культуры от арьев на путях их кочевий не осталось, и изображений
свастики не находят. Но их язык пропитан этим словом и связанными с ним
понятиями. Они знали свастику, она у них играла немалую роль в духовной
жизни, и они пришли с ней в Индию на встречу с той древнейшей свастикой,
которую знали доарийские народы.
С тех пор и по сегодняшний день свастика царит в Индии.
Этот знак счастья и благих пожеланий украшает собой храмы и двери домов,
книги, бумагу для писем, календари и приглашения на свадьбы и ни одна
свадьба не проводится без подарков, украшенных свастикой. Ею же отмечены
и печати джайнов — членов немногочисленной религиозной общины Индии,
восходящей, как по их преданиям, так и по объективным историческим
показателям, к доарийскому периоду развития индийской культуры.
По мере расселения предков индоевропейцев с далеких
северных земель по более южным свастика продолжала существовать в
орнаменте всех развивавшихся народов. Исследователи обнаруживают этот
знак на предметах из археологических культур, относящихся к разным
эпохам и к самым разным областям расселения европейцев. Она известна и в
орнаментах народов, соприкасавшихся с арьями на их долгом пути в
сторону Индии (например, на севере Кавказа).
Как называли свои племена люди в той глубине тысячелетий
наукой установлено быть не может, и научные исследования общее
название «арьи» дано им всем потому, что оно стало известно из двух
величайших памятников, соотносимых по языку с этими двумя группами, а
именно из «индоязычной» Ригведы и «ираноязычной» Авесты. В великой книге
Б.Тилака «Арктическая родина в Ведах» проведено тщательное
сопоставление и анализ гимнов обоих этих памятников, и выявлен тот факт,
что ираноязычные арьи двигались к месту окончательной своей оседлости, к
Ирану, по зауральским областям.
Именно с этой группой связаны недавно открытые археологами
городища в Восточном Приуралье, известные под общим названием Синташта,
и в их числе Аркаим, который стал широко известен благодаря
многочисленным выступлениям в прессе археологов, журналистов и
публицистов-любителей. Комплекс Синташты датируется II тыс. до н.э.
Ираноязычным строителям этих городов тоже была известна свастика, и они
украшали этим светлым знаком свои изделия.
Следует вспомнить о многотысячелетней сохранности свастики
также у ряда других народов. Упомянем лишь о том, что подобная
приверженность именно к этому знаку, проявляемая в среде всех европейцев
от Скандинавии до Средиземноморья и от Мурманска до Черного и
Каспийского морей, еще и еще раз подтверждает незыблемое сохранение в
коллективной памяти всех индоевропейцев глубинного, иногда совсем
смутного чувства своей давней-давней связи с арктической родиной. Именно
свастика неопровержимо утверждает их общие истоки, их некогда
существовавшую близость, скрытую пластами тысячелетий. Существует два
основных непоколебимых признака этой близости — родство всех
индоевропейских языков и СВАСТИКА.
Не были случайными слова известного индийского ученого
Шастри, знатока санскрита, который написал, вернувшись в Индию после
пребывания в России: «Если бы меня спросили, какие два языка мира более
всего похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний: «русский и
санскрит». Славяне составляют основной по численности массив
индоевропейских народов, и приведенные слова лишний раз указывают на то,
о чем много раз писали ученые, — на вероятную наибольшую сближенность в
глубине веков, не только соседские, но частично и родственные связи
между предками арьев и славян. Как не случайно сохраняется близость
языков, точно так же не может быть объяснено случайностью непрерывное
выявление знака свастики во всех видах славянских орнаментов, в
основном, русских.
И к какой бы эпохе мы ни обратились, мы во многих местах встретимся с изображением свастики.
На Русском Севере это будут узоры в вышивках, на кружевах,
в тканых изделиях, на вещах, украшенных резьбой по дереву или сделанных
из просечного железа. В этих областях свастика представлена шире и
обильнее, чем в других краях, но всюду мы видим этот близкий и дорогой
людям знак, призванный оберегать их от всякого зла. И только с середины
XX века его стали изображать все реже и реже, особенно после всех бед
миновавшей войны. Но нельзя не дооцени-вать значение свастики, древней,
истинной свастики, символа жизнетворящей энергии солнца, обожествленного
нашими предками в бесконечно давние времена. О ней напоминают вещи,
изготовленные еще совсем недавно и живущие среди нас, и с ней мы можем
встретиться и на стенах древних соборов, и на старых иконах, и на
вязаных северных варежках, на печатях и вышитых вещах.
Много исследований написано по вопросу противоборства
вводимого на Руси христианства с язычеством, но в этих трудах очень
редко встречаются упоминания о том, что в системе знаков православной
иконографии нашла место и свастика. А она нашла это место и заняла его
прочно и давно. Мы видим ее на вышивке, украшающей иногда облачение
священника, она много веков существует на стенах и в галерее Софийского
собора в Киеве. И в Киеве же в одной из палат Печерской Лавры линия
свастик служит основанием образа преподобного Никона, а в Москве можно
видеть в церкви Донского монастыря настил пола, состоящий из сплошного
соединения свастик. В Эрмитаже пол одного из залов имеет узоры свастик, а
уж такие предметы русского обихода, как свадебные рушники на Севере,
сплошь расшиты свастиками.
Вернувшись к тому, с чего начата эта статья, скажем, что
никакими административными запретами нельзя прекратить жизнь знака
солнца, как нельзя и запретить почитание великого светила, ту любовь к
нему, которая явно или тайно живет в душе каждого представителя
северной, или европеоидной, расы. А в странах, где на нее никто и
никогда запретов не вводил, она явно и зримо сопровождает жизнь каждого
человека.
«II век н. э., римская мозаика» на Яндекс.Фотках
«Вологодская вышивка» на Яндекс.Фотках
«Минойская керамика с острова Крит» на Яндекс.Фотках
«Погоны русских отрядов Семёнова в Монголии» на Яндекс.Фотках
«Свастика на статуе Будды» на Яндекс.Фотках
«Флаг финской академии ВВС» на Яндекс.Фотках
«Вазы из Трои» на Яндекс.Фотках
«Герб Борейко, Польша» на Яндекс.Фотках
«Джайнская свастика» на Яндекс.Фотках
«Индуисткая свастика» на Яндекс.Фотках
«Финский хакаристи» на Яндекс.Фотках
|