в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » В мире

Александр Рулёв, 09-Ноя-2012 21:04, 4197/0

Как защититься от информационной манипуляции в интернете.

…ничто
не продается так хорошо, как грамотно расфасованный и политически
корректный бунт против мира, где царит политкорректность и все
расфасовано для продажи.


(В. Пелевин)


 


«От своего молодого человека я заразилась foursquare…»


(правда жизни)


 


Любишь читать вКонтакте? Жалуешься в Твиттере? Хипстер, ты опять как все!


(констатация факта)


 


Почему большое количество информационных мемов вредно:


v Информация,
приходящая к вам в перепостах, по достоверности ничем не отличается от
экрана телевизора, только вызывает больше доверия и меньше критики,
потому что ее источником считаются друзья, к которым она тоже неизвестно
откуда попала.


v Вы сегодня попадаетесь на простые манипуляции – перепостите милого зайчика, завтра – купитесь на агитацию и продадите Родину.


v  Заспамите
новостную ленту своих друзей, родственников, учителей, учеников, друзей
родителей, коллег – что они будут думать о вас?


 


Несколько простых памяток для повседневного употребления просветленным пользователем информации:


v Старайтесь чаще отслеживать свое эмоциональное состояние (вообще по жизни полезно).


v Некоторые заболевания передаются при близком контакте, например, при посещении стены вашего друга.


v Передача информационных паразитов происходит половым путем.


 


Правила поведения при встрече с информационным мемом:


Если у вас при чтении информации возникли сильная эмоциональная
реакция и желание нажать кнопочку «лайк» и отобразить эту новость в
ленте всех ваших друзей, знакомых, коллег, учителей, учеников и ниже по
списку, то есть вы попали под влияние сетевых троллей, то:


v Немедленно
сделайте 10 глубоких вдохов и выдохов. Откройте какую-нибудь книгу,
журнал или просто другой сайт и прочитайте полстраницы. Вообще –
заставьте себя прочитать текст, состоящий более чем из 2х абзацев. Если
вы в офисе, то не поленитесь и сходите налить себе чай / кофе. Замерьте
свой пульс.


v Если
вам все еще хочется поставить «лайк», отодвиньтесь от компьютера,
закройте глаза. Две минуты поразмышляйте смерти или хотя бы подумайте,
будет ли это важно, например, через  год.


v Проверьте
данную информацию на правдивость. Для начала подумайте о том, хорошо ли
вы разбираетесь в этом вопросе. Является ли ваш друг (если это и правда
ваш друг, а не случайный знакомый, которого вы видели 1 раз 3 года
назад) экспертом в этом вопросе?


 


Потратьте время и прочитайте «Пособие для провокаторов и не только Или Как организовать виртуальный беспредел сумбутов в Крыжополе».
Это даст вам наглядное представление, как конструируется внешне
достоверная информация, которую не возникает желание перепроверять, а
также почему и как организуется ее легкое вирусное распространение в
сети.


Цитируем:



«Информация, получаемая по неофициальным каналам, воспринимается как
более достоверная, чем официальные новости, ибо "власти скрывают"».


• «Полуправда всегда лучше откровенной лжи, так как вместе с одной половиной другую съедают гораздо проще».



«"Неиспорченный телефон" (неосознанное искажение информации при
многократной передаче ее по цепочке) иногда работает лучше испорченного,
ибо подхвативший "вирус информации" человек сам распространит его
далее, дополнив ее по своему вкусу».


• «Грамотно прикрытого виртуала изобличить сложнее, чем кажется».


И
не забывайте примечание авторов: «авторы в курсе, что реальный
Крыжополь находится в Винницкой области, недалеко от границы с Румынией.
Также можем обратить внимание на отсутствие в нашей реальности
национальности "сумбут"».


 


v Если
вам все еще хочется поставить «лайк», подумайте, а что бы, увидев такую
информацию, сказала ваша учительница по физике / химии / географии /
биологии / математике (если вас когда-то учили данным предметам).


 


Разница в 34 года 


Знаменитая фотография под названием «Снимки NASA. Вырубка лесов в Америке. Разница в 34 года» давно путешествует по сети.


Обычные комментарии:


-
«Пенза 10 лет назад считалась самым зелёным городом России... Сейчас
деревьев в городе не осталось, а по области активно всё рубят под
застройки...»


- «Печальная правда, вот поэтому сейчас еще 65-ое февраля. Вырубка лесов и засирание планеты даром не пройдет, для нас»


Комментарии людей, обладающих навыком рефлексии и хотя бы небольшими знаниями школьного уровня:


- «Что-то США на север уехали и стали больше»


- «Только сейчас заметил, почему Америка увеличилась до размеров Пангеи?»


 


v Вспомните аналогичные случаи в недавнем прошлом, свидетелями которых вы были.


 


Те,
кто живет в Петербурге, и каждый день пользуется компьютером,
стиральной машиной и холодильником, должны помнить 2008 год и
информационную «утку» о взрыве на ЛАЭС, когда в одночасье из всех аптек
исчез йод, а больницы заполнились пациентами с йодным отравлением
.


Злоумышленники
использовали технологию звонков и смс с «левых» телефонов,
информировали о взрыве заведующих школ, детских садов. При попадании
информации в сеть она стала распространяться по взрывному типу самими
читающими.


В
то время как (например): Опрошенные «Фонтанкой» эксперты-энергетики
заявили, что наибольшего недовольства планами «Росатома» по
строительству новых атомных станций на Северо-Западе, в том числе ЛАЭС-2
и особенно – АЭС в Калининграде, можно ожидать от литовских коллег –
потому что при появлении Калининградской генерирующей мощности
разрушаются планы по строительству новой атомной станции в Литве – она
будет построена позднее, а рынок сбыта электроэнергии в этой части
Европы ограничен.


А
в 2004 году жертвами подобной провокации стали жители Приволжского
федерального округа, встревоженные слухами о якобы произошедшей аварии
на Балаковской АЭС.


 


v Вспомните
сами или найдите в интернете аналогичные исторические случаи.
Попробуйте проанализировать их в отношении полученных результатов.


v Погуглите
что-нибудь содержательное по поводу волнующего вопроса, обратитесь к
Википедии. Постарайтесь выяснить, возможно ли что-то подобное вообще с
точки зрения логики физических / психических / исторических процессов.


v Смотрели
ли вы когда-нибудь рекламу по телевизору? Если да, то вспомните свои
чувства при ее просмотре. Всегда ли просматриваемся реклама вызывает у
вас желание купить то, что она рекламирует? Бывает ли так, что реклама
раздражает вас своей назойливостью?


v Посмотрите
последние 10 сообщений на своей стене. Если они на одну и ту же тему,
задумайтесь. Честно ответьте себе на вопрос: интересно ли вам самим их
читать?


v Поймите,
что люди, активно действующие в сетях, пользуются безнаказанностью и
фактически не отвечают за свои действия, по крайней мере, не так, как
представители официальных СМИ.


v Если
информация касается обвинений в адрес какого-либо человека, подумайте, а
нельзя ли применить те же обвинения и к самому себе.


v Проанализируйте,
почему вас задевает читаемый пост. Например, вспомните, какой точки
зрения придерживались ваши родители. Вы поддерживаете ее или
придерживаетесь мнения против? Подумайте, нет ли в вашем личном опыте
такого случая, который делает данную информацию чрезмерно значимой для
вас лично в такой степени, что вы не можете рассуждать в полной мере
адекватно.


v Вспомните,
есть ли у вас друзья, у которых нет аккаунтов в социальных сетях. Если
да, то узнайте у них, как они живут и чем занимаются.


v Заведите себе друга, обладающего рефлексией. Обратитесь к его разуму в трудную минуту.


v Подумайте, достойна ли информация, которую вы перепостили, того, чтобы вы перепечатали ее вручную.


v Попробуйте добавить в перепост хотя бы 3 слова комментариев от себя.


v Соблюдайте режим информационной тишины. Попробуйте не делать перепостов хотя бы в течение суток.


v Закройте вКонтакте, Фейсбук. Наконец-то поработайте.


 


Упражнения для самостоятельных занятий:


v Если
вы не верите тому, что написано в данной методичке, попробуйте сами
сочинить историю, которую охотно перепостят ваши друзья.


v Потратьте 2 часа вашего времени на оценку новости так, как это делают хорошие pr-аналитики.
Попробуйте отделить то, как она сделана, от сути вопроса. Различите
форму и содержание. Попробуйте написать несколько вариантов того, кому
может быть выгоден ажиотаж вокруг этой информации.


v Зайдите на блоги, например, Однако.орг или Новая газета.  Попробуйте поучаствовать в дискуссиях, выражая мнение как «за», так и «против» какой-либо высказанной позиции.


v Напишите
сказку, а лучше страшилку на тему коммуникации в социальных сетях. Если
не получается, просто продолжите стихотворение «Девочка Маша читала
Фейсбук…».


 


См. также:


v «Теория большого взрыва». Сезон 4 серия 20 (Эмми и Шелдон проводят социальный эксперимент на друзьях, выясняя, каким образом распространяются сплетни)


v «Хвост виляет собакой»


v «День выборов»


v «Начало»


v «Generation П»


v С. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием»


v А. Никонов «Управление выбором»


v Территория дофаминовых наркоманов


v Сетевые войны: анатомия сектантства


v Программный текст про медиаскетизм

источник www.sociosoft.ru (внешняя ссылка)


© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑