Блог » История
Выставка «Моторы войны»
Техника без человека сегодня, слава Богу, еще не
способна существовать самостоятельно. Но представить человека без
техники уже сложно. Особенно если этот человек — солдат, переживший
самую кровавую войну в новой истории — Вторую мировую. А вот на какой
технике воевали солдаты по обе стороны фронта, можно было посмотреть в
одном из выставочных залов «Крокус-Экспо» — там прошла выставка «Моторы
войны», фоторепортаж с которой мы предлагаем вашему вниманию.
В рамках одной экспозиции были представлены
автомобили, мотоциклы и легкая бронетехника 16 стран, воевавших как на
стороне Германии, так и на стороне стран антигитлеровской коалиции.
Нашлось местечко даже экспонатам из государств, соблюдавших нейтралитет:
Швейцарии и Швеции. Однако наибольший интерес, конечно, вызывала боевая
техника. И ничего, что названия советских джипов и командирских машин, а
также легендарных тружеников-грузовиков, у всех на слуху и никому не в
диковинку: прикоснуться к истории, посочувствовать условиям работы
водителей и подивиться тем или иным необычным, а порой и неожиданным
техническим решениям — дорогого стоит. Тем более что среди них
встречались достаточно редкие, а порой и вовсе уникальные экспонаты.
Например, появившийся весной 1941 года вот этот прототип ГАЗ-64 — внешне
заметно отличающийся от серийных «шестьдесят четверок».
В отличие от прототипа ГАЗ-64, командирский ГАЗ-61
известен куда лучше несмотря на скромный тираж в 175 (по другим данным,
194) экземпляров. Эта модель была принята на вооружение в конце 1939
года, а один из представленных в экспозиции автомобилей, как заявлено,
находился в пользовании маршала Г.К. Жукова.
Если про «шестьдесят первую» модель слышали все, то
вот созданный на ее базе артиллерийский тягач (получивший индекс
ГАЗ-61-416) — настоящая редкость хотя бы потому, что таких машин было
выпущено всего 36 штук.
Ну и как же обойтись без знаменитой «Эмки» — ГАЗ-М1.
За годы выпуска (с 1936 по 1943-й) таких седанов было произведено более
60 000 экземпляров.
Знаменитая «Полуторка» — ГАЗ-АА. Говорить что-то про
этот, без преувеличения, легендарный грузовик, — повторять все сказанное
много-много раз. Мы только напомним, что производился он с 1932 по 1948
годы, и со всеми модификациями было выпущено немногим менее миллиона
экземпляров.
Модернизированная версия ГАЗ-АА — ГАЗ-ММ — известен не
так широко. Его выпуск начался в 1938 году. От ГАЗ-АА эта машина
отличалась более мощным двигателем (50 л.с.), а внешне — угловатыми
крыльями. На фото же представлен военный вариант грузовика, с тентовыми
пологами вместо дверей и единственной фарой.
Автомобиль ФАИ в 30-е годы был самым массовым
броневиком Советского Союза. Изначально модель выпускалась на шасси
ГАЗ-А (Ford-A), однако к концу 30-х годов сильно изношенные машины
нуждались в модернизации. Так как базовую модель ГАЗ-А к тому моменту
уже сняли с производства, бронекорпус стали просто переставлять на шасси
более крупного ГАЗ-М1. Из-за этого у представленного на фото ФАИ-М
присутствует неказистый задний свес, в котором под дополнительной
бронезащитой разместился бензобак.
Первый плавающий танк на вооружении РККА появился в
1933 году и серийно производился три года. Считается, что Т-37А стал
первым серийным плавающим танком в мире. С 1933 по 1936 год он был
выпущен в количестве 2566 экземпляров. К сожалению, недостаточно мощная
защита (максимальная толщина брони составляла всего 8 мм) и слабое
вооружение, состоящее из единственного пулемета Дегтярева калибра 7,62,
привели к тому, что в первые годы войны основная часть этих машин была
потеряна.
На смену танку Т-37А в 1935 году разработали новую
модель — Т-38.В сравнении с предшественником здесь немного усилили
бронезащиту, однако вооружение оставалось прежним — пулеметным. По
состоянию на 1 июня 1941 года в Красной Армии числилось 1129 танков Т-38
и 2331 Т-37А, часть из которых, к сожалению, пребывала в неисправном
состоянии.
А вот легкие танки Т-60 и Т-70 в войска стали
поступать уже во время Великой Отечественной войны. Обе модели
выпускались в период с 1941 по 1943 годы, и в отличие от плавающих
моделей в довесок к пулемету получили танковые пушки калибром 20 мм
(Т-60) и 45 мм (Т-70). Интересно, что на базе Т-60 в 1941 году была
построена первая самоходная установка залпового огня БМ-8-24 на танковом
шасси, а шасси модели Т-70 в 1943 году послужило основой для самоходной
артиллерийской установки СУ-76.
Были легкие танки и у противника. Вот, к примеру,
легкий японский «Ха-Го» (Тип 95, а также «Кю-Го» и «Кей-Го»). Эта модель
создавалась в 1933-34 годах для сопровождения механизированных
кавалерийских соединений, и выпускалась до 1943 года. Бронезащита
достигала 12 мм, а вооружение состояло из двух 6,5-мм (позже — 7,7-мм)
пулеметов и 37-мм пушки.
Немецкий легкий танк Pz. Kpfw. II Ausf. F на выставке
стоял без каких-либо релизов или информационных табличек. Возможно,
потому что этот экспонат, по неофициальной информации, является не
оригиналом, а лишь точной копией. Что до самого танка, то он выпускался с
1934 по 1943 годы и на начало Второй мировой его доля в броневойсках
вермахта составляла 38%. Не отличаясь мощным вооружением (20-мм пушка и
7,92-мм пулемет) Pz. Kpfw. II имел более серьезную броню, толщина
которой достигала 14,5 мм.
А как вам вот такая самоходная установка на достаточно
компактном шасси? Это тоже работа немецких конструкторов, которые
использовали трофейное французское шасси Lorraine 37L. САУ, получившая
наименование 10,5 cm leFH 18-4 auf Geschutzwagen Lr.S.(f) Alkett, была
выпущена тиражом всего 24 экземпляра, а данный экземпляр считается
единственным сохранившимся до наших дней.
Кстати, сама танкетка снабжения Lorraine 37L также присутствовала в экспозиции.
Еще одна французская гусеничная машина снабжения —
Renault UE Chenillette. Эта танкетка входила в состав всех пехотных и
кавалерийских соединений французской армии и к началу Второй мировой
насчитывалось 3500 таких машин. После кампании 1940 года большая часть
этих транспортеров досталась немецкой армии, где они использовались и
как вспомогательные машины для различных служб, и как машины охраны для
аэродромов (укомплектованные пулеметами MG-34). Также Renault UE широко
применялся в качестве тягача для артиллерийских орудий.
А это уже американские образцы легких гусеничных
транспортеров. Первый (на фото — слева) — модификация британского
многоцелевого транспортера Universal Carrier, выпускавшаяся в 1943-45
годах под индексом T16 Carrier. Чуть менее сотни этих транспортеров
попали и в СССР по ленд-лизу. У стоящего справа от него Studebaker M29C
Weasel уже предусмотрена возможность преодоления водных преград (с
помощью дополнительно устанавливаемых понтонов). Выпускался с 1942 по
1945 годы тиражом более 15 тысяч машин.
Говоря о плавающих транспортерах, нельзя обойти
вниманием еще два интересных экземпляра. Первый — VW Typ 166
Schwimmwagen — одна из самых массовых амфибий немецкой армии. За
относительно короткий период с 1942 по 1944 годы было выпущено более 14
000 таких автомобилей. Так как базовый для Schwimmwagen Volkswagen Kfer
имел задний привод, для амфибии специально разработали возможность
подключения переднего моста — для лучшего выхода из воды на сушу. Помимо
этого Schwimmwagen имел еще и гребной винт для уверенного движения по
воде.
Гребным винтом для движения по воде обладал и
американский Ford GPA. Эта амфибия выпускалась всего год (с 1942 по
1943), за который было сделано 12 788 единиц. Впоследствии именно эта
модель стала прообразом для отечественного плавающего транспортера
ГАЗ-46 (МАВ), выпуск которого начался спустя десять (!) лет после
окончания производства американской амфибии.
Но вернемся все же к более традиционной колесной
технике. А заодно и закроем тему бронеавтомобилей достаточно интересным и
непонятным на вид «тянитолкаем». Почему именно «тянитолкай»? Нет, на
самом деле Daimler Scout Car Dingo вполне себе обычный разведывательный
автомобиль с легким бронированием. За исключением двух вещей:
нестандартного дизайна и полноуправляемого шасси. С толку сбивает
моторный отсек, расположенный сзади: только фары да расположение руля в
командирском отсеке подсказывают, где же тут перед, а где зад. А что до
всех управляемых колес, то, к сожалению, ими оснащались только машины
первых серий. Впоследствии от подобной схемы отказались. Зато этот
броневик — настоящий долгожитель армии: выпускаясь с 1939 по 1945 годы,
на вооружении некоторых стран он состоял вплоть до 1970 года!
Продолжая тему полноуправляемых автомобилей,
необходимо отметить командирскую машину BMW typ 325 Kfz.1. Как можно
увидеть, даже в годы войны конструкторы не пренебрегали усложнением
конструкции для получения уникальных характеристик. К сожалению, эта
сложность и низкая надежность подвели эту модель: из примерно 13 тысяч
собранных до 1943 года машин большая часть была потеряна на Восточном
фронте. Причем эти потери были не в результате бомбежек или
артобстрелов: диковинный автомобиль банально не выдерживал русских
условий эксплуатации — отсутствие дорог и морозные зимы. Но идея,
согласитесь, хороша!
На фоне полноуправляемого шасси такой замысел, как
свободно вращающиеся запасные колеса, установленные по бокам кузова в
базе и помогающие преодолевать препятствия, уже выглядит чем-то
банальным. Однако, в отличие от BMW, командирский Horch 901 Typ 40
Kfz.16 был выпущен тиражом более 30 тысяч машин. Да и те — в упрощенной
конструкции, с единственной оставшейся запаской, которая в
первоначальной задумке стала бесполезной.
Но если уж искать автомобиль с действительно
используемыми вспомогательными колесами, то лучше всего обратить
внимание на французский артиллерийский тягач Hotchkiss W-15T. Благодаря
наличию тех самых дополнительных колес под радиатором машина безошибочно
узнается среди остальной военной техники. А оригинальная схема с
бортовыми приводами полноприводной трансмиссии для европейских условий
тех лет оказалась даже избыточной в плане проходимости. Жаль только, что
конструкция, доставшаяся в наследство от инженеров Laffly, также
оказалась переусложненной и не самой надежной.
Вообще, в годы Второй мировой многоцелевые тягачи и
транспортеры были одной из любимых тем конструкторов. Как только ни
изощрялись они в попытках сделать либо более удобную, либо более
практичную машину. В результате получались такие конструкции, глядя на
которые так и хочется спросить: что же вы курили, когда придумывали все
это? Как вам, к примеру, компоновка «пассажирского» отсека у британского
Morris-Commercial C8? И ведь не скажешь, что редким получился
автомобиль: за годы войны было выпущено около 10 тысяч таких тягачей (не
считая одноименных бортовых грузовиков, «изюминкой» которых являлась
предельно упрощенная конструкция).
Схожую концепцию имеет и артиллерийский тягач Chevrolet Canada 8440/CGT FAT Cab 12.
Интересно, что некоторые модели в унифицированном виде
производились компаниями-конкурентами. К примеру, помимо показанного
выше артиллерийского тягача под брендом Chevrolet Canada выпускались и
грузовые модели, имеющие двойников под брендом Ford of Canada — как
представленный на выставке Ford F60L Canada. Вроде бы интересный
автомобиль, но оригинальная полукапотная компоновка потребовала сильно
задвинуть в кабину моторный отсек. В результате водитель оказался в
зажатом по ширине пространстве, да еще и с невыключаемой «печкой» у
левой ноги (у грузовика правое расположение руля).
Необычную компоновку салона имеет и артиллерийский
тягач Fiat-SPA TL.37. Огромные по размеру колеса и необходимость
перевозки помимо артиллерийского расчета еще и боекомплект, обусловили
столь необычные решения в компоновке. И ведь не так и плохо получилось:
на передних креслах даже подлокотники сделали!
Тут же до кучи стоял еще один такой же Fiat, только изрядно «поеденный» ржавчиной. Время не щадит ничего…
Часть уникальных экземпляров была показана в процессе
реставрации. И это тоже по-своему интересно и поучительно: из какого
набора «железяк» приходится воссоздавать автомобили! Вот, к примеру, как
выглядят уже упоминавшийся выше Horch 901 Typ 40 Kfz.16 в процессе
реконструкции и после нее:
А это — Steyr 1500 A/02 Kfz. 69, конструктором
которого был сам Фердинанд Порше. Тяжелый командирский автомобиль,
отличающийся целым рядом нестандартных конструктивных решений (к
примеру, двигатель V8 с воздушным охлаждением, межколесные дифференциалы
с блокировками, передняя независимая торсионная подвеска и т.п.), также
представлен как в процессе реставрации, так и в восстановленном виде.
И снова командирский автомобиль — на этот раз редкий
Phanomen Granit 1500A Kfz.70, сохранившийся до наших дней в единственном
экземпляре. Сам по себе Granit был выпущен в количестве около 10 тысяч
единиц, но именно десятиместных вариантов для командирского состава было
изготовлено меньше всего. Литера А в индексе модели, кстати, говорит о
полноприводном шасси, которое внешне можно определить по односкатным
задним колесам.
Рядом с «Гранитом» расположился помпезный даже в
военной аскетичности Mercedes-Benz L 1500A. Автомобиль был разработан в
1941 году. Основным для модели стал восьмиместный открытый кузов,
оснащаемый съемным брезентовым верхом и дверными панелями. И хотя в
целом таких машин было изготовлено не так и много (4900 полноприводных
1500A и 4100 заднеприводных 1500S), их весьма широко использовали
практически во всех подразделениях вермахта.
Ну а об этом роскошном Horch 853 Sport Cabriolet мы
уже упоминали в недавнем материале с «Олдтаймер-Галереи». На фоне грубых
и неотесанных «вояк» такой островок роскоши выглядит, мягко говоря,
странно. Но почему бы лишний раз не полюбоваться этой красотой?
Несмотря на то, что немногие военные
автомобили смогли остаться «в живых» на полях сражений, мы все равно в
рамках одного репортажа не сможем рассказать обо всех экспонатах
нынешней выставки. В частности, за бортом нашего внимания остались
несколько американских моделей, поставляемых по ленд-лизу. Совсем обошли
вниманием мотоциклы (которых, к слову, было немного). Мало что можно
рассказать про иностранные грузовики военных лет, ибо эти «рабочие
лошадки» редко выделялись необычными конструктивными решениями или, тем
более, имели какую-нибудь знаковую страницу в своей «биографии». Но так
же, как без них не могли бы обойтись солдаты, так и эта выставка без
подобных машин была бы неполной. Поэтому смотрите наш фотобонус, в
котором мы постарались показать технику, не попавшую в основной обзор.
|