Блог » История
Мегалиты Урала. Часть 2
«Чёртово Городище» в Калуге
Самое
интересное, что существует ещё одно «Чёртово Городище», за тысячи
километров от уральского, на территории Европейской части России, в
Калужской области. Находится оно в 6 км от посёлка Сосенский на
территории национального парка «Угра». Известно оно тем, что тоже
является слабой аномальной зоной – перестают нормально работать
телефоны, фотоаппараты и GPRS. Вроде бы и НЛО там полётывают
периодически. И легенда о его появлении тоже связана со строительной
деятельностью «нечистой» силы. Вот как рассказывает о появлении
недостроенной в глухом лесу мегалитической постройки одна христианская
легенда.
«У обапольного православного мужичка была
дочь-красавица. Полюбилась она чёрту и стал он свататься за неё, пристал
к отцу, что называется, с ножом к горлу: отдай, да отдай и проси тогда у
меня чего хочешь, а нет – жди беды себе. Но православного не скоро
проведёшь: на то он и православный. Мужичёк подумал, подумал, да и
говорит лукавому: «Ну что с тобою делать, если полюбилась девка, так
возьми, только с уговором: чтобы ты беспременно до петухов построил вот
тут в нашем лесу моей дочери дворец, всему миру на удивление, а не
построишь до петухов – чтоб нам с тобой и не знаться более». Чёрт только
ухмыльнулся и был таков. Думает «моя взяла». Посмотрел место –
хвать-похвать, а камня на сто вёрст вокруг нет. Делать нечего: собрал,
значит своих да и ну таскать камни по воздуху откуда-то издалека.
Трудился сердешный всю ночь, а кончить не успел: до окон, вишь, довёл,
как крикнули петухи, и кто из них где летел, значит, по воздуху с
камнями-то, там их и покидали, что и о сию пору словно дорогу из леса в
поле видать. Вот вам от чего и прозвалось оно "Чёртово городище"».
Не применём тут заметить, что правоверная христианская церковь,
которая присвоила себе ведическое понятие «православная», относит к
деятельности «нечистой силы». Оно и понятно. Крестившие Русь в греческую
религию, называемую сейчас христианством, считали языческих богов
порождениями дьявола и, соотвтественно, их капища они также называли
нечистыми. Впрочем, как и всё, что было связано с нашим ведическим
наследием и, что они не могли присвоить себе, как присвоили себе ведические храмы,
превратив их в христианские церкви, тем самым поменяв их назначение на
прямо противоположное. Там, где люди просвещались знанием, из них стали
делали безмозглых «овец господних».
Точно
так же поступили и с нашим языком. Первоначальный, светлый смысл
заменили на противоположный. Так «крамолу» из обращения к солнцу, свету,
знаниям (к-Ра-мола) превратили в смуту, мятеж, измену (см. «Толковый
словарь живого великорусского языка» В. Даля). Кощунство (правильное
написание кощюнство) из рассказывания древних священных сказаний
превратили в его противоположность – святотатство. Снова обратимся к
словарю В. Даля: «КОЩУНИТЬ или кощунствовать, насмехаться над священными
предметами, отзываться об них с презреньем, бранно, пошло; поругать,
сквернить, осквернять, суесловить, буесловить…» Веру – просветление
знанием; превратили в религию.
Ведьму – Ведающую Мать, то есть женщину, успешно взрастившую
шестнадцать детей в родовой традиции, превратили в зловредную колдунью. И
так далее.
Но
вернёмся к Городищу в Калужской области. Место и впрямь загадочное.
Доподлинно неизвестно, кто, когда и зачем его построил, а также, каким
образом. Как можно выстроить стену из огромных камней, каждый из которых
не смгола бы поднять и тысяча человек? Такие же камни в беспорядке
разбросаны около самой стены. Как и зачем сверлили «чёртовы пальцы»
(камни со множеством дыр) и «чёртов колодец»? Последний представляет
собой шестигранное углубление, в котором скапливается вода, считающаяся
целебной. На вопрос: «зачем?» возможный ответ даёт А. Платов в своей
книге «Мегалиты Русской Равнины»: «Целебными свойствами практически по
всей Европе наделяется росная или дождевая вода, собирающаяся в
углублениях, почитаемых камней. Однако многие такие камни в целом
считаются приносящими исцеление или дарующими плодовитость женщинам.
Таков,
например, известный Девий камень в Коломенском (ныне на территории
Москвы), к которому ещё и в наше время приходят женщины, желающие
исцелиться от тяжёлой болезни или забеременеть: считается, что для этого
нужно посидеть на камне, а уходя, оставить на нём конфету, монету,
цветок или какую-либо другую небольшую жертву. Таков Киндяковский камень
на севере Московской области, исцеляющий детей от неизлечимых болезней,
для чего необходимо обмыть и напоить их водой, «скаченной» с камня
(подробнее речь о Киндяковском камне пойдёт в следующей главе).
Целебными и, главное, плодородными свойствами обладает знаменитый Синий
Камень на берегу Плещеева озера в Ярославской области. В Литве близ
деревни Нерушелю некогда находился напоминающий по форме женский торс
камень, который помогал забеременеть бездетным женщинам. В той же Литве
имеется несколько камней с именем Мокас, которые считаются воплощениями
ушедших в Иной Мир предков; литовские женщины верили, что та, которая
хочет родить ребёнка-витязя (лит. Витис), должна оставить на таком камне
рубашку».
А как
вырубали систему пещер в скалах Чёртового городища? Есть свидетельства о
том, что в начале 1930-х годов пещеры, уходившие в толщу песчаника,
были взорваны, входы в подземелья завалены. Непонятно, откуда там
взялись реликтовые, доледниковые формы растительности – папоротники
многоножки и светящиеся мхи, ареал произрастания которых находится за
тысячи километров от Калуги – в Карелии. Современные же учёные считают
его крупным святилищем вятичей, летописным Дедославлем, святилищем бога
Свентовита. То есть, самое раннее, они датируют это место I в н.э.
Приведём
познавательную статью Андрея Александровича Перепелицына, журналиста,
члена Русского Общества Спелеологии и Спелеонавтики, Международной
Уфологической Ассоциации, организатора Общественной группы по изучению
тайн и загадок Земли «Лабиринт», «Российский Стоунхендж?», напечатанной в Приокской газете №6 28 февраля 1997 года.
«Чёртов
Город (ЧГ) – это высокий холм с беспорядочно нагроможденными на его
вершине и склонах глыбами песчаника. Западный склон холма представляет
собой крутой обрыв, обнажающий скальное основание горушки. Здесь можно
видеть несколько неглубоких пещерок, точнее, гротов. В самом большом из
них могут разместиться несколько человек. В урочище встречаются
несколько редких видов растений, два из которых уникальны – это
папоротник многоножка и мох шистостега. На любого посетителя «ЧГ»,
забредшего сюда в тёплое время года, покрывающие голые камни и свисающие
с отвесных стен ажурные ваи многоножки обязательно произведут
впечатление, а уж если ему повезёт, наш экскурсант приедет в подходящее
время и увидит в пещерках светящийся мох, воспоминания об этом останутся
навсегда! Сама по себе шистостега свет не излучает, но её проростки
«работают» так же, как кошачий глаз: собирает слабый свет.
Говорят,
что легенды о неуловимых сокровищах гномов вызваны именно светящимся
мхом: зайдёт старатель в пещеру, нагребет груду сверкающих самоцветов, а
при дневном свете они «обернутся» горстью булыжников, покрытых
микроскопическими проростками мха. Для учёных остаётся загадкой, откуда
появились на «ЧГ» эти растения? Шистостега изредка встречается в Европе,
ближайшее же место, где растёт многоножка – Карелия. Как оказалась она
на Чёртовом, за тысячи километров от основного ареала? Предполагают, что
ледник обошёл высокий холм «ЧГ», и растения эти сохранились с
доледниковых времён.
У
историков и археологов свой интерес – Чёртов Город является городищем в
прямом смысле – раскопки показали, что ещё в начале нашей эры здесь было
укреплённое поселение. До сих пор можно видеть на вершине холма вал и
ров, угадываются проём ворот и древние подъездные пути. Даже
фольклористам помогло «ЧГ» – ещё в прошлом веке в окрестных поселениях
были записаны варианты легенды, связанной с этим местом, о девушке,
обманувшей Чёрта. Предание говорит, что девушка, устав от домогательств
Чёрта, согласилась выйти за него замуж при условии, что «суженый»
построит за ночь свадебный замок. Собрал Чёрт всю окрестную нечисть и
принялся за дело, да только обманула его невеста – разбудила задолго до
рассвета петуха, тот и прокукарекал. Решил нечистый, что срок вышел, и
остался дворец недостроенным. Словом, место уникальное, и «по заслугам»
его уже давно объявили памятником природы всероссийского значения, а
недавно оно включено в границы национального парка «Угра».
Описания
«ЧГ» прошлого века разительно отличаются от современных. Люди XIX века
видели там не просто хаотическое нагромождение камней, а искусственное
сооружение, находящееся на вершине горы. В книге «История церкви в
пределах Калужской губернии» читаем: «...здание (из огромных камней)
выложено до середины окон. Вокруг лежат такие же камни, а часть их
разбросана в одном направлении, по пути к зданию с поля». К
сожалению, подробного описания со схемами и размерами этого «здания»
пока найти не удалось. Тем не менее, два источника конца прошлого века
одинаково описывают стоящее на вершине холма «подобие какого-то дома».
Стены его были выложены из гигантских камней, внутри и вокруг них росли
деревья, а к одной стороне было пристроено что-то «вроде крыльца» также
из больших камней. Прямо под постройкой находилась глубокая пещера с
длинными ходами, которые, по легендам, тянулись аж до Доброго монастыря,
что под г. Лихвином.
Никаких
сведений о назначении и времени строительства этого сооружения ни в
письменных, ни в устных источниках нет (За исключением легенды о
сватовстве Чёрта). Мне, по крайней мере, их найти не удалось. Краеведы
XIX века надеялись, что потомки их исследуют загадочную постройку,
однако этого сделано не было. Более того, пропала она сама! Уже в начале
нашего века упоминания о ней исчезают. Я много раз цитировал описания
«ЧГ» научным работникам разного профиля, и почти все были единодушны:
раньше люди были тёмные, принимали за творения человека природное
нагромождение камней. Видимо, считать так проще всего, однако никто из
моих собеседников не смог выполнить просьбу: указать в районе «ЧГ»
место, хотя бы отдалённо подходящее под описанное в прошлом, или просто
похожее на искусственное. Его нет! Неужели все, посещавшие в прошлом
«городище», были идиотами, в том числе и автор «Калужских губернских
Ведомостей», писавший в 1891 году: «...Предположить же что-либо самородное никак нельзя, так как ясно видно, что сооружение сделали при помощи искусственных сил».
Раз
уж молчит официальная наука, за дело взялись любители – «аномальщики».
Ещё несколько лет назад мы опубликовали старинные описания «Замка
дьявола», провели целый ряд экспедиций на «место действия», поговорили с
местными жителями. Работа ещё далеко не окончена, однако, многие
вопросы прояснились.
Невероятно,
но все заинтересованные лица и организации в Калуге ничего не знают о
добыче камня на Чёртовом, в последний раз осуществлявшейся в начале 50-х
годов. Документов об этом нет, разрешение на работы не давали –
следовательно, и не было. Такова логика. Всё же старожилы окрестных
поселений, не сговариваясь рассказывают, что, когда для строительства
понадобился камень, тамошнее стройуправление решило брать его на
городище. Заложили заряды, взорвали их, вывезли несколько тракторных
тележек камня, как вдруг пришло указание самодеятельность прекратить:
оказалось, что камень для производства щебня не подходит. Нам удалось
найти довольно много людей, работавших на добыче камня – все они
работники низового звена: бульдозерист, бригадир, лесник, рабочие...
Попытки навести справки у местного «начальства» оказались безуспешными –
нас вновь уверяли, что никаких горных работ на «ЧГ» не было. Не берусь
утверждать наверняка, однако сложилось у меня мнение, что кое-кому не
выгодно разглашать сведения о разрушении уникального места. Во всяком
случае, я склонен верить простым людям.
Что же было, по их словам, на «Чёртовом» до его окончательного разрушения?
Прошло
более 40 лет, все наши информаторы уже «в возрасте», и память их
подводит. Тем не менее, нам описывали огромные камни, размером с дом,
стоявшие на холме и окружённые кольцевым рвом, рассказывали о каменном
кольце из стоящих вертикально камней у его подножия, о каменной аллее,
ведущей с холма. Почти все собеседники помнят обширные подземные
коридоры – образующие сложный лабиринт, они вели вглубь горы и, похоже,
были вырублены искусственно. Высота их была метра два, а пройти
подземелья до конца не удавалось никому – виной тому был не только
страх, но и ядовитый газ, заполнявший глубины. Но всё же очевидцы помнят
каменные столы и лавки, ступени, ведущие вниз.
Подчеркнём,
что ничего общего с существующим небольшим гротом старые подземелья не
имели – вход в них находился ниже, взрывник, уничтоживший его, много раз
собирался показать нам завал – однако мешали этому то болезни
информатора, то отсутствие у нас транспорта. В ноябре прошлого года
события пришли к логическому концу – последний, возможно, человек, точно
помнящий местоположение входа под землю, умер...
Были
на «ЧГ» и настоящие наскальные рисунки, судя по всему, не имеющие
ничего общего с современными автографами типа «Здесь был Вася». Говорят,
ещё недавно на некоторых камнях можно было увидеть изображение ладоней и
стоп. Короче, уничтожено много, но вот «Замка Чёрта» никто не помнит. В
чём дело? Недавно мы нашли старожилов утверждавших, что взрывы
сорокалетней давности ничто по сравнению с работами тридцатых годов,
когда в течение полугода из урочища возили камень для строительства
железной дороги. Есть указания, что брали песчаник с «ЧГ» и ещё раньше –
в начале века. Что имеем, не храним...
Вернёмся
к «ЧГ», Один удивительный камень здесь сохранился. Лежит он на верхней
площадке холма и представляет собой плиту, усеянную углублениями.
«Чашки» в данном случае естественного происхождения – следы окаменевших
камней, однако и местоположение камня, и данные раскопок – обнаруженные
вблизи него древнее кострище и черепки позволили калужскому археологу
О.Л. Прошкину высказать предположение о культовом характере камня –
здесь совершались религиозные обряды, и наличие такого культового места
косвенно подтверждает возможность существования здесь древнейшего
мегалитического комплекса.
Властям,
равно и дирекции нацпарка, давно пора поставить урочище под охрану –
кто только не тусуется на нём: от бардов до (по рассказам козельских
милиционеров) сатанистов. И все оставляют «следы цивилизации» – кострища
и консервные банки, не говоря уже о надписях на камнях. Надеемся на
помощь спонсоров и научных учреждений – прежде всего, необходимы
транспорт, геофизическая аппаратура, газоанализаторы.
Но
самое главное – мы ждём отклика всех, кто был на Чертовом Городе до
семидесятых годов, ждём информацию от тех, кто принимал участие в горных
работах. Сделанного не вернёшь, но давайте хотя бы точно установим, что
было на «ЧГ» раньше. Отзовитесь, рабочие и инженеры, добывавшие там
камень, откликнетесь их потомки и просто знакомые – время идёт, и нельзя
допустить, чтобы вместе со старожилами исчезла и память об удивительных
сооружениях».
Однако, вернёмся в Сибирь, на Урал.
Мегалиты Урала. Петрогром
В
30 километрах от Екатеринбурга и 250 километрах от Челябинска, в 3 км к
северо-западу от станции Исеть, находится ещё один древний мегалит. Его
называют Скалами Петра Гронского или Петрогромом. Они представляют
собой каменную гряду, высотой до 15 метров, которая вытянулась с запада
на восток, северный склон – крутой, южный – более пологий.
Учёные
объясняют происхождение скал Петрогрома, как и Екатеринбургское Чёртово
городище, естественными причинами – выветриванием, эрозией и т.п., и
утверждают, что сходство с кладкой из плоских плит – случайно. Случайно
ли? Могут ли монолитные горы так ровненько растрескаться?
Более
того, может ли эта кладка производить впечатление, как будто её
оплавили, как будто она подверглась воздействию сверхвысоких температур
либо до того, как они окаменели, либо после. Было ли это последствием
какой-то войны с применением невиданного термического оружия, возможно и
ядерного, или применением так называемой «пластилиновой технологии
Богов», подобно той, применение которой петербургский исследователь А.
Скляров предположил в строительстве перуанских и боливийских мегалитов?
Никто пока не знает ответа на эти вопросы по той простой причине, что
никакие исследования на эту тему никто не проводит. Последние две
фотографии – это Кырманские скалы, которые тоже находятся недалеко от
Екатеринбурга. Узнаем ли мы когда-нибкдь, что же за Данила-мастер лепил
этот Каменный цветок?
Пока
для отечественной науки подобного рода объекты не представляют никакого
интереса. И это понятно, посклольку историческая наука пока не
заинтересована в правдивом изложении нашего реального прошлого. Но
временами бывает обидно. Все в мире знают имена зарубежных
мегалитических объектов. Миллионы людей едут, кто во Францию, чтобы
поглазеть на несколько менгиров, кто в Англию припасть к Стоунхенджу,
несмотря на то, что по Сети ходят факты его подделки,
кто едет в Перу, Боливию, Египет и восхищается тамошними единичными
мегалитическими постройками и тщательно изучают наследие древних
цивилизаий там. Но на территории России, в Сибири таких объектов в разы
больше. Это здесь находилась цивилизация, древнейшая из всех, известных в
мире. Здесь материала на десятки и сотни археологических открытий в
масштабе планеты. Придёт время, когда всё это будет всесторонне и
непредвзято изучаться, когда логика строителей подобных сооружений нами
будет понята и принята. Пока же время ещё не пришло. Пока неопровержимый
факт существования рукотворных мегалитических объектов на территории
России списывается на деятельность природы.
Да
что там говорить о происхождении этих древних обхектов, если нет
единого мнения даже о происхождении названия скал. Самой широко
распространённой версией является та, что скалы зовутся по имени
революционера Петра Гронского. Считается, что там рабочие во главе с
Петром Гронским устраивали собрания, учились стрелять, здесь же прятали
оружие. Однако у историков нет фактов, подтверждающих этот вариант.
Согласно второй версии, название произошло из-за того, что гору
«облюбовали» молнии, так как именно со стороны этих скал чаще всего
приходят грозы. Сторонники данной версии предпочитают называть скалы
Петрогромом или Гром-Камнем.
Ещё
одна версия: скалы названы так в честь Петра Громовержца, который
считается покровителем металлургов. И эта версия не лишена оснований.
Дело в том, что археологи обнаружили, что на этих мегалитах люди начали
выплавлять металл ещё за 3 тыс. лет до н.э. и экспортировали свою
продукцию далеко за пределы Урала. Они складывали свои печи из готовых
древних каменных плит, а сами печи строили в расщелинах скал для
получения естественной воздушной тяги. Плавили сначала медь, затем
освоили производство бронзы. Среди археологов известны так называемые
«чудские копи», действовавшие с 7 по 3 в до н.э. На Петрогроме учёные
археологи нашли целый горно-металлургический комплекс, состоящий из 18
плавильных печей, где выплавлялась медь и производились изделия из неё, а
позже из серебра и сплавов цветных металов. Учёные считают, что
каменные чаши, выдолбленные в камне, являются ни чем иным, как
медноплавильными горнами. Смотрите кратенький рассказ «Каменные чаши –
горны. Петрогром»
В очерке «Битва за Каменный пояс» Лев Сонин (журнал «Урал», №2 за 1991 год) так описывает плавильное производстве: «Для
тех времён это были гиганты металлургии – до ста двадцати сантиметров в
диаметре, до полутора метров высоты, спроектированные из массивных
каменных плит, поставленных на попа...» Далее автор очерка
рассказывает об очень тонком инженерном расчёте. Дело в том, что вершина
горы Петрогром испещрена множеством глубоких и узких расщелин. Печи
ставились прямо на них так, чтобы использовать их, как воздуходувные
ходы. Были продуманы и способы регулирования направленности и точности
подачи воздуха – через систему сопел. В безветренную погоду применялась и
ручная подача воздуха. Для этого изготавливались из кожи и дерева меха.
Для выемки из печи крицы – медного слитка, одну стенку печи, собранную
из более мелких камней, приходилось разбирать.
На
горе Петрогром древние металлурги, кроме меди, получали и серебро. При
этом был разработан оригинальный процесс отделения цветных металлов при
плавке. Для этого поды печей строились не из глины, как это обычно
делалось в других местах, а из специальной «пепельной массы». Она
состояла на три четверти из золы, промытой до удаления из неё щелочей, и
на одну четверть из пережжённых мелких костей животных. Только одну
сороковую часть составляла глина – для связывания массы. Замешивалось
всё это на «полупиве». Ещё перед самой плавкой тогдашние мастера поды
печей посыпали мелкотолчёной костью. Так приготовленные поды печей
впитывали в себя окислы серебра. После остывания эту «пепельную массу»
отделяли от оставшейся после розлива меди и использовали как руду на
серебро. Таким способом уральские металлурги отделяли серебро от меди
вплоть до 18 века.
Длясравнения приведём такой факт, свидетельствующий о том, откуда и в
каком направлении шла цивилизация. Археологи относят появление на
Европейской части Руси плавки железных руд в специальных наземных
печах-домницах с дутьём ручными мехами, примерно к 9 в. н.э. Напомним,
что металлургическое дело на Урале появилось в 3 тыс. до н.э.
Источник www.kramola.info (внешняя ссылка)
|