Медиавойна Игоря Коломойского с Сергеем Лёвочкиным и Дмитрием Фирташем стала самой масштабной за всю историю независимой Украины. И самой беспринципной.
Устрашающий музыкальный фон, на телеэкране лицо Игоря Коломойского, голос за кадром чеканит слова: «На руинах семьи Януковича быстро отстроилась семья хамелеона». Сюжет под названием «Приват, хамелеон! Привет, хамелеон!», главным антигероем которого стал губернатор Днепропетровской области и основатель группы «Приват», вышел в прайм-тайм 8 июля на канале «Интер» Дмитрия Фирташа и Сергея Лёвочкина.
Через несколько дней программа «Украинские сенсации» на принадлежащем Коломойскому канале «1+1» рассказала страшные вещи об экс-главе Администрации президента Сергее Лёвочкине, обвинив того в жестоком разгоне Майдана и попытке захватить власть в Украине.
Прошло еще несколько дней. «Интер» в вечерних новостях продолжил «полоскать» имя Коломойского. В ответ тот дал интервью 5-му каналу, в котором предложил конфисковать крупные компании, приватизированные при Викторе Януковиче. В первую очередь — у миллиардеров Рината Ахметова и Дмитрия Фирташа. Последнего он пренебрежительно назвал «бизнес-подразделением Лёвочкина».
Медиавойна Коломойского с Лёвочкиным и Фирташем стала самой масштабной за всю историю независимой Украины. И самой беспринципной: репортеры с обеих сторон даже не пытаются сохранить баланс мнений или представить зрителям подтвержденный несколькими источниками фактаж.
«Фокус» восстановил хронологию событий и попытался понять, из-за чего поссорились олигархи.
Нефть отдай
У Коломойского утверждают, что войну начали Фирташ, Лёвочкин и совладелец сети заправок WOG Игорь Еремеев. «Первый «вброс» против нас был о том, как Коломойский собирается откачать техническую нефть из магистрального трубопровода, чтобы нажиться на этом», — вспоминает один из его пиарщиков. Сюжет вышел на «Интере» 6 мая. Ночь, в кадре едва различимы наполовину зарытые в землю трубы, вокруг кучкуются люди в робах. Журналист «Интера» рассказывает, что идет несанкционированная откачка технической нефти из магистрального трубопровода государственной УкрТрансНафты, чей менеджмент подконтролен Коломойскому. Следом на камеру об этом же говорит топ-менеджер Херсонского НПЗ, принадлежащего Еремееву.
В апреле Еремеев дал интервью интернет-изданию «Украинская правда», в котором обвинил Коломойского в попытке заработать на технической нефти. По его словам, при откачке всей нефти из трубопровода прибыль олигарха составила бы 10 млрд грн за счет разницы цен: техническая нефть, по данным Еремеева, стоит 700–800 грн за тонну против рыночных $780.
Мотив Игоря Еремеева понятен: последние несколько лет он пытается продать неработающий Херсонский НПЗ. Без нефти в трубопроводе УкрТрансНафты сделать это будет почти нереально: запустить завод не удастся. «Есть и другая проблема, — рассказывает экс-замминистра по ТЭК Бурзу Алиев. — Если Украине понадобится получить нефть из-за рубежа, для начала ей нужно заполнить трубопровод, и только потом можно качать. Технически это несложно, но цены на нее будут совсем другие».
В конечном счете нефть Коломойский действительно откачал, и даже этого не скрывает. По его словам, иначе у сепаратистов на востоке было бы в десятки раз больше заправленной бронетехники — переработать нефть в дизтопливо можно даже кустарным способом. Отсутствие официального разрешения властей Коломойского не смущает.
Война за техническую нефть была цветочками. Настоящие боевые действия развернулись после попытки Дмитрия Фирташа приватизировать небольшие пакеты акций Сумыхимпрома. «Это взбесило Коломойского, он не смог остаться в стороне», — говорит консультант нынешнего губернатора Днепропетровской области.
Два небольших пакета акций госкомпании Фонд госимущества собирался продать 12 июня. Единственным претендентом была компания Фирташа. Но накануне конкурса выяснилось, что в торгах хотел бы участвовать и Коломойский, только ему не дают. Представитель приватовской компании «Бизнес-Инвест» пожаловался журналистам на то, что его не допустили к торгам. Буквально за сутки сообщение о нечестном конкурсе так сильно растиражировали СМИ, что акции сняли с торгов. А главу Фонда госимущества Александра Рябченко впоследствии уволили.
С тех пор минул месяц, и новых бизнес-конфликтов у Фирташа, Еремеева, Лёвочкина и Коломойского больше не возникало. Тем не менее, война олигархов разрослась до невиданных масштабов.
Борьба за активы и влияние
«Не понимаю (истинные причины конфликта. — Фокус), — говорит заместитель Коломойского в Днепропетровской ОГА Борис Филатов. — Может, что-то личное». Приватовцы уверены, что их шефа спровоцировали Фирташ и Лёвочкин, а Коломойскому пришлось защищаться. «Игорь Коломойский набрал небывалый для олигарха общественный вес, чего в Украине никогда не случалось, — рассуждает один из знакомых днепропетровского олигарха. — Фирташ и Лёвочкин реально испугались».
Растущее влияние конкурента действительно может беспокоить Дмитрия Фирташа. Другое дело, что ему, по большому счету, не до войны. Олигарх занят сохранением собственной свободы. С марта 2014-го бизнесмен безвыездно живет в Австрии и готовится к суду об экстрадиции в США: американские власти обвиняют его в преступном сговоре при попытке начать разработку титанового месторождения в Индии.
Впрочем, Коломойский уверен, что у Фирташа есть вполне конкретный бизнес-интерес: якобы тот вместе с Игорем Еремеевым владеет сетью АЗС WOG. И, следовательно, может претендовать на долю Привата, занимающего треть топливной розницы Украины. Топ-менеджеры Еремеева и Фирташа утверждают, что слышат об этом впервые. «Это бред», — заявил «Фокусу» один из них.
Связаться с Фирташем по понятным причинам не удалось. «Интер» отказался от комментариев. «Могу сказать только одно: для Group DF крайне важно находить возможности для работы в нынешней сложнейшей экономической и политической ситуации. А что касается корпоративной войны, я не могу комментировать то, чем не занимаюсь»,— сказал гендиректор Group DF Борис Краснянский.
Комментарий Сергея Лёвочкина был уклончив. «Я ни с кем не воюю, пока воюет моя страна. Это было бы легкомысленно и даже преступно. Никаких внутренних войн не может быть, пока идёт внешняя», — сказал он «Фокусу». На вопрос: «Чем была вызвана война?» Лёвочкин не ответил.
На условиях анонимности один из сотрудников Group DF высказал предположение, что Фирташ попал под прицел Коломойского случайно: мол, на самом деле медиавойна развернулась между Коломойским и Лёвочкиным. «Это что-то личное», — считает он. То же самое говорит и один из друзей днепропетровского олигарха: еще зимой Коломойский с Лёвочкиным были в очень хороших отношениях, а недавно между бизнесменами словно кошка пробежала. Тогда как с Фирташем у Коломойского всегда были натянутые отношения.
В ходе этого небольшого расследования фразу «это что-то личное» приходилось слышать не раз. «Бывало, мы получали от Привата пиар-заказ, чтобы сделать "неприятно" контрагенту, но при этом никогда не предполагался какой-то конкретный, материальный выигрыш для Коломойского», — рассказывает один из близких к Привату пиарщиков.
Троллить оппонентов для профилактики Коломойский действительно любит и делает это мастерски. Яркий тому пример — рассказ олигарха о конфликте вокруг Никопольского завода ферросплавов с Виктором Пинчуком. «(Смотрели телевизор, а потом) звонили Пинчуку и издевались над ним. Я говорил: Виктор Михайлович, южные ворота сейчас будут атаковать (судебные приставы), усильте охрану», — описывал Коломойский в интервью Forbes захват завода, за который он боролся с Пинчуком в 2005 году.
Не под диктофон люди, причастные к нынешнему конфликту с обеих сторон, высказывают разные предположения об интересах Коломойского в этой войне: от претензий на азотные и титановые активы Фирташа до попытки вытеснить Лёвочкина из политики.
Но что совершенно точно получает Коломойский в результате этой медиабитвы, так это еще большую популярность. «Сегодня я положительный герой. Вы ведь не будете этого отрицать, — говорит он журналистке 5-го канала. — А Лёвочкин с Фирташем — отрицательные. Вы же с этим тоже не будете спорить?».
Спорить с этим непросто: Коломойский защищает восток Украины, тогда как Фирташ ждет суда, а Лёвочкин три года возглавлял Администрацию президента Виктора Януковича. Когда положительный герой плохо высказывается об отрицательных, ему поверят скорее, чем наоборот, подытоживает Коломойский. «У шефа колоссальное понимание того, как работает медиапространство и какова сила слова», — с уважением говорит один из пиарщиков Коломойского.