в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » История

Александр Рулёв, 12-Сен-2014 00:48, 1952/0

Славянские викинги.

В то время как русские князья возили в Орду дань и толпились в приёмной у хана в ожидании благословение на княжение и право на убийство своих отцов и братьев, конкурентов на княжеский престол. Новгородские ушкуйники, пару раз сожгли столицу Орды Сарай и разоряли владения варяжских конунгов. В России тема ушкуйников не является засекреченной, но информации про них действительно очень мало. Ушкуйники никак не могут стать частью русской истории по той простой причине, что это явление могло появиться только в Новгородской республике, который был и остаётся в истории прямым конкурентом русских княжеств и Москвы, собирательницы земель русских из которых и была построена потом Россия. Здесь можно провести условное разделение между славянами новгородцами (как поляки, чехи, словаки и словенцы) и русскими, для которых Москва и есть центр их государства. Вокруг которой и вырос русский мир


Ушкуйник — вольный человек, входивший в вооружённую дружину, снаряжавшуюся новгородскими купцами и боярами, разъезжавшую на ушкуях и занимавшуюся торговым промыслом и набегами на Волге и Каме; повольники (в Российском государстве XIV—XV вв.). Также новгородские ушкуйники промышляли на северных реках — в Новгородской и Вятской землях XIV—XV веках члены вооружённых дружин, формировавшихся для захвата земель на Севере и торговых экспедиций на Волгу и Каму.


Ушкуйники (повольники), как явление, в достаточной степени представляют собой в условиях Руси местную практику разбойничих набегов, известную также у варягов и викингов. Существует и иное мнение, которое всячески оспаривается частью историков. Оно связано с защитой Новгородских земель. К такому выводу можно прийти, если обратить внимание на летописные тексты о походе ушкуйников на шведов и ливонцев. По рекам и морям новгородские молодцы двигались на судах — ушкуях, за что и получили прозвище «ушкуйники». Некоторые лингвисты, например, Фасмер, считают, что слово «ушкуй» произошло от древневепского слова «лодка». Но более вероятно, что суда были названы по имени полярного медведя — ушкуя. Кстати, название «ошкуй» полярный медведь было у поморов ещё в XIX веке. Косвенным аргументом в пользу второй версии служит и то, что норманны называли свои боевые суда «морскими волками». На высоком носу ушкуя красовалась резная голова медведя.


Пираты на службе. Такое нам больше известно из истории Великобритании, когда короли в обмен отмены смертной казни, что ждала каждого пирата, предлагали службу его величеству и продолжение славное дело грабежа и кутежа. Грабили естественно корабли не британские, а испанские, с которой Великобритания вела торгово-колониальную войну за золото. Примерно тоже самое было и в Новгороде. Новгородские удальцы, не терпевшие стеснения своего произвола, искали раздолья, простора и подвигов за пределами Новгородской Земли.


Если сравнивать с историей викингов, то Ушкуйники это своего рода российские норманны. Ушкуйничество — разбой на лодках. Впервые упоминаются в 1320-x. Наибольшее распространение получило в Новгородской земле XIV-XV вв. Речные отряды ушкуйников, формировались новгородскими боярами для захватов земель на Севере и торгово-разбойничьих экспедиций на Волге, Каме и Вятке с целью обогащения.


Принимая во внимание близкое соседство и активные контакты Новгорода (и Северо-Западной Руси в целом) с варяжскими и норманскими землями и племенами, определённая часть жителей региона могла проявлять достаточно распространённый по тем временам подобный стиль поведения. Появление их относят к XI в. В 1088 г. болгары камские, как сообщает летопись, взяли Муром. Татищев на основании бывших у него списков делает заключение, которое принимает и Соловьёв, что болгары мстили русским за разбои по Оке и Волге, вредившие болгарской торговле. Можно указать и более ранние факты, свидетельствующие о существовании ушкуйников в начале XI века в «сердце» ушкуйничества, в Новгороде — например поход новгородских ушкуйников в Югру, до 1032 г. В других регионах Руси ушкуйничество не достигало таких размеров, как в Новгороде, где появилось и самое название ушкуйники. Большие вольности, меньшие сдерживающие элементы демократической новгородской власти, постоянная борьба партий — всё это порождало в Новгороде особый класс, который не приписывался к какой-либо общине (как этого требовали новгородские установления для гражданской полноправности). Власти стремились освободиться от подобных буйных элементов населения и указывали им дело — расширять пределы Новгорода; землевладельцы и промышленники пользовались ими как защитниками своих интересов от иностранной экспансии; чаще всего, ушкуйники совершали свои походы на свой страх и риск. Не раз московское войско подходило к Новгороду, вынуждая новгородцев платить огромную дань.Тем не менее, несмотря на шантаж московских князей, ушкуйники продолжали свои походы.

Самые известные из них:


1318 год. Ладьи и ушкуи прошли в Або-Аландские шхеры и по «Полной реке» (Аурайоки) поднялись до города Або (ныне город Турку) — тогдашней столицы Финляндии. Был захвачен церковный налог Ватикана, собиравшийся в течение 5 лет. Как сказано в летописи, «приидоша в Новгород вси здорови» .


1320 и 1323 гг. Ушкуйники нанесли удары по норвежцам (в качестве ответной меры), разорив область Финнмарк и Холугаланд. Норвежские правители обратились за помощью к папскому престолу. Аналогичное воздействие на шведов заставило ускорить подписание последними компромиссного Ореховецкого мира с Новгородом. Войны шведов за земли Великого Новгорода на время прекратились.


1349 год. Последовал морской поход ушкуйников на провинцию Халогаланд, в ходе которого был взят сильно укрепленный замок Бьаркей. Это был ответный поход на вторжение шведского короля Магнуса в Новгородские земли (1348) и 1349 года. Поход короля Магнуса стал последним из «крестовых походов» шведских рыцарей на земли Великого Новгорода. Затем свыше 100 лет на севере Руси не было серьезных военных действий. Ушкуйники же обратили свои взоры на юго-восток, на Золотую Орду.


1360 год. Ушкуйники, проплыв вниз по Волге, совершили набег на ордынский город Жукотин (недалеко от современного Чистополя) на р. Каме и перебили татар. Это деяние встретило всяческое одобрение Дионисия Суздальского, который всю жизнь проповедовал поход «на нечестивых агарян». Хан Хызр потребовал от Дмитрия Суздальского, как великого князя, поимки и выдачи этих ушкуйников. По решению князей суздальского, нижегородского и костромского в Костроме бояре подпоили вернувшихся из похода ушкуйников, связали их и переслали в Орду. Взятые на Руси пленные проданы в Орде.


1366 год. Новгородские бояре Осип Варфоломеевич, Василий Федорович и Александр Абакунович громили караваны между Нижним Новгородом и Казанью. Хан Золотой Орды обратился с приказом к своему подданному московскому князю Дмитрию Ивановичу (будущему Донскому). Дмитрий шлет грозную грамоту в Новгород. Бояре Новгорода отвечают отпиской: «Ходили люди молодые на Волгу без нашего слова, но гостей (купцов) твоих не грабили, били только басурман».


1374 год. Поход на 90 ушкуях. Поход на 90 ушкуях. Третий раз взяли город Болгар (недалеко от Казани), затем пошли вниз и взяли сам Сарай — столицу Золотой Орды.; часть ушкуйников спустилась к югу, другая пошла на восток; В этот год ушкуйники основали г. Хлынов (Вятка);


1375 год. Под начальством Прокопа ушкуйники числом из 1500 нападавших разбили пятитысячную рать костромского воеводы Плещеева и захватили Кострому, где отдыхали некоторое время. Отдохнув пару недель в Костроме, ушкуйники двинулись вниз по Волге. По традиции они нанесли «визит» в города Болгар и Сарай-Берке. Правители Болгара, наученные горьким опытом, откупились большой данью, зато ханская столица Сарай-Берке была взята штурмом и разграблена.


Некоторые новгородские политики, проводившие линию независимости Новгорода от чрезмерного влияния сначала Золотой Орды, а затем Московского княжества, не рассматривали действия ушкуйников как негативный элемент. Хотя ушкуйничество было стихийным явлением и не являлось частью вооружённой организации Новгорода, Новгородская республика иногда призывалась к ответу за действия ушкуйников. К ушкуйничьим набегам можно отнести удачный поход вятчан с воеводой Костей Юрьевым в 1471 г. на Сарай. Вероятно, он был предпринят по указу Московского князя для отвлечения ордынцев во время войны Москвы с Новгородом. Курбский в своей «Повести о великом князе московском» сообщает, что в критический момент осады Казани в 1552 г. от Казани послали гонцов в Москву за частицей креста господа, которые «в короткое время, в три или четыре дня, посланные вятскими скоростными судами водой добрались до Нижнего Новгорода». Скоростным мог быть только ушкуй — небольшое судно с малым сопротивлением воды, легко шедшее при попутном ветре под парусом. Эти и другие подобные сообщения заставляют историков полагать, что значительная часть ушкуйников в XIV веке обосновалась на Вятке (Хлынов), бывшей в ту пору особой республикой. Ушкуйничество встречается и в XV веке, но уже в более слабой форме: централизация и укрепление власти и силы в руках московских князей значительно уменьшили количество стихийных нападений, в которых участвовали ушкуйники.


Часть населения Хлынова перевезли в московские пределы. Великий князь велел их расселить в Боровске, Алексине и Кременце, где им были даны усадьбы и земли, торговых же людей поселили в Дмитрове. Непокорных воевод с их дружинами расселили по южным и западным приграничным районам Московского княжества. Часть вятичей была поселена даже в подмосковной слободе: нынешнее московское село Хлыново. Потомки ушкуйников после разгона Вятского веча ушли на восток Вятского края. Одни селились в вятских и пермских лесах, а другие ушли на Дон. Именно на Дону формировалось донское казачество, перенявшее традиции ушкуйников. Многие современные лингвисты находят сходство в говоре донских казаков, новгородцев и жителей Вятского края. Также можно найти сходные особенности народной культуры донских казаков, новгородцев и вятчан.


Окончательно покончить с Вятской вечевой республикой ушкуйников Москве удалось лишь в 1489 году. После этого московские владыки велели забыть об ушкуйниках. Дьяки старательно вырезали сведения об ушкуйниках из свитков с летописями. В нашей истории остался лишь эпос о «Куликовом поле» и «Стоянии на реке Угре». В XIV—XV веках московские летописцы пытались всячески очернить ушкуйников и вообще, называли их разбойниками, крамольниками, ослушниками и т. д.


В 1924 году об ушкуйниках вспомнили организаторы русского эмигрантского движения. В Англии и США часть скаутов стали называть себя «роверами». В английской традиции этим словом обозначали пиратов, корсаров, отличавшихся своей лихостью и предприимчивостью. Тогда русские эмигранты решили называть русских скаутов «ушкуйниками». Несколько лет в 1920-х годах этот термин использовался, а затем исчез. На Руси ушкуйники были забыты окончательно. Но их никогда не забывали татары. Другой вопрос, что в царской и советской России писать об этом было не принято (по сути запрещено). Но с 1991 года практически ни один труд татарских историков не обходится без ушкуйников. Они утверждают, что ушкуйники нанесли серьёзный военный и экономический ущерб Золотой Орде.

m.vk.com (внешняя ссылка)

© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑