в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » В мире

Александр Рулёв, 14-Авг-2014 22:03, 3541/0

Что будет с Украиной в ближайшие месяцы?

Все, что мы наблюдаем на данный момент на театре военных действий, говорит о том, что власти Украины прямо сейчас ходят по лезвию бритвы.


Причем, зыбкость ситуации сегодня для них куда серьезнее, чем это было в прошлые месяцы, в начале т.н. АТО.

Дело в том, что на данный момент практически раздавив т.н. «южный котел» с украинской армией, войска ДНР и ЛНР вернули почти полный контроль над границей. Объявлено о пополнении арсенала более чем 200-ми единицами различной бронетехники, включая десятки реактивных систем «Град» с полным боекомплектом, а также склады боеприпасов. Итого, в распоряжении армии ДНР и ЛНР сейчас может находиться около 300-400 единиц разной боевой техники, включая дальнобойную артиллерию, а также под сотню установок «Град» (с учетом имевшейся в наличии техники до сих пор, а также захваченной за последние две недели боев по всему периметру Донбасса, в т.ч. в «южном котле»). Власти мятежных республик также объявили, что эта техника уже передислоцирована по всем участкам фронтов и в ближайшие дни будет задействована в… массированной контратаке на силы АТО. И вот тут нас может ждать целая масса самых разных и неожиданных сюрпризов.


Статистические итоги «южного котла» сегодня подсчитывают многие независимые военные эксперты:


«Изначально в котле была группировка 5,5 тысяч человек. Около 600 человек «спаслись» через российскую границу. Несколько сотен вырвалось в самом начале. По данным ВСУ около 1000 (их, конечно, надо еще проверять) вырвалось с боем. Итого около 3-3,5 тысяч человек осталось там навсегда. К этому следует добавить потери деблокирующей группировки. И, похоже, они внушительны (счет идет на сотни и они пока не окончательные). Потери в технике просто катастрофические. По признанию бойцов, вышедших из окружения, они оцениваются в 90% (это для 24-ой и 79-ой бригад, для 72-ой – 100%). Если добавить потери на других фронтах (тоже никак не меньше нескольких сотен человек), а также массу дезертиров (уже официальных, на которых уже открыты дела, считают сотнями), то конец июля и начало августа можно считать началом разгрома украинской армии.


Состав сил АТО на середину июля – 40-45 тысяч ЛС. Из них «вторая линия» (тербатальоны, милиция и т.д.) – не менее 10-15 тысяч. Армия «первой линии» не более 30 тысяч. Потери за три недели (подчеркиваю МИНИМАЛЬНЫЕ): до 4 000 человек убитыми и «пропавшими без вести» (все равно, что убитые). 3-4 тысячи раненых (примерно, но не менее, многие из них будут комиссованы). Сюда следует добавить «дезертиров» и «выживших» окруженцев, которые как минимум на несколько недель (а многие из них навсегда) выбыли из строя: 1,5-2 тысячи. Итого более 30% состава войск «первой линии». Косвенным подтверждением этому служит тот факт, что в «первую линию» недавно поставлены все «добровольческие части», многие из территориальных батальонов (чего раньше не наблюдалось)».


Итак, если бы в Киеве сейчас могли оценить сложившуюся ситуацию, власти Украины осознали бы, что именно в эти дни настал, возможно, тот самый момент (с точки зрения самосохранения этой власти), когда можно было бы поставить в этой войне жирную точку и начать мирные переговоры – как о будущем Донбасса, так и самой Украины. Несмотря на то, что официальная пропаганда продолжает вещать о скорой победе, на самом деле ситуация складывается сейчас так, что вся военная машина АТО может быть в ближайшее время развалена. Совокупные потери убитыми в этой войне более чем в 10 тыс. бойцов ВСУ, озвученные на днях рядом украинских депутатов со ссылкой на альтернативные подсчеты, явно говорят о том, что армия уже понесла неприемлемый ущерб (не говоря уже о мирных людях и инфраструктуре самого промышленного региона страны).


О том, что реальные потери ВСУ в зоне АТО в десятки раз превышают официальные отчеты говорят и многочисленные фото- и видеосвидетельства. Ниже на видео демонстрируются десятки единиц полностью разбитой в конце июля и начале августа боевой техники в одной из многих точек боев – под Свердловском Луганской области. Штатный экипаж только этих бронетранспортеров и танков – от сотни-полутораста человек. Судя по кадрам, трудно представить, что те, кто находился прямо в них или в периметре минимум километра, смогли бы выжить. Достоверно известно об аналогичных по масштабу десятках точек скопления разбитой техники только в «южном котле». Новые и новые видео-отчеты того же плана приходят каждый день в течение последних двух месяцев со всего Донбасса. Интересно, о каких тогда полутысячах погибших солдат с начала АТО нам вещает Минобороны?


Мотивация и опыт бойцов по ту сторону фронта уже таковы, что, если эту войну не закончить прямо сейчас, то самые кровопролитные битвы с точки зрения потерь украинской армии – можно не сомневаться – еще даже не начинались, а только предстоят. Судите сами.


Да, ранее ополчение оставило Славянск, Лисичанск и чуть ранее Мариуполь. Но тем самым оно стянуло в один очень мощный кулак (как видим по результатам) все свои силы, с которыми теперь почти невозможно справиться, если не считать нескольких населенных пунктов, контроль за которыми для ВСУ является лишь дополнительной проблемой, растягивающей или сковывающей их силы. Бойцы АТО время от времени пытаются «запрыгивать» вглубь территорий ДНР и ЛНР, якобы с целью окружения, но как оказывается чуть позже – их просто пропускают в очередные и тщательно подготовленные котлы, где рассеивают и уничтожают. На прошлой неделе был образован такой котел под Шахтерском, где потери группировки ВСУ по неофициальным данным составили около полтысячи солдат. Там же была захвачена новая партия работоспособной техники. Прямо сейчас в аналогичных котлах украинские войска несут большие потери в районе Красного Луча и Миусинска, похожая ситуация складывается и на севере – в районе Горловки, Енакиево и Дебальцево. Хотя еще несколькими днями ранее руководство АТО вещало о заходе этих группировок глубоко внутрь мятежных республик с целью отрезания Донецка от Луганска.


В целом ополчение, судя по результатам, вполне справляется с главной для него, как можно судить, задачей на данном этапе – планомерного изматывания и истребления наиболее боеспособных сил АТО. Прежде всего, речь идет о наиболее дееспособной технике, которая была на ходу и в наилучшем состоянии у украинской армии, а также наиболее мотивированных бойцах АТО. С другой стороны налицо начало деморализации в украинском обществе: массовые протесты идут уже по всей стране и закончиться все это может тем, что третья волна мобилизации просто может навсегда забуксовать. По некоторым данным, около 80-90% призывников, которых военкоматы пытаются призвать в АТО, уклоняются от получения повесток либо получив их, пустились в бега. Даже во Львовской области военкомы сообщают, что им удается вручить только одну из 30-ти подготовленных повесток.


В отличие от мая, когда ополчение держало и Славянск, и Мариуполь, и Лисичанск, но имело в своем распоряжении не более 2-3 тыс. людей с оружием, сегодня на Донбассе ВСУ противостоит уже полноценная армия – очень боеспособная, уже порядком обстрелянная, а значит глубоко мотивированная, очень маневренная, располагающая уже внушительным парком боевой техники, а также налаженной системой снабжения горючим и боеприпасами. Что важно: на данный момент снова возвращен контроль этой группировкой за границей. А это значит… сами догадайтесь что. Каждую минуту потоки «гуманитарной помощи», а также добровольцев из числа военспецов благополучно продолжат заходить на территорию ДНР и ЛНР.


В конечном счете, со всей группировкой АТО в какой-то момент может повториться судьба «южного котла». Но только в гораздо больших масштабах. Вначале урон силам АТО может быть нанесен сугубо в укрепленной обороне по всему периметру мятежных территорий. Тут, как это бывает во всех аналогичных ситуациях, соотношение потерь может достигнуть 1 к 10, а то и 20 не в пользу наступающей стороны. С таким результатом сейчас заканчиваются очень многие крупные и мелкие боестолкновения, не говоря уже о котлах. Затем, изрядно потрепав оппонентов, пока официальные СМИ будут вещать нам о доблестных успехах АТО (и все, включая сам официальный Киев, заказывающий эту «музыку», будут продолжать этому верить), ополчение может перейти в неожиданное контрнаступление. И в какой-то момент обнаружится, что фронт разрушен, а далее дороги открыты практически по всему периметру – и на Харьков, и на Запорожье с Днепропетровском, и на Одессу.


Учитывая крайнюю неповоротливость украинской военной машины и тот факт, что за пределами зон АТО практически отсутствуют отмобилизованные и дееспособные группировки каких-либо войск (почти все, что ездит и может стрелять, уже находится в АТО), дорога будет открыта в т.ч. и на Киев.


А это значит, что любая вооруженная группа численностью от 100 до 500 человек (не говоря уже о большей) сможет преспокойно двигаться чуть ли не по всему периметру Украины просто по ее автодорогам, не встречая на пути вообще никакого сопротивления. Вспомните 22-23 февраля – ровно за сутки вся ситуация в стране вдруг перевернулась вверх ногами. Хотя сутками ранее отряды «Беркута» уже наполовину контролировали Майдан и в то, что прежняя власть вдруг так быстро испарится, поверить было очень сложно. Или вспомните Крым. Среди паркетных генералов, начальников частей и чиновников, если фронт АТО вдруг неожиданно рухнет, станет актуальным, как и в Крыму, сидеть тихо, «ждать приказа» и «не поддаваться на провокации». А то и договариваться с руководителями передвигающейся армии не трогать друг друга — «до выяснения политической обстановки».


Впрочем, даже если такого перелома в боях не произойдет сейчас и в ближайший месяц там продолжатся позиционные бои (пока что это более вероятно), то процессы, которые уже идут внутри самой Украины, ничего хорошего действующей власти в Киеве не предвещают.


Еще два месяца «холодной войны» с Россией и события в театре военных действий постепенно перейдут уже на второй, а то и третий план. Дело в том, что по целому ряду официальных макроэкономических параметров, а также по оценкам многих экспертов, прогнозы которых до сих пор имели обыкновение сбываться, самое позднее в конце сентября-октября украинскую экономику накроет коллапс такого масштаба, что кризис 2008 года будет казаться детской шалостью. Первый звоночек начала этого сценария – очередной рекордный обвал гривны, уже перешедшей психологически важный барьер в 13 грн. за доллар.


Только в результате торговой войны с Россией (усугубленной, кстати, последними решениями Рады) до конца этого года Украина прямо и кумулятивно потеряет для своей экономики минимум $10-20 млрд., при том, что весь годовой госбюджет страны составляет около $30 млрд. При таком сценарии (если торговую войну не прекратить немедленно, максимум через неделю-две, что, увы, уже нереально) украинскую гривну, по ряду оценок, ждет очередная двух-трехкратная девальвация (и нынешняя планка в 13 грн. за доллар будет служить лишь стартом).


На практике это все означает, что до отопительного сезона украинская экономика может и не дожить. По ряду оценок, где-то с курсовой отметки в 15-17 грн. за доллар, которая уже не так уж и невероятна, по стране начинается полный коллапс хозяйственной деятельности, возможно и лавинообразный рост цен (гиперинфляция). Причем, сразу и в разы дорожать начнет все – от топлива на заправках до продовольствия в магазинах. С другой стороны, денег продолжать какую-то экономическую активность ни у населения, ни у юрлиц между собой уже не будет.


Предприятиям придется останавливать хозяйственные процессы, отправлять людей в неоплачиваемые отпуска. Собственно, в отношении работников бюджетного сектора государство этот процесс уже предусмотрительно запустило – по официальному решению Кабмина. Словом, несколько миллионов человек (может, 10-15 миллионов) по Украине вдруг могут оказаться не то, что без возможности платить по двукратно выросшим к тому моменту тарифам ЖКХ или покупать еду в урезанном режиме, «затянув пояса», а вообще за гранью выживания. Кризис такого масштаба затронет абсолютно каждого – те, кого еще не уволят, вдруг обнаружат, что платежеспособность их зарплат всего за полтора-два месяца сдулась еще втрое-вчетверо. А уж в сравнении с ситуацией на осень 2013 года все это вообще уже не идет ни в какое сравнение.


И вот тогда уже в прямом смысле голодный народ, конечно, повалит на улицы. Но на этот раз не за какие-то заоблачные «ценности» какой-то там евроинтеграции, а за желание просто поесть и согреться. Если это не произойдет тут же в самом Киеве, которому, кстати, будет тяжелей других (промышленности, генерирующей валюту, в столице нет, а в ее офисах, в сфере услуг и торговле, которые в первую очередь и пострадают, сидят со всей страны на заработках не менее полутора миллионов мигрантов), то точно пойдет по всему Юго-Востоку. Люди просто объявят, что кредит их доверия к этой власти исчерпан. Лозунги типа «в стране же война» в сознании масс будут уже парироваться: «а что явилось первопричиной этой войны? 23 года, пока не пришли эти, войны не было».


Массовость социального бунта может обрести такой масштаб, что никакие пара тысяч наемных вояк олигархов, пока целиком занятых в зоне АТО, справиться с этим не смогут. С другой стороны, бунт тут же начнет обретать парамилитарный характер, ведь по стране сейчас в бесконтрольном обороте сотни тысяч единиц стрелкового оружия. Масла в огонь подольют деморализованные войной солдаты из зоны АТО, которые могут начать выдвигаться обратно в города — ведь с наступлением холодов их будут еще хуже снабжать, хотя и сейчас ситуация с их снабжением почти аховая.


Так что, вполне может оказаться, что точно так же, как и обещания Порошенко успешно завершить АТО за пару часов еще в мае, все нынешние победные реляции чиновников и официальных СМИ, скорее всего (и судя по положению дел с той стороны фронта), закончатся как минимум тем же, чем они закончились во время нынешней летней военной кампании.


И это значит, что точку невозврата, после которой события начнут развиваться по вышеописанному сценарию, режим Порошенко проходит прямо сейчас. Возможно, впрочем, он эту точку уже прошел. Дело в том, что описанный выше сценарий экономического коллапса развивается независимо от того, случится ли в какой-то момент коллапс сил АТО на фронте или эта операция даст какие-то явные результаты. По крайней мере, на данный момент мне неизвестны экономисты и финансисты (если за таковых, конечно, не принимать штатных политических технологов и конъюнктурно зависимых фигур, приближенных к этой власти и вещающих сейчас день и ночь по ящику), кто бы утверждал, что нынешняя торгово-экономическая война с Россией может принести Украине хоть какие-то дивиденды, а не закончиться полной финансово-экономической катастрофой. При такой ситуации, повторимся, уже будет совсем неважно, как там будут дальше развиваться события на фронтах Донбасса.


Но самое «веселое», что Запад, несмотря на все еще имеющиеся наивные чаяния у многих украинских граждан, не может и не будет спасать Украину из этого экономического фиаско. Независимо от итогов АТО. Именно этим фактом можно объяснить фактически отказ того же МВФ предоставлять ей по-настоящему крупные кредитные ресурсы, которые хотя бы на время могли притормозить обвал. Во-первых, дело в том, что Запад никогда не сможет возместить Украине постоянные и нарастающие с каждым месяцем потери от полной утраты ею главного торгово-экономического партнера — России. Так как тут речь идет уже о десятках миллиардов долларов, причем ежеквартально, беспрерывно и на многие годы. Мечтать об этом можно, но тут, как говорится, надежды только юношей и питают. Во-вторых, если бы мог и хотел — не допустил бы в ее экономике сценария, который мы наблюдаем с конца февраля и по сей день, с перспективой еще более резкого и многократного ухудшения. При этом пресловутая Евроассоциация так и не дала украинской экономике ровным счетом ничего, а лишь ухудшает положение дел (хотя сейчас действует гораздо более льготный режим для нашего экспорта, чем предполагается после окончательной ее ратификации). Что, кстати, и требовалось доказать.


Наконец, в-третьих, ничто не мешало ему сделать Украину богатой и процветающей за предыдущие 23 года, хотя сейчас обществу вешают «лапшу на уши» о том, дескать, что сейчас вот вдруг все должно резко измениться и западные инвестиции, наконец, потекут в эту страну рекой. Если не текли раньше, не будут течь и впредь. Западные политики могут долго «ездить по ушам» политикам украинским и вместе с ними всем украинским гражданам (на то они и политики), но инвестиции любят а) прибыль, б) эффективность и в) перспективные гигантские рынки сбыта. Свои же гигантские и основные рынки (Россия и страны ТС) Украина сейчас своими же руками для себя же перекрывает. Т.е. и стратегически взять на содержание Украину Запад не сможет, потому что Украина не Латвия в 2 миллиона населения, в ее случае речь идет о цифрах, равных годовым бюджетам многих центральноевропейских стран, причем не разово, а лет на 5-10 точно. Какой европейский бюджет потянет такое «счастье» и главное — какому западному политику это «счастье» простят тамошние очень взыскательные, дотошные и сутяжливые избиратели?


Очевидно, что в этой большой игре Запада роль и функция Украины заключается не в том, чтобы осчастливить ее, то есть поделиться с нею своим «захалявным» пирогом (в ущерб интересам своих граждан и их кошельков). А в кое-чем другом. В чем именно — вот это вскоре как раз и предстоит окончательно понять и признать теперь уж всем без исключения гражданам постмайданной Украины.


Юрий Лукашин, журналист

cont.ws (внешняя ссылка)

© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑