Исраэль ШАМИР. Аль-Каида готовится к штурму Багдада
Пока мы следили за Украиной, полыхнул Ближний Восток. Местный аналог Правого Сектора, возникшая в ходе гражданской войны в Сирии боевая организация ИГИШ (или ИСИЛ, или ИСИС, в зависимости от транслитерации) одним рывком на открытых джипах с пулеметами вместо тачанок захватила второй город Ирака, двухмиллионный Мосул, и пошла на Багдад.
Американцы, англичане и французы готовятся к новой интервенции, а с другой стороны в бой может вступить Иран. Заварушка будет отчаянная. Почему сейчас, и что это значит для Ирака, для Сирии, для Ближнего Востока – и для России?
Сигналом для активизации военных действий стали президентские выборы в Сирии, о которых мы писали недавно. Победил действующий президент Башар Асад, союзник России, но важнее то, что народ не послушался призывов исламистских мятежников бойкотировать выборы – и пришел голосовать. Явка была огромной. Карта мятежников бита. Им пришлось задуматься, что делать дальше.
Одно из наиболее успешных и дисциплинированных объединений крайних исламских суннитских боевиков-джихадистов ИГИШ пришло в свое время в Сирию из Ирака, и сейчас, после поражения, решило передислоцироваться обратно в Ирак. Это - Исламское Государство Ирака и Шама (Шам – арабское название Леванта, или Большой Сирии), около десяти тысяч боевиков под черным знаменем. Их провозглашенная цель - установление суннитского халифата на арабских землях Плодородного Полумесяца, то есть в Ираке, Сирии, Ливане, Палестине, Иордании. Все эти страны возникли после первой мировой войны, после крушения Оттоманской империи, и установленные Англией и Францией границы между ними такие же условные, как между бывшими советскими республиками.
Я не случайно сравнил ИГИШ с Правым Сектором – это радикальные отморозки, воюющие против своих соседей. Правый Сектор ненавидит «москалей»-русских, а ИГИШ ненавидит шиитов – иранцев, жителей юга Ирака, алавитов Сирии и Ливана. В Сирии они захватили и удерживали целую провинцию Ракка, единственную, где и выборов не было, и там они установили царство террора с публичными казнями – порядком своего рода. Все другие организации боевиков были изгнаны из провинции. ИГИШ ни с кем делиться не хочет.
ИГИШ получила оружие от США за счет Саудовской Аравии, чтобы сбросить президента Асада в Сирии. Американцы и их европейские союзники их поощряли и заботились, хотя ИГИШ выросла из аль-Кайеды, с которой США, вроде, воевали. Сейчас, когда боевики ИГИШ хлынули в Ирак, американские политики изображают ужас-ужас и уже говорят, что «Обама потерял Ирак». Но пока они резали сирийских христиан, возражений с их стороны не было.
Финансирует ИГИШ Саудовская Аравия. Саудовцы не только хотят свергнуть Асада в Сирии; они еще ненавидят Иран и поддерживают антишиитские силы. Рост ИГИШа связан с войной 2003 года, с захватом Ирака Соединенными Штатами и оккупацией этой страны. В оккупированном Ираке сложилась администрация под властью умеренных шиитов, дружественная Ирану и Америке. Сунниты, занимавшие высшие посты при Саддаме Хуссейне, были недовольны – и сейчас они массово переходят на сторону победоносного ИГИШ. Иран направил войска в Ирак, поддержать режим аль-Малики против мятежников ИГИШ. Но Малики попросил помощи и у США, продолжая сидеть на двух стульях.
Возможно, американцы воспользуются этим, чтобы вернуться в Ирак – им пришлось уйти из завоеванной ими страны в прошлом году, потому что аль-Малики не соглашался дать им свободу рук. Уходить им не хотелось, и не исключено, что рывок ИГИШ на Багдад инспирирован американцами, чтобы оправдать свою интервенцию. Усиление ИГИШ устраивает США и потому, что оно ведет к практическому расколу Ирака на три части – суннитов, шиитов и курдов. А этот раскол ослабляет арабов, ослабляет про-иранскую составляющую в Ираке. К разделу Ирака призывали и американские неоконы, которые затеяли украинский переворот. Но американцев устраивает и хаос, перманентная гражданская война, вроде той, что они раздули в Сомали и сейчас на Украине. Интервенция сможет охватить и Сирию, что их также устроит.
В то же время уход боевиков ИГИШ из Сирии дает возможность правительству Башара Асада резко улучшить свои позиции и победить в гражданской войне. Эту «опасность» уже ощутили американцы и снова заговорили о том, что «Сирию надо бомбить». Как это ни странно, они смогут вести борьбу с Асадом под прикрытием борьбы с ИГИШ.
Сейчас многое решается на поле боя. Аль-Малики может опереться на Иран и на шиитское ополчение, и тогда в Багдаде возникнет враждебная американцам власть, которая войдет в союз с Сирией и с Хизбаллой в Ливане. Но если ИГИШ победит и дойдет до Багдада, а то и войдет в Багдад – несчастный Ирак умоется кровью. Впрочем, кровопролитием кончаются все американские интервенции.