На
протяжении почти всей истории человеческая жизнь стоила в Западной
Европе ничтожно мало. Сегодня без погружения в специальные исследования
даже трудно представить себе западноевропейскую традицию жестокосердия
во всей её мрачности.
Английская
«королева-девственница» Елизавета I отрубила голову не только Марии
Стюарт, она казнила ещё 89 тысяч своих подданных. В отличие от своего
современника Ивана Грозного, называвшего её «пошлой девицей», Елизавета
(чья мать, Анна Болейн, кстати, тоже была обезглавлена) не каялась в
содеянном ни прилюдно, ни келейно, убиенных в «Синодики» не записывала,
денег на вечное поминовение в монастыри не посылала. Европейские монархи
таких привычек вообще сроду не имели. Будете в Лондоне — купите билет
на обзорную экскурсию по центру города в открытом двухэтажном автобусе.
Там есть наушники, можно слушать объяснения на разных языках, включая
русский. У Гайд-парка вы услышите, что там, где ныне «уголок оратора»,
находилось место казней. Казни были основным общественным развлечением
лондонцев в течение многих веков.
Главная
виселица представляла собой хитроумную поворотную конструкцию: там, на
разновысоких балках, были 23 петли, так что она, возможно, что-то
напоминала англичанам — то ли ёлку с украшениями, то ли что-то ещё. У
неё было и более нейтральное имя — «машина Деррика», по фамилии самого
заслуженного из здешних палачей, бытовала даже поговорка «надёжный, как
машина Деррика». Там, где нынче Паддингтонский вокзал, стояла ещё одна
знатная виселица, устроенная, в отличие от предыдущей, без всяких затей:
три столба, три перекладины, по восемь петель на перекладине, так что
можно было разом повесить 24 человека — на одного больше, чем «у
Деррика». Историк Лондона Питер Акройд перечисляет ещё с дюжину
известных мест казней, добавляя, что нередко виселицы стояли просто на
безымянных перекрёстках. И работали они без простоев, недогрузки не
было. В толпе зрителей время от времени случалась давка, число
затоптанных насмерть однажды (в начале XIX века) достигло двадцати
восьми.
( Свернуть )Охота за зубами. Жестокость как стихийное бедствие
Московское
издательство Ad Marginem выпустило в 1999 году перевод работы Мишеля
Фуко «Надзирать и наказывать» (кстати, на обложке — очередное сдирание
кожи), содержащей немало цитат из предписаний по процедурам казней и
публичных пыток в разных европейских странах вплоть до середины прошлого
века. Европейские затейники употребили немало фантазии, чтобы сделать
казни не только предельно долгими и мучительными, но и зрелищными — одна
из глав в книге Фуко озаглавлена «Блеск казни». Чтение не для
впечатлительных. Жестокость порождалась постоянными опустошительными
войнами западноевропейских держав уже после Средних веков (которые были
ещё безжалостнее). Тридцатилетняя война в XVII веке унесла половину
населения Германии и то ли 60, то ли 80 процентов — историки спорят —
населения её южной части. Папа Римский даже временно разрешил
многожёнство, дабы восстановить народное поголовье. Усмирение Кромвелем
Ирландии стоило ей 5/6 населения. От этого удара Ирландия не оправилась
уже никогда. Что касается России, она на своей территории почти семь
веков, между Батыем и Лениным, подобных кровопусканий не знала и с такой
необузданной свирепостью нравов знакома не была.
Сожалею, но придётся сказать неприятную вещь: история западной
цивилизации не настраивает на громадный оптимизм — настолько
кровопролитной и зверской была её практика. И не только в далёком
прошлом — в недавнем ХХ веке тоже. По размаху кровопусканий и зверств ХХ
век превзошёл любое прошлое. По большому счёту, нет гарантий, что эта
цивилизация не вернётся к привычной для себя практике. Это гораздо,
гораздо более серьёзный вопрос, чем привыкли думать наши западолюбивые
земляки. Зная то, что мы знаем о западной цивилизации (частью которой
был Гитлер), трудно не констатировать: её самолюбование выглядит
достаточно странным. Звучит неожиданно? Тогда процитирую одного из
виднейших историков современности, оксфордского профессора Нормана
Дэвиса: «Всякий согласится, что преступления Запада в ХХ веке подорвали
моральное основание его претензий, включая и прошлые его претензии».
По
подсчётам историка Р. Г. Скрынникова, знатока эпохи Ивана Грозного, при
этом царе было безвинно казнено и убито от 3 до 4 тысяч человек.
Скрынников настаивает, что мы имеем дело не с чем иным, как массовым
террором, особенно по отношению к новгородцам, и с ним трудно не
согласиться, хотя Иван Грозный — кроткое дитя рядом с Людовиком XI по
прозвищу Паук, Ричардом III (которого Шекспир охарактеризовал как «самое
мерзкое чудовище тирании»), Генрихом VIII, Филиппом II, Яковом I
Стюартом, герцогом Альбой, Чезаре Борджиа, Екатериной Медичи, Карлом
Злым (без номера), Карлом V (сыном Хуаны Безумной), Карлом IX
(устроившим Варфоломеевскую ночь), Марией Кровавой, лордом-протектором
Кромвелем и массой других симпатичных европейских персонажей… Но
продолжу примеры. Крестоносцы в ходе альбигойских войн вырезали больше
половины населения Южной Франции. Усмиритель Пруссии, великий магистр
ордена крестоносцев Конрад Валленрод, разгневавшись на курляндского
епископа, приказал отрубить правые руки всем крестьянам его епископства.
И это было исполнено! 16 февраля 1568 года (время разгара опричнины
Ивана Грозного) cвятая инквизиция осудила на смерть всех (!) жителей
Нидерландов как еретиков, а испанский король Филипп II приказал привести
этот приговор в исполнение. Это не вполне удалось, но королевская армия
сделала, что смогла. Только в Харлеме было убито 20 тысяч человек, а
всего в Нидерландах — 100 тысяч.
То,
что сегодняшняя политкорректность воспринимает с ужасом, всего век с
небольшим назад никого особенно не отвращало. Ещё один классик
английской «истории для читателей» Джон Ричард Грин в 1874 году спокойно
цитировал отчёт Кромвеля о проделанной работе в Ирландии: «Я приказал
своим солдатам убивать их всех… В самой церкви было перебито около
тысячи человек. Я полагаю, что всем монахам, кроме двух, были разбиты
головы…».
Революционные затейники
1
августа 1793г. революционный французский Конвент издал декрет с
предписанием «уничтожить Вандею». В начале 1794г. армия взялась за дело.
«Вандея должна стать национальным кладбищем», — провозгласил храбрый
генерал Тюрро, возглавивший «адские колонны» карателей. Расправа длилась
18 месяцев.
Расстрелов и гильотин (из Парижа доставили даже
детские гильотины) для исполнения указа оказалось недостаточно.
Уничтожение людей происходило, по мнению революционеров, недостаточно
быстро. Решили: топить. Город Нант, как пишет Норман Дэвис, был
«атлантическим портом работорговли, в связи с чем здесь под рукой имелся
целый флот огромных плавучих тюрем». Но даже этот флот быстро иссяк бы.
Поэтому придумали выводить гружённую людьми баржу на надёжной канатной
привязи в устье Луары, топить её, потом снова вытаскивать канатами на
берег и слегка просушивать перед новым употреблением. Получилось, пишет
Дэвис, «замечательное многоразовое устройство для казни». Просто
умерщвлять людей революционным затейникам было мало. Они находили
удовольствие в том, чтобы до погрузки на баржи срывать с них одежду и
связывать попарно. Беременных женщин обнажёнными связывали лицом к лицу
со стариками, мальчиков со старухами, священников с девушками, это
называлось «республиканскими свадьбами».
Чтобы
спрятавшиеся в лесах не выжили, а умерли от голода, был вырезан скот,
сожжены посевы и дома. Якобинский генерал Вестерман воодушевлённо писал в
Париж: «Граждане республиканцы, Вандея более не существует! Благодаря
нашей свободной сабле она умерла вместе со своими бабами и их отродьем.
Используя данные мне права, я растоптал детей конями, вырезал женщин. Я
не пожалел ни одного заключённого. Я уничтожил всех». Обезлюдели целые
департаменты, было истреблено, по разным подсчётам, от 400 тысяч до
миллиона человек. Как ни печально, национальную совесть Франции Вандея,
судя по всему, не мучает. В России до появления большевиков ничего
похожего на вандейскую гекатомбу не случалось. А потом случилось: на
Дону, в Тамбовской губернии, в других местах.
Как и всякая империя
в период своего строительства, Россия тяжко прошлась по судьбам ряда
малых народов — сибирских и северокавказских, — там было не до прав и
свобод человека в современном их понимании. Одно можно утверждать с
уверенностью: геноцидов в полном смысле слова на совести России нет.
Всё
познаётся в сравнении. Американский историк Дэвид Стэннард в своей
книге «Американский холокост: завоевание Нового Света» показал, что
освоение Америки сопровождалось самой страшной этнической чисткой в
истории человечества: за 400 лет пришельцы из Старого Света физически
уничтожили около ста миллионов (!) коренных жителей. На Пятом континенте
англичане истребили большинство австралийских аборигенов и всех (!)
тасманийцев.
Америка и Австралия были далеко, но когда русским
властям становилось известно, что злодеяния творятся вблизи границ
империи, они порой шли на прямое вмешательство. «Уманская резня» в июне
1768 года, во время так называемой «Колиивщины», унесла жизни 20 тысяч
евреев. Многие тысячи евреев погибли, помимо Умани, также в Лысянке,
Каневе, Черкассах, Жлобине, Корсуни, Фастове, Белой Церкви и особенно в
Балте. Хотя всё это происходило на «суверенной польской территории»,
вести о размахе зверств побудили русские власти послать против
гайдамаков корпус генерала Кречетникова, который разбил их в несколько
дней и, возможно, спас евреев Правобережья Днепра от полного
истребления.
Убийства по закону
Ещё
в 1819 году в Англии оставалось 225 преступлений и проступков,
каравшихся виселицей. Когда врач английского посольства в Петербурге
писал в своём дневнике в 1826 г., насколько он поражён тем, что по
следам восстания декабристов в России казнено всего пятеро преступников,
он наглядно отразил понятия своих соотечественников о соразмерности
преступления и кары. У нас, добавил он, по делу о военном мятеже такого
размаха было бы казнено, вероятно, тысячи три человек. Так смотрели на
вещи повсюду в Европе. В Дании в 1800 году был принят закон,
предусматривавший смертную казнь для всякого, кто «хотя бы советовал»
отменить неограниченную форму правления. И вечную каторгу тому, кто
осмелился порицать действия правительства.
А теперь возьмём
«Русскую правду», она вообще не предусматривает смертную казнь! Из
«Повести временных лет» мы знаем, что Владимир Святославич пытался в 996
г. ввести смертную казнь для разбойников. Сделал он это по совету
византийских епископов, но вскоре был вынужден отказаться от
несвойственных Руси жестоких наказаний. Впервые понятие смертной казни
появляется в России на пороге XV века в Уставной Двинской грамоте (за
третью кражу) и в Псковской судной грамоте (за измену, кражу из церкви,
поджог, конокрадство и троекратную кражу в посаде). Уложение 1649 года
предусматривает смертную казнь уже в 63 случаях — много, но всё ещё
бесконечно меньше, чем в Европе. Долгая поездка по Западной Европе в
1697-98гг. произвела на внимательного и пытливого Петра Первого большое
впечатление. Среди прочего он решил, что материальный прогресс
посещённых им стран как-то связан с жестокостью тамошних законов и
нравов, и сделал соответствующие выводы. Совсем не случайность, что
самая жестокая и массовая акция его царствования, казнь 201 мятежного
стрельца 30 сентября 1698 года в Москве, произошла сразу после
возвращения молодого царя из его 17-месячной европейской поездки .
Однако
бороться с устоявшейся системой ценностей — дело чрезвычайно трудное.
По числу казней Россия даже при Петре и отдалённо не приблизилась к
странам, служивших ему идеалом, а после его смерти этот вид наказания
резко пошёл на убыль. Середина XVIII века отмечена фактической отменой
смертной казни. В 1764 году оказалось, что некому исполнить приговор в
отношении Василия Мировича. За двадцать лет без казней профессия палача
попросту исчезла. В 1907 году в Москве вышел коллективный труд «Против
смертной казни». Среди его авторов были Лев Толстой, Бердяев, Розанов,
Набоков-старший, Томаш Масарик и другие известные писатели, правоведы и
историки. Клеймя жестокость царской власти, они приводят полный, точный и
поимённый список казнённых в России в течение 81 года между восстанием
декабристов и 1906 годом. За это время было казнено 2445 человек, то
есть совершалось 30 казней в год. На эту цифру, правда, повлияли два
польских восстания 1830 и 1863гг. и начало революции 1905-1907гг. Если
же брать мирное время, получится 19 казней в год. На всю огромную
Россию! О чём говорит эта цифра с учётом того, что в течение всего этого
периода смертная казнь за умышленное убийство применялась
неукоснительно? Она говорит о том, что сами убийства случались крайне
редко. (Кстати, в очень буйных народах тогда числились финны, они чаще
кавказцев пускали в ход свои знаменитые «финки».)
Ещё две
иллюстрации к вопросу об отношении к человеческой жизни. В уставе
русской армии, авторство которого принадлежит Петру I, предписана помощь
раненым во время боя. В прусском уставе помощь раненым была
предусмотрена лишь после боя. Французские и английский уставы того
времени помощь раненым не предусматривали вообще. Более ранний пример.
Обязательной частью государственной политики Руси-России был выкуп своих
пленных. Вот что гласит глава «О искуплении пленных» Стоглавого Собора
1551 года: «В ордах и в Цареграде и в Крыму… всех плененых окупати из
царевы казны». Послы располагали целевыми деньгами на оплату выкупа,
которые им потом возмещала казна. Но это ещё не всё. Богатые
левантийские торговцы и дипломаты иногда прибывали в Россию с целыми
свитами, в составе которых могли быть пленные христиане. Вывезти их
обратно русские власти не позволяли ни под каким видом: «А которых
православных хрестьян плененых приводят, окупив греки и туркчане, армени
или иные гости, да быв на Москве, восхотят их с собою опять повести,
ино их не давати, и за то крепко стояти; да их окупати из царевы же
казны».
Экспорт народонаселения
А вот
пример совершенно другого отношения к своим. Это польский пример, но
Польша всегда страстно хотела быть и слыть Европой, Европой, Европой.
Осенью 1653 года польский король Ян Казимир рвался разобраться с
Богданом Хмельницким, хотя последний временно имел сильного союзника в
лице крымского хана. Когда поляки, казаки и крымцы сошлись на берегу
Днестра у местечка Жванец, оказалось, что крымский хан уже не союзник
Хмельницкому: поляки загодя сумели склонить хана к сепаратному миру. Но
на каких условиях! Хан порывает с Хмельницким — и в награду может на
обратном пути грабить всё, что ему вздумается, уводить с собой сколько
угодно пленников. В землях польской короны! До конца года крымцы
невозбранно грабили шляхетские дома («по самый Люблин») и увели в плен
множество шляхты обоего пола — это было им гораздо выгоднее, чем грабить
бедных малороссийских «хлопов».
Многие
немецкие князья торговали своими подданными, поставляя пушечное мясо за
границу. Король Саксонии Фредерик Август I (1670-1733), более известный
как Август Сильный, очень любил фарфор и был счастлив выменять у
французского короля 150 фарфоровых предметов (так называемый «кабинет»)
всего-то за два полка своей пехоты. Этот пример любят приводить в
доказательство того, как высоко ценился в начале XVIII века фарфор, но
почему-то никогда не приводят, чтобы показать, насколько низко ценилась в
Европе того времени человеческая жизнь. Согласно Брокгаузу и Ефрону (т.
16, с. 580), ландграф Гессен-Кассельский Фридрих «впал в долги, для
покрытия которых продал Англии 17 тысяч человек своего войска для войны с
американскими колониями за 21 млн. талеров». Точнее, он продал просто
всё своё войско, больше ему было не наскрести: население ландграфства
уменьшилось от этой продажи на 8%. Подобную же торговлю вели герцог
Брауншвейгский, ландграфы Вальдеки, Ганау, Аншпах, другие мелкие
немецкие монархи. Немецкие солдаты из владений западнонемецких княжеств
покупались систематически также французским правительством. В большом
количестве немецких солдат закупала английская Ост-Индская компания,
используя их при завоевании Индии. Почти за полтора века до этого,
наоборот, англичане предлагали своё пушечное мясо. В июне 1646 года лорд
Страффорд и член парламента Флеминг говорили русскому посланнику в
Лондоне Герасиму Дохтурову: «Если царскому величеству нужны будут
служилые люди, то у парламента для царского величества сколько угодно
тысяч солдат готово будет тотчас». источник