Причины девальвации - Либералы из правительства хотят устроить "майдан" в России и скинуть Путина.
А. ОСИН – 16.05 в Москве. Михаил Хазин - экономист, президент консалтинговой компании НЕОКОН. Здравствуйте.
М. ХАЗИН - Здравствуйте.
А. ОСИН – У нас только что была в эфире...
М. ХАЗИН - Опять девальвация.
А. ОСИН – Зампред ЦБ Ксения Юдаева.
М. ХАЗИН - Я вот никогда не мог от нее добиться, чтобы она чего-нибудь внятно объяснила. Она вам объяснила?
Э. ГЕВОРКЯН - Давайте вы нам сейчас попробуйте.
М. ХАЗИН - Сложным способом полученный ответ на мой вопрос, который состоит в том, что она конечно ничего объяснить не смогла как обычно.
Э. ГЕВОРКЯН - Может быть это я не настолько смышленая, чтобы понять...
М. ХАЗИН - Когда я объясняю, то понятно получается?
Э. ГЕВОРКЯН - Да.
А. ОСИН – В частности она сказала, что ничего ужасного в том, что происходит нет, ибо так ведут себя многие валюты развивающихся рынков. И относительно многих из них например, канадского доллара, бразильского реала и может быть она еще что-то назвала, но так сходу не вспомнишь. Рубль даже устойчивее по отношению к доллару и евро. Вот что она сказала. Ваш комментарий.
М. ХАЗИН - Вы знаете, давайте я попытаюсь объяснить одну вещь. Сейчас есть две темы. Мне же звонят журналисты, сегодня всех волнует две темы: Украина и девальвация рубля. Давайте я попробую объяснить, что их связывает с моей точки зрения. Что происходит на Украине. На Украине происходит следующий процесс. Есть возмущенное население, реально возмущенное коррупционным режимом, полным безобразием. Там бардак на уровне местной власти много сильнее, чем у нас. Может быть он похож на то, что у нас в южных районах. То есть грубо говоря, в каждом райцентре Кущевка.
А. ОСИН – Температура что ли влияет.
М. ХАЗИН - На самом деле там просто нет власти. Вертикали власти. Условно говоря, в нашей стране в 90-е годы олигархи, а за ними и все остальные не платили налогов. Соответственно и в бюджете денег не было. Но потом после дела Ходорковского налоги стали платить. А на Украине не было дела Ходорковского, поэтому там до сих пор налогов никто не платит.
Э. ГЕВОРКЯН - То есть внешние цены на нефть никак не влияли, в дело в том, что олигархи недоплачивали налоги.
М. ХАЗИН - В том числе. Какая разница, какие цены на нефть, если вы деньги, которые вам должны, вы не собираете. И это главный пар, который двигается этот процесс. А дальше имеются те, кто пытается на этом справедливом народном возмущении спекулировать. Дело в том, что у народа нет конструктивного механизма перевода его возмущения в нечто реальное. И в результате что получается, что майдан используют олигархи против Януковича, имея в виду следующее, сейчас мы гневом народа скинем Януковича, сами сядем на его место и будем радоваться жизни дальше. Точно также. А народ чего, побузит и перестанет. Плюс на это накладываются американцы, которые зачем-то тех боевиков, которых они воспитывают в лагерях, в Ливии, Сирии, Египте и на Западной Украине в Карпатах, зачем-то их выдвинули на площадь в Киеве. Непонятно, зачем. Это я сказать не могу. У меня есть некая гипотеза, но она...
А. ОСИН – Дестабилизация.
М. ХАЗИН - Для чего? Что их не устраивает в том, что происходит на Украине.
А. ОСИН – Потому что это связано с Россией.
М. ХАЗИН - Потому что усиливается Россия. У меня была версия, что это связано с тем, что Янукович решил кусок Украины продать Китаю. Что китайское влияние на Украине резко усиливается и поэтому им надо не просто скинуть режим Януковича, а сделать так, чтобы эта связь была разорвана. А для этого им надо изменить режим функционирования Украины, потому что Украине никто сейчас денег не даст, и любой олигарх, оказавшийся сегодня на месте президента Украины, ради 15 млрд. долларов, которые обещал Китай к концу этого года, как мне объяснили знающие люди...
Э. ГЕВОРКЯН - Так Россия обещала 15 млрд.
М. ХАЗИН - Россия обещала в качестве кредита и не на год, в рамках некого процесса. А Китай обещал одноразово.
А. ОСИН – Тот самый анекдот что ли воплотился в реальность. 2020 год, город Мао Цзэдуна...
М. ХАЗИН - Примерно так.
А. ОСИН – Долго щуриться будешь Рабинович.
М. ХАЗИН - Город Мао Цзэдуна бывший Севастополь. Крым. То есть иными словами есть объективное недовольство народа. И можно сколько угодно объяснять, что смотрите, ЕС это дерьмо, что правда, что олигархи вас дурят, что тоже правда. А народ на это говорит, а вы нам предложите конструктивный механизм защиты от коррупции. Не можете – тогда мы будем буянить на майдане. Мы на этом говорим: а вас будут разводить как кроликов. Народ говорит: а мы все равно будем. Такая на самом деле в некотором смысле трагедия. А теперь давайте смотреть, что у нас. У нас майдана нет. Может быть потому что наш народ, когда вышел на Болотную и увидел, кто там стоит в президиуме, ребята, вы меня простите, конечно, вы чего хотите сказать, что Немцов, придя к власти, будет бороться с коррупцией. Мы-то знаем, как он боролся с коррупцией в 90-е годы.
Э. ГЕВОРКЯН - На Украине точно также нет какого-то одного харизматичного сильного лидера. Здесь в принципе идет недовольство происходящим.
М. ХАЗИН - У нас народ более скептичен.
А. ОСИН – Тимошенко.
Э. ГЕВОРКЯН - Где она.
М. ХАЗИН - Она тоже не будет бороться с коррупцией. Как говаривал Станиславский своим друзьям Немировичу и Данченко «не верю». Фокус. А вот теперь мы плавно переходим к девальвации. У нас народ тоже недоволен. Но для того чтобы он начал бузить, нужно чтобы то, чем он был недоволен, резко усилилось. Теперь у нас есть правительство и ЦБ, отношения которых с Путиным, вообще с политической властью резко ухудшилось. А почему? Потому что обещали, что не будет проблем с нашими деньгами на Западе, - обманули. Обещали, что будет экономический рост – обманули. Обещали исполнять майские указы, и что жизненный уровень населения не будет падать – обманули. А при этом все понимают, что жизненный уровень населения падает, а рейтинг падает не у правительства, который вообще ниже плинтуса, а рейтинг падает у Путина. И поэтому правительство понимает, что или соответственно сразу после Олимпиады как думают оптимисты или соответственно к концу года, как думают более трезво настроенные люди, Путин перед правительством поставит вопрос: доколе. А правительство этого очень не хочет. И оно правительство начинает что делать. Оно же не может ничего изменить. Если бы могло чего-то сделать с экономикой, давно уже сделало. Что кстати хорошо по Юдаевой. Оно не может. Которая не в состоянии объяснить, что происходит. Это не просто так. На самом деле идет объективный процесс. Что происходит. Есть несколько факторов, которые объективно влияют на курс национальной валюты. То есть в некотором среднесрочном тренде. Типа ваще. Это экономический рост, у нас он отрицательный. Пока не очень сильный спад в годовом масштабе минус 2,5-3%, но он усиливается. Второе, это платежный баланс, из-за оттока капитала, вступления в ВТО, из-за сокращения поступлений валютной выручки, из-за которой нечего отдавать инвесторам, капитал стал оттекать, платежный баланс уже не позитивный. Непрофицитный. Нулевой. Хорошо, пока еще недефицитный, но когда профицит сокращается, то национальная валюта должна падать. Наконец граждан напугали антибанковской кампанией, народ испугался. А у народа много депозитов рублевых, потому что ему 10 лет говорили, что рубль это наше все и тогда это был действительно одних лучших способов хранения сбережений. И еще же говорят, сейчас будем закрывать маленькие банки, которые платили максимальные проценты. Народ начинает бежать и обменивать свои рублевые депозиты на доллары. Все это вместе давит на рубль. В сторону понижения. Теперь вопрос: может ли ЦБ что-то сделать. Ну конечно. Он может вернуться к практике обязательной продажи валютной выручки. Которая у нас теоретически не запрещена. Сегодня она нулевая. Но может быть 15-20-25, в результате соответственно валюты станет у государства больше. И соответственно на курс тоже. Потому что это продажа долларов, а не покупка. Можно изменить нормы резервирования для банков. Можно наконец начать ограничивать валютные лицензии. Но это уж такой совсем сильный инструмент. Но у ЦБ куча инструментов. И он ни один не использует.
Э. ГЕВОРКЯН - Почему?
М. ХАЗИН - Непонятно, можно сделать некоторую гипотезу, предположение. Я не знаю, насколько соответствует реальности, потому что фактов у меня нет, я аналитик, но я делаю вывод. У правительства могут быть неприятности, и правительство заинтересовано в том, чтобы Путину было не до него. Давайте мы стимулируем кризис целенаправленно, а там глядишь, к апрелю народ, который почувствует, что уже нет денег ходить в магазины, выйдет на Болотную. И вот тут Путин будет заниматься своим майданом, прости господи, а мы будем делать, что Владимир Владимирович, мы все делаем для спасения ситуации.
Э. ГЕВОРКЯН - Но это такая теория заговора.
М. ХАЗИН - Я бы не сказал. Я же видел, как наше правительство делало дефолт 1998 года. Точно также. Оно вполне целенаправленно нагнетало ситуацию, когда Ельцин на него наезжал, оно тут же звонило в МВФ, и МВФ говорил, у вас тут все плохо, поэтому мы задерживаем транш.
Э. ГЕВОРКЯН - Может ли руководитель государства стукнуть кулаком по столу и решить этот вопрос с падением курса рубля...
М. ХАЗИН - Пригласите сюда Путина.
Э. ГЕВОРКЯН - Мы с удовольствием. Зовем ежедневно.
М. ХАЗИН - Тут ничего не могу сделать. Пригласите сюда Иванова Сергея Борисовича. Может быть он чего-нибудь скажет. А теперь смотрите, самое главное. На самом деле у нас ухудшается ситуация и на местах. Почему? Потому что в бюджете дырка. Кстати еще одна причина, по которой правительству выгодна девальвация рубля сильная, потому что с каждого доллара валютной выручки больше денег попадает в бюджет. А в бюджете дырка, региональные трансферы сейчас идут очень плохо. В регионах проблема. А в регионах есть своя власть, которая не понимает, почему она должна отказываться от денег. И начинаются тоже проблемы. Вот я сейчас расскажу историю. Которая очень показывает, что на самом деле у нас есть проблемы сравнимые с тем, которые на Украине. Есть такой НИИ проблем коррупции, это общественная организация, которая соответственно собирается делать пресс-конференцию завтра она будет в 11 часов объявлена в Росбалте. А до этого она была объявлена в Интерфаксе, но ее отменили в последнюю секунду. Типа ремонт. Который будет обсуждать нарушение прав человека и прочие безобразие в Саратовской области. Всякие милиционеры, полиционеры. Следствие и прочие разные.
Э. ГЕВОРКЯН - Это региональная организация?
М. ХАЗИН - Черт ее знает. Я думаю, что московская. Дело не в этом. Понимаете, желающие могут туда придти. Это не проблема. Проблема в другом. Это то самое, что на Украине постепенно привело к майдану. Все истории про сожженных девушек милиционерами, еще чего-то, мы пока до этого тьфу-тьфу не дошли. До такого уровня. Хотя Кущевка показатель. Там было все рука руку моет. И, казалось бы, в этой ситуации надо максимальным образом снимать градус общественной напряженности и все эти ситуации вскрывать. Тем более что нам тут демонстрируют антикоррупционную кампанию. Сажают мэров, вице-губернаторов. Казалось бы, надо наоборот, нет. Я думаю, что по наводке местных властей, тут есть еще одна проблема. У нас главный чиновник от политики по происхождению из Саратовской области. И это классический совершенно пример. Раз не получилось вскрыть гнойник, два не получилось, три не получилось, дальше резкое ухудшение жизненного уровня населения, которое будет точно к весне из-за девальвации, из-за того, что денег нет в регионах и дальше что делать. Происходит взрыв. А правительство дальше говорит, а мы тут вообще не при делах. Вообще ни при чем. Это политика. Политикой администрация занимается.
Э. ГЕВОРКЯН - То есть история с рублем, что сейчас происходит это внутренняя проблема и не связано с внешними валютами, обменом. Как говорила представитель ЦБ.
М. ХАЗИН - Нет, конечно, у них своя задача. Мы тут ни при чем. Это они все виноваты. Мы хорошие, мы белые и пушистые. А это все враги. На самом деле это ЦБ для того, чтобы остановить вот эту штуку, даже не нужно шевелить пальцем. У него есть все инструменты, он их не использует. Я понимаю почему, он не использует. В том числе потому что Минфину нужно закрывать дырки. Потому что нужно стимулировать экономику, которая падает и так далее. При этом логика такая. Да, будут негативные политические последствия. Но негативные последствия будут у кого, у Путина. А нам-то что.
А. ОСИН – Я сейчас попытаюсь поспорить. Вы сказали, к весне жить будет хуже.
М. ХАЗИН - Конечно.
А. ОСИН – Конкретно в каких областях с вашей точки зрения.
М. ХАЗИН - У нас потребительская корзина вся импортная. Подорожает все. И даже не то что импортная. Бензин. Вот насколько девальвация, настолько и бензин подорожает.
Э. ГЕВОРКЯН - Почему?
М. ХАЗИН - Я про это рассказывал в этой студии. Поскольку наши все нефтяные компании валютные должники, то они свои доходы, в том числе внутренние считают в долларах. Поэтому они у них курс, цена бензина фиксирована в долларах. Происходит девальвация, они автоматом поднимают рублевые ценники.
А. ОСИН – Но говорят злые языки, что 70% продовольствия у нас изнутри.
М. ХАЗИН - Я уж не знаю, что говорят злые языки. Я вот вижу, кроме того, я знаю, что например наши все областные начальники очень активно занимаются тем, что они завышают например, объем стада своего, потому что у нас нельзя говорить, что коровки сокращаются стремительно. То есть они врут. А Минсельхоз заинтересован в том, чтобы это вранье покрывать. И так далее. При этом я говорил о потребительской продукции, не о еде. С едой у нас не то чтобы хорошо, но у нас есть внутри страны еды достаточно, чтобы люди не умерли с голоду. Структура продовольствия она сильно ухудшится, макароны, картошка, еще чего-то. Но, тем не менее, с голоду мы..., молока не будет приличного, только порошковое. Но с голоду не умрем. Но вот потребительская продукция, что мы покупаем ширпотреб он весь импорт.
А. ОСИН – А у нас с Китаем, откуда все ведем в долларах разве исчисления?
М. ХАЗИН - В долларах. Ситуация такая. Мы у него покупаем совсем не то, что он у нас. Он у нас покупает нефть и газ, а мы ширпотреб. И тот, у кого мы покупаем, там частные компании, они требуют доллары, зачем им рубли. Что они с ними будут делать. Хотя мы пытаемся перевести торговлю на национальную валюту, но пока не очень получается. То есть у Китая он пытается создать свою юаневскую зону, но это пока не получается. И понятно, почему. Это можно сделать только со странами, где есть паритет. Кроме того, нужно понимать, что занимается этим все равно в рабочем порядке ЦБ, а он запрещает развивать рублевые обращения. Он фактически не дает банкам выдавать рублевые кредиты. Говорит, нет, пускай кто хочет получить деньги, идет за долларовыми евро-кредитами. Это целенаправленная политика. Он не дает создавать рублевую платежную систему. Мы работаем через Визу и MasterCard, то есть тоже через доллары. У нас вообще в этом смысле рубль занимает в денежном обороте не очень большой...
А. ОСИН – Михаил, все-таки структура нашего протеста она, на мой взгляд, несколько другая. У нас не количество еды, курс доллара, не экономические вещи больше заботят народ, а коррупция тоже к экономике имеет отношение. Коррупция, выборы, несправедливость. То есть если экономический фактор к этому приплетется, то будет...
М. ХАЗИН - Будет сильно хуже. На самом деле как показывает опыт, когда жизненный уровень существенно растет, все остальное в общем...
А. ОСИН – Другие люди на улицу выходят. Не Болотная же выйдет, а другие.
Э. ГЕВОРКЯН - А те самые, которые страшнее всего.
М. ХАЗИН - Тут есть еще, у нас появляется аналог, на Украине мы видели националисты. У нас появляются русские националисты. Потому что для коррупционной власти самоорганизация русского народа страшнее, чем соответственно любые мигранты, что среднеазиатские, что северокавказские. Что мы хорошо видим по практике применения 282 статьи. У меня к вам вопрос, вы-то поедете в Сочи на Олимпиаду?
А. ОСИН – Да.
М. ХАЗИН - Здорово. А я вот поеду на Тенерифе.
А. ОСИН – Тоже завидую.
М. ХАЗИН - Лекцию читать. Могут к нам зайти на сайт WorldCrisis.ru и соответственно...
Э. ГЕВОРКЯН - И на Канарах отдыхать, слушая о том, как все плохо в русской экономике.
М. ХАЗИН - А заодно смотреть по телевизору сочинскую Олимпиаду.
Э. ГЕВОРКЯН - Я вернусь к словам Ксении Юдаевой, которая у нас в эфире повторяла такую мысль: политика ЦБ и моя собственная цель состоит в том, что таргетировать инфляцию, снизить ее, чтобы валютные колебания, которые в последнее время участились, не оказывали серьезного влияния на инфляцию.
М. ХАЗИН - Хотите еще одну конспирологическую версию. Для чего они делают девальвацию. Для чего ЦБ делает. Наши резервы ЦБ держит на Западе. Получая за это полпроцента годовых. Эти же деньги банки выдают российским компаниям и банкам по 4-5-6%. Образуется разница, которую кто-то делит.
Э. ГЕВОРКЯН - Что значит делит.
М. ХАЗИН - Либо банк получает разницу, лежит 200 млрд. долларов, за которые мы должны отдать полпроцента, а нам за это отдают 5,5.
Э. ГЕВОРКЯН - Но разве они автоматически не кладутся в тот же фонд нашего благосостояния.
М. ХАЗИН - Они там лежат. На Западе. Почему, например, нельзя было положить в сбербанк, чтобы он выдавал кредиты нашим банкам. Нет, именно западным. А я могу сказать, почему. Никто не спрашивал, как эти 5% делятся.
А. ОСИН – То есть западные банки западным же компаниям выдают кредиты.
М. ХАЗИН - Нашим компаниям. Да, западные. У нас долгов на 700 млрд. долларов.
Э. ГЕВОРКЯН - То есть больше, чем в фонде благосостояния.
М. ХАЗИН - Больше, чем все наши золотовалютные резервы. Так вот, эта разница, у нас в стране из-за того, что спрос падает, начинает падать инфляция. То есть получается что банкам становится невыгодно брать кредиты на Западе под 5-6%. И эта машинка дележки 5% начинает страдать. Конспирологическая версия состоит в том, что девальвацию такую резкую делают специально для того, чтобы цены выросли, импорт же в долларах, цены вырастут, то есть инфляция вырастет, значит, можно не снижать ставку.
А. ОСИН – Понятно.
М. ХАЗИН - Это чистая конспирология. Мне ее рассказали пара банкиров. Я не проверял, но сама по себе история, что такая версия появляется. Народ же так просто не скажет. Если народ это говорит, значит, это становится...
А. ОСИН – И очень коротко, вы же говорили и не раз, что для нас это благо, если рубль подупадет.
М. ХАЗИН - При условии, что у нас есть свои производственные мощности. И мы можем их заменять. На собственное производство. И тогда проблем нет, потому что по собственному производству от девальвации цены не растут. Значит, благосостояние народа растет и все хорошо.
А. ОСИН – Тогда вложения в нашу экономику будут выгоднее.
М. ХАЗИН - Да, но это импортозамещение. А для наших либералов, которые сидят в правительстве и ЦБ, импортозамещение это табу. Потому что, что это такое, это мы начинаем производить здесь вместо того, чтобы давать денежки туда. То есть друзьям и политическим партнерам...
А. ОСИН – Это не допускать.
М. ХАЗИН - Они этого и не допускают. Туда, туда, там солнце всходит в Вашингтоне и денежки туда все. Так получается. То есть иными словами получается, что все процессы, девальвация и все остальное только обостряют обстановку, а дальше у нас девальвация, у нас коррупция, у нас все эти произвол милиции, полиции и так далее. И обострение ситуации экономической может вызвать взрыв.
Э. ГЕВОРКЯН - Мы прощаемся с Михаилом Хазиным, экономистом, который был у нас в эфире. Виталий вам вдогонку написал: за работу правительства отвечает Путин, и не надо валить на стрелочников.