в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » В мире

Последний шанс ВР

Последний шанс для British Petroleum


Владелец затонувшей в Мексиканском заливе платформы "Deepwater Horizon" - компания BP - в ближайшие недели приступит к рискованному способу перекрытия фонтанирующей на морском дне нефтяной скважины. Если инженеры допустят ошибку, то Мексиканский залив превратится в море из нефти. Однако другого выхода у BP нет.

20 июня 2010 г.

Дмитрий Пономарев


Британскому нефтедобывющему концерну сейчас не позавидуешь. 22 апреля уникальная нефтяная платформа "Deepwater Horizon" по невыясненной до сих пор причине потерпела аварию - на ней произошел взрыв. В результате катастрофы погибли 11 человек, а сама платформа затонула. Из скважины на глубине 1500 метров на дне Мексиканского залива в морскую воду хлынула нефть. Первоначально мало кто ожидал, какой размер приобретет катастрофа. Представители BP и компании-оператора вышки изначально заявляли, что экологии ущерб нанесен не будет.


В реальности же в течение следующих почти полутора месяцев инженеры BP, подразделения Национальной гвардии США, спасатели, сотрудники Береговой стражи - десятки тысяч человек - только и делали, что пытались перекрыть скважину и не допустить разлившуюся нефть к побережью штата Луизиана. Нефть в итоге до побережья все равно добралась и и только в начале июня BP удалось установить над скважиной специальный купол с подогревом, через который нефть откачивается наверх, в танкер на поверхности. Генеральный директор компании Тони Хейворд заявил тогда, что с его помощью удастся собрать большую часть нефти. И, конечно, эти предположения оказались неверными. Компании удается откачивать ежедневно от 12 до 17 тысяч баррелей нефти, тогда как дебет скважины на порядок превышает эти показатели.


9 июня Американское государственное океанографическое ведомство (NOOA) огласило данные своего исследования о том, сколько нефти попало из фонтанирующей на глубине 1500 метров скважины на дне Мексиканского залива. По информации NOOA, всего с момента аварии нефтедобывающей платформы 22 апреля в Мексиканском заливе, в океан вылилось около 185 тысяч тонн сырой нефти (214 миллионов литров). Геологическая служба США 11 июня уточнила эти данные. Получалось, что в море оказалось уже более 300 тысяч тонн нефти. А спасателям и инженерам BP удалось собрать лишь около 13 тысяч тонн.


По решению Барака Обамы в США были созданы специальные межведомственные комисии для расследования этого случая, введен запрет на новое бурение на шельфе океанов, а сам президент страны объявил о новом Энергетическом акте, согласно которому зависимость страны от углеводородов должна снижаться. 18 июня после слушаний в Конгрессе США генеральный директор BP Тони Хейворд был отозван в Великобританию. До этого он признал факты халатности BP, а его сотрудники еще в мае поделились информацией о том, что компания понимала риски установки вышки "Deepwater Horizon".


Перед уходом в отставку со своего поста, Хейворд принес извинения американскому народу.


- "Взрыва и пожара на борту Deepwater Horizon не должно было произойти, и я глубоко сожалею, что это случилось", - заявил он.


Но что делать с нефтью в Мексиканском заливе дальше, не совсем понятно. Известно, что запасы нефти в скважине оцениваются в 65 миллионов тонн, а ее суточный дебет составляет от 240 до 410 тысяч тонн. Это означает, что если скважину не перекрыть, то через несколько месяцев Мексиканский залив, откуда бегут морские животные и рыбы, превратится в море из нефти.


У инженеров BP остается единственный выход. Они будут в ближайшие две недели бурить две дополнительных наклонных скважины к столбу прежней, чтобы таким образом уменьшить давление в ней. Затем нефть будет откачиваться с помощью подогреваемых куполов, а после падения давления скважины будут забутованы. Этот план достаточно рискованный, поскольку спрогнозировать результаты дополнительного бурения крайне сложно, а точное давление на глубине в 3-4 километра оценить не просто.

Впрочем, у нефтяников при морском бурении уже был опыт решения подобных проблем. 21 августа 2009 года на платформе "West Atlas" в Тиморском море недалеко от Австралии произошла подобная катастрофа. Лишь спустя 10 недель при помощи двух дополнительных скважин удалось уменьшить давление и закрыть основную скважину. За это время в море попало до 4300 тонн нефти. Этот случай похожий на историю в Мексиканском заливе. Правда, для BP даже при таком раскладе итоги будут неутешительными.


Ведь расходы на спасательную операцию, издержки по судам, обвальное падение акций на биржах и испорченная репутация могут добить компанию окончательно. Кроме того, как убирать из моря те несколько сотен тысяч тонн нефти, которые в нем уже находится, не понятно до сих пор. Вероятно, этим нефтяникам придется заниматься еще не один год.


В случае же неудачи операции, южным штатам США - Миссисипи, Луизиане, Флориде и Техасу, а также и Мексике, грозит участь превратиться в эпицентр экологической катастрофы невиданного масштаба. Жить обитатели этих мест будут на берегах великого нефтяного моря.
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑