Блог » В мире
Как защититься от информационной манипуляции в интернете.
…ничто
не продается так хорошо, как грамотно расфасованный и политически
корректный бунт против мира, где царит политкорректность и все
расфасовано для продажи.
(В. Пелевин)
«От своего молодого человека я заразилась foursquare…»
(правда жизни)
Любишь читать вКонтакте? Жалуешься в Твиттере? Хипстер, ты опять как все!
(констатация факта)
Почему большое количество информационных мемов вредно:
v Информация,
приходящая к вам в перепостах, по достоверности ничем не отличается от
экрана телевизора, только вызывает больше доверия и меньше критики,
потому что ее источником считаются друзья, к которым она тоже неизвестно
откуда попала.
v Вы сегодня попадаетесь на простые манипуляции – перепостите милого зайчика, завтра – купитесь на агитацию и продадите Родину.
v Заспамите
новостную ленту своих друзей, родственников, учителей, учеников, друзей
родителей, коллег – что они будут думать о вас?
Несколько простых памяток для повседневного употребления просветленным пользователем информации:
v Старайтесь чаще отслеживать свое эмоциональное состояние (вообще по жизни полезно).
v Некоторые заболевания передаются при близком контакте, например, при посещении стены вашего друга.
v Передача информационных паразитов происходит половым путем.
Правила поведения при встрече с информационным мемом:
Если у вас при чтении информации возникли сильная эмоциональная
реакция и желание нажать кнопочку «лайк» и отобразить эту новость в
ленте всех ваших друзей, знакомых, коллег, учителей, учеников и ниже по
списку, то есть вы попали под влияние сетевых троллей, то:
v Немедленно
сделайте 10 глубоких вдохов и выдохов. Откройте какую-нибудь книгу,
журнал или просто другой сайт и прочитайте полстраницы. Вообще –
заставьте себя прочитать текст, состоящий более чем из 2х абзацев. Если
вы в офисе, то не поленитесь и сходите налить себе чай / кофе. Замерьте
свой пульс.
v Если
вам все еще хочется поставить «лайк», отодвиньтесь от компьютера,
закройте глаза. Две минуты поразмышляйте смерти или хотя бы подумайте,
будет ли это важно, например, через год.
v Проверьте
данную информацию на правдивость. Для начала подумайте о том, хорошо ли
вы разбираетесь в этом вопросе. Является ли ваш друг (если это и правда
ваш друг, а не случайный знакомый, которого вы видели 1 раз 3 года
назад) экспертом в этом вопросе?
Потратьте время и прочитайте «Пособие для провокаторов и не только Или Как организовать виртуальный беспредел сумбутов в Крыжополе».
Это даст вам наглядное представление, как конструируется внешне
достоверная информация, которую не возникает желание перепроверять, а
также почему и как организуется ее легкое вирусное распространение в
сети.
Цитируем:
•
«Информация, получаемая по неофициальным каналам, воспринимается как
более достоверная, чем официальные новости, ибо "власти скрывают"».
• «Полуправда всегда лучше откровенной лжи, так как вместе с одной половиной другую съедают гораздо проще».
•
«"Неиспорченный телефон" (неосознанное искажение информации при
многократной передаче ее по цепочке) иногда работает лучше испорченного,
ибо подхвативший "вирус информации" человек сам распространит его
далее, дополнив ее по своему вкусу».
• «Грамотно прикрытого виртуала изобличить сложнее, чем кажется».
И
не забывайте примечание авторов: «авторы в курсе, что реальный
Крыжополь находится в Винницкой области, недалеко от границы с Румынией.
Также можем обратить внимание на отсутствие в нашей реальности
национальности "сумбут"».
v Если
вам все еще хочется поставить «лайк», подумайте, а что бы, увидев такую
информацию, сказала ваша учительница по физике / химии / географии /
биологии / математике (если вас когда-то учили данным предметам).
Знаменитая фотография под названием «Снимки NASA. Вырубка лесов в Америке. Разница в 34 года» давно путешествует по сети.
Обычные комментарии:
-
«Пенза 10 лет назад считалась самым зелёным городом России... Сейчас
деревьев в городе не осталось, а по области активно всё рубят под
застройки...»
- «Печальная правда, вот поэтому сейчас еще 65-ое февраля. Вырубка лесов и засирание планеты даром не пройдет, для нас»
Комментарии людей, обладающих навыком рефлексии и хотя бы небольшими знаниями школьного уровня:
- «Что-то США на север уехали и стали больше»
- «Только сейчас заметил, почему Америка увеличилась до размеров Пангеи?»
v Вспомните аналогичные случаи в недавнем прошлом, свидетелями которых вы были.
Те,
кто живет в Петербурге, и каждый день пользуется компьютером,
стиральной машиной и холодильником, должны помнить 2008 год и
информационную «утку» о взрыве на ЛАЭС, когда в одночасье из всех аптек
исчез йод, а больницы заполнились пациентами с йодным отравлением.
Злоумышленники
использовали технологию звонков и смс с «левых» телефонов,
информировали о взрыве заведующих школ, детских садов. При попадании
информации в сеть она стала распространяться по взрывному типу самими
читающими.
В
то время как (например): Опрошенные «Фонтанкой» эксперты-энергетики
заявили, что наибольшего недовольства планами «Росатома» по
строительству новых атомных станций на Северо-Западе, в том числе ЛАЭС-2
и особенно – АЭС в Калининграде, можно ожидать от литовских коллег –
потому что при появлении Калининградской генерирующей мощности
разрушаются планы по строительству новой атомной станции в Литве – она
будет построена позднее, а рынок сбыта электроэнергии в этой части
Европы ограничен.
А
в 2004 году жертвами подобной провокации стали жители Приволжского
федерального округа, встревоженные слухами о якобы произошедшей аварии
на Балаковской АЭС.
v Вспомните
сами или найдите в интернете аналогичные исторические случаи.
Попробуйте проанализировать их в отношении полученных результатов.
v Погуглите
что-нибудь содержательное по поводу волнующего вопроса, обратитесь к
Википедии. Постарайтесь выяснить, возможно ли что-то подобное вообще с
точки зрения логики физических / психических / исторических процессов.
v Смотрели
ли вы когда-нибудь рекламу по телевизору? Если да, то вспомните свои
чувства при ее просмотре. Всегда ли просматриваемся реклама вызывает у
вас желание купить то, что она рекламирует? Бывает ли так, что реклама
раздражает вас своей назойливостью?
v Посмотрите
последние 10 сообщений на своей стене. Если они на одну и ту же тему,
задумайтесь. Честно ответьте себе на вопрос: интересно ли вам самим их
читать?
v Поймите,
что люди, активно действующие в сетях, пользуются безнаказанностью и
фактически не отвечают за свои действия, по крайней мере, не так, как
представители официальных СМИ.
v Если
информация касается обвинений в адрес какого-либо человека, подумайте, а
нельзя ли применить те же обвинения и к самому себе.
v Проанализируйте,
почему вас задевает читаемый пост. Например, вспомните, какой точки
зрения придерживались ваши родители. Вы поддерживаете ее или
придерживаетесь мнения против? Подумайте, нет ли в вашем личном опыте
такого случая, который делает данную информацию чрезмерно значимой для
вас лично в такой степени, что вы не можете рассуждать в полной мере
адекватно.
v Вспомните,
есть ли у вас друзья, у которых нет аккаунтов в социальных сетях. Если
да, то узнайте у них, как они живут и чем занимаются.
v Заведите себе друга, обладающего рефлексией. Обратитесь к его разуму в трудную минуту.
v Подумайте, достойна ли информация, которую вы перепостили, того, чтобы вы перепечатали ее вручную.
v Попробуйте добавить в перепост хотя бы 3 слова комментариев от себя.
v Соблюдайте режим информационной тишины. Попробуйте не делать перепостов хотя бы в течение суток.
v Закройте вКонтакте, Фейсбук. Наконец-то поработайте.
Упражнения для самостоятельных занятий:
v Если
вы не верите тому, что написано в данной методичке, попробуйте сами
сочинить историю, которую охотно перепостят ваши друзья.
v Потратьте 2 часа вашего времени на оценку новости так, как это делают хорошие pr-аналитики.
Попробуйте отделить то, как она сделана, от сути вопроса. Различите
форму и содержание. Попробуйте написать несколько вариантов того, кому
может быть выгоден ажиотаж вокруг этой информации.
v Зайдите на блоги, например, Однако.орг или Новая газета. Попробуйте поучаствовать в дискуссиях, выражая мнение как «за», так и «против» какой-либо высказанной позиции.
v Напишите
сказку, а лучше страшилку на тему коммуникации в социальных сетях. Если
не получается, просто продолжите стихотворение «Девочка Маша читала
Фейсбук…».
См. также:
v «Теория большого взрыва». Сезон 4 серия 20 (Эмми и Шелдон проводят социальный эксперимент на друзьях, выясняя, каким образом распространяются сплетни)
v «Начало»
v С. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием»
v А. Никонов «Управление выбором»
v Территория дофаминовых наркоманов
v Сетевые войны: анатомия сектантства
v Программный текст про медиаскетизм
источник www.sociosoft.ru (внешняя ссылка)
|