Как показал недавний Общероссийский гражданский форум, предложения по выходу экономики из кризиса в России есть у каждого. Придумывать «рецепты» спасения экономики – наша национальная забава сродни отгадыванию кроссвордов. Все свои интеллектуальные способности мы кладём на алтарь экономического роста. А могли бы бизнес открыть, по служебной лестнице продвинуться, иностранный язык освоить. Но нет. «За державу обидно». Своим мнением поделился доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский.
Впрочем, для любого, кто задумывался об особенностях национального менталитета, в том нет ничего особенного. Общественная рефлексия, тяга к философствованию, поиски всеобщего счастья – такая же неотъемлемая черта, как, скажем, гостеприимство или сострадание. Уж такими нас создал бог. Не верите – почитайте (перечитайте) Толстого, Достоевского, Тургенева.
А ещё мы поголовно заражены тоской по справедливости. Справедливость для нас как солнечный свет. Не зря же разговоры о равенстве прав и возможностей, честном перераспределении (не уравниловке) общественного продукта или о свободном сотрудничестве людей обостряются именно в хмурые осенне-зимние будни. Весной-летом и так всё хорошо: дачи, отпуска, городская романтика.
Солнце справедливости – извечная мечта России.
Инвестиции, модернизация и даже, пардон, «структурные реформы» – это всё хорошо. Но кому они нужны, если пресловутые социальные лифты давно сломались, когда в больницу приходишь со своими лекарствами, коль коррупцию вроде бы победили, а чиновники продолжают воровать?
Во всех программах нужно отталкиваться только от воцарения справедливости. Это главный стимул к труду для русского человека.
Справедливость – это доверие. Как друг к другу, так и к государству. В середине 80-х, когда власть, казалось, повернулась к людям лицом, в СССР были поставлены абсолютные рекорды рождаемости, а национальный подъём был сравним с победой в Великой Отечественной войне или с полётом Юрия Гагарина. Чем та эйфория закончилась, мы помним, но речь не о жестокой расплате за властный обман в форме распада великой страны.
Скажете, плоды антиалкогольной кампании – мол, в семьях стали больше общаться? А вот и нет. Недавно на некоторых заводах концерна Volkswagen в разных частях света вслед за автоматизацией и сокращением производства ввели четырёхдневную рабочую неделю. И что, там тоже стали больше рожать? Как бы не так – увеличилось количество разводов!
Антоним, противоположность доверия – лицемерие. На котором, к сожалению, построены все нынешние экономические стратегии. Как можно верить людям, многократно ошибавшимся не в прогнозах даже, мы же великодушны к синоптикам, а в конкретных действиях на высоких постах? Им и не верят: недаром четверть занятого населения Москвы и Петербурга – фрилансеры, не видимые ни налоговикам, ни статистикам. ...
В марте следующего года на президентских выборах должна победить женщина. Фамилии у неё нет, есть только имя – Справедливость.