в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог

Сергей Васильевич Арапов, 30-Янв-2013 14:18, 4903/0

Контуры инновационной системы.

Впервые отдельные части этой статьи были размещены в моем блоге сайта www.znatech.ru
Сейчас вниманию читателей предлагается целостная статья


1. Цели.

Любая инновационная система должна иметь ответ вопрос: зачем? И вправду так ли нужна инновационная система для страны? Ну, купить на нефтедоллары все необходимые инновационные «примочки» и голова не болит. Но если Россия выходит в мир со своим проектом, и не имеет намерений участвовать в чужих, то без инновационной системы стране не обойтись.
Соответственно, нужен правовой акт, обязательный для исполнения в форме Инновационной Доктрины Страны (наряду с военной, проектной, экономической, правовой).
Инновационная Доктрина Страны должна содержать:
- Параметры инновационных тенденций
- Параметры собственных возможностей
- Параметры инновационных потребностей
- Параметры инновационной системы Страны
- Параметры инновационного развития
В соответствие с Инновационной Доктриной осуществляется Инновационное Планирование.

Инновационный План содержит:
1. Планирование ресурсов, пригодных для инновационной деятельности:
- Имеющихся;
- Потенциальных.
2. Планирование инновационной деятельности.
3. Научное планирование. Постановка научных задач.
4. Учебно-образовательное планирование.

При наличии Инновационной Доктрины и Инновационного Плана формируется Инновационный Бюджет.

Инновационный Бюджет содержит:
1. Бюджетные Потребности:
- Фактические (расходные) потребности
- Возможные потребности
2. Бюджетный план
3. Источники формирования Инновационного Бюджета.
Таким образом, сформирована целевая рамка Инновационной системы Страны.
Следующий этап – это исследование ресурсов инновационной системы страны.

2. Ресурсы.
Ресурсы предполагают учет имеющихся и возможных материальных и нематериальных активов для инновационной деятельности. В этом смысле все ресурсы рассматриваются как стратегический потенциал для инновационной деятельности.

Стратегический потенциал – совокупность необходимых важнейших компонентов, определяющих жизнеспособность какой либо системы: экономической, социальной, политической и военной. Соответственно, существуют экономический, социальный, политический и военный стратегические потенциалы. Совокупность таких потенциалов определяет мощь государства или организации и их место в мире.

В контексте инновационной системы мы будем говорить о таких видах потенциалов, как научно-производственный, экономический и кадровый.

Научно-производственный потенциал включает в себя:
1. Возможности науки
- Академия наук
- Отраслевые институты
- Специализированные институты
- Проектные научные образования "под задачу"
2. Возможности производства
- Специализированные предприятия
- Проектные образования
- Партнерства
3. Возможности имеющихся экспериментальных баз, НИР, НИОКР

Экономический (финансовый) потенциал включает в себя:
1. Учет экономических параметров инновационных потребностей
2. Экономические Параметры бюджета

Доходы
- Целевые фонды
- Плановый Инновационный бюджет
- Инвестиционные ресурсы
- Оказание услуг в сфере инвестиций

Расходы
- Закупка Инновационных ресурсов (ПИС, Оборудование)
- Подготовка кадров
- Содержание кадров
- Научно-производственные мероприятия
- Внедрение инноваций

3. Экономические Параметры внедрения инноваций
- Потребительские
- Финансовые
- Производственные

Кадровый потенциал
Потребности в инновационных специализациях
1. Учет инновационных потребностей
2. Удовлетворение потребностей
- Учебная подготовка студентов
- Ученая подготовка (повышение квалификации) преподавателей
- Экспериментальная подготовка
- Подготовка кадрового резерва

Когда вопрос с определением ресурсов решен, следующим вопросом является вопрос функционирования системы. Как будет действовать Инновационная Система Страны.


3. Деятельность
Как будет действовать Инновационная Система Страны? Этот вопрос самый главный. Как заставить эту махину не просто работать, а работать эффективно?

Вопрос о построении Инновационной системы Страны поднимался в книге С.Б. Переслегина «Самоучитель игры на мировой шахматной доске». Там описана очень привлекательная идея создания Федеральной Инновационной системы (ФИС). А главное вполне реально осуществимая.
Система представляет собой две части, два контура. Внешний открытый контур в виде Национальной инновационной системы производит инновации не только для себя, но и для зарубежных покупателей.
Внутренний контур в виде Российского Инновационного Мегапроекта системы производит инновации только для себя. Сюда входят инновации двойного назначения, и те прорывные технологии, где Россия должна быть лидером.
Красивая система, абсолютно работающая. Она именно в составе деятельностного контура.

Это форматы деятельности Федеральной Инновационной системы.
Теперь вопрос финансирования. Вопрос, откуда могут появляться деньги на инновационную деятельность всегда актуален.
Источниками финансирования могут быть:
- Инвестиционные ресурсы (венчурные фонды, инвестиционные паи и ценные бумаги)
- Инновационный бюджет (устанавливается на федеральном уровне)
- Инновационные отчисления субъектов инновационной деятельности (субъекты отчисляют на развитие системы собственные средства от доходов).

Управление инновационной сферой возможно в двух формах.
1) Орган Правительства, отвечающий за инновационную сферу. Этот орган организует, направляет и координирует инновационную деятельность.
2) Совет при Президенте по Инновациям и Технологиям осуществляет контроль за результатами инновационной деятельности.

Деятельностный и управленческий контур Инновационной системы требует правового сопровождения. Вот тут мы подошли вплотную к начальным основам правового сопровождения инновационной деятельности.


4. Правовое сопровождение инновационной деятельности
Инновационная деятельность тесно связана с проектностью. Поэтому проектный правовой оборот будет основой инновационной деятельности.
Как известно, основой правооборота является сделка. Она порождает правовой поток. Сама сделка может возникнуть тогда и только тогда, когда в наличии имеются три вида правовых объектов: Информация. Товары (работы, услуги). Деньги. Правовой поток связывает все Три Правовых Объекта и образует правовой оборот.
С помощью Информации выявили нужную группу товаров и цены, с помощью Товара провели переговоры с торговцами или собственниками товаров по цене (поторговались), с помощью Денег оплатили товар, продали его и получили деньги.


Информация в инновационной деятельности имеет важнейшее значение. Это, прежде всего, результаты интеллектуальной деятельности. В настоящее время в праве выделяются результаты интеллектуальной деятельности, как охраняемые так и не охраняемые законом. Но в проекте результаты интеллектуальной деятельности могут быть только инвестиционным ресурсом.
Товары (работы услуги) – это целая цепочка сделок в проекте.
Деньги. Этот необходимый ресурс любого проекта.
Однако проект – это не одна, а несколько сделок. Здесь образуется взаимосвязанный правовой оборот. Правовой оборот проекта будет очень насыщенным, поскольку его правопотоки будут связывать большое количество правовых объектов (ресурсов).



Проектные балансы, как основа управления инновационными проектами.
Управление балансами имеет отдаленный прототип из советской плановой экономики. Но в плановой экономике балансы не были объектом управления. Балансы были методом решения локальных задач. Как возможность управление балансами рассматривалась Сергеем Переслегиным в книге «Самоучитель игры на мировой шахматной доске» . Балансы, как объект управления, предложено мною,Сергеем Араповым, с учетом возможностей функционального права в статье «Балансы, как объект управления» .


Рассмотрим подробнее проектные балансы.
Цели и результаты. Разрабатывая проект, проектант всегда задает баланс целей: стратегические, тактические, оперативные. Это первый баланс. Поскольку проект конечен, то проектант должен знать, какие цели должны быть реализованы, какие результаты достигнуты. Результаты соответствуют целям. Поэтому создается баланс целей и баланс результатов. Так построено два баланса.
Ресурсы, которые будут использованы для реализации проекта. ОН строит баланс ресурсов. В основном это ресурсы товарные, денежные, людские. Под товарными ресурсами понимаются не только материальные, но и нематериальные активы (в том числе права на вещь и права интеллектуальной собственности). При этом надо помнить, что права интеллектуальной собственности необычайно дороги. Поэтому Автора надо включать в проект как инвестора, который инвестирует свой нематериальный актив в проект. В противном случае проект становится чрезвычайно затратным, а что на выходе… кто его знает. Итак, построено три баланса. Но при построении балансов важна правовая составляющая. Поэтому есть четвертый баланс – это баланс правовых связей.

Баланс правовых связей (Flash –право).
Существующее право является вероятностным. Для проектной деятельности оно вредно, так как порождает поля неопределенности для участников проекта. Поэтому первое, что хочется сделать, так это защититься от этого права, создать свою собственную правовую систему, свой маленький правовой офф-шорчик.

Существующее право должно помогать и не должно мешать. Поэтому для целей проекта необходимо создать свою маленькую правовую систему – проектную. Она опирается на институты существующего права. Это само собой. НО для целей реализации проекта создается свой собственный источник права под названием Проектный Регламент или Проектная Конституция. Это основной закон проекта. В нем и заключается правовой офф-шор. Для реализации проекта он является первоосновой и нормы существующего права являются сопутствующими, вспомогательными, но не основными. Участники проекта в соответствующих договорах подтверждают приоритет этого источника права для совместной деятельности в рамках проекта.
Вопрос о правовой защите любого проекта от норм действующего права – всегда актуален. Это неизбежное противоречие разрешается либо иными нормами права, либо отдельным специальным источником права, который является приоритетным для исполнения непосредственными участниками конкретного проекта. Такими источниками права в проектном управлении являются Проектный Регламент, Соглашение об участии в проекте и Стандарт функционально-правового управления проектом.

Любой проект, любое дело развивается через противоречия. Поэтому неизбежные конфликты между частниками проекта. При этом важно, чтобы конфликт способствовал развитию, а не был катастрофическим разрушающим, не вел к разрушению проекта. Судебная система не в силах содействовать преодолению конфликта. У нее другие функции. Есть третейские суды, медиации (система посредничества в конфликте). Но они не в силах преодолеть конфликт в межкорпоративных отношениях. Нужны определенные принципы и идеи, которые в конфликте усматривают положительные черты, которые способствуют его преодолению.
Поэтому требуется другая система – система преодоления конфликтов. Эта система должна способствовать развитию проекта. Это система ДЕЛОВОГО МИРОТВОРЧЕСТВА, которая строится на определенных идеях и принципах и дает возможность сторонам преодолеть конфликт и в дальнейшем совместно работать в рамках общего проекта или преодолеть конфликт в межпроектном пространстве. Соответственно на участниках проекта лежит обязанность использования ДЕЛОВОГО МИРОТВОРЧЕСТВА, как основного инструмента преодоления конфликтов.
Таким образом, проектные балансы являются объектами функционально-правового управления. Это дает возможность объединить региональный бизнес в значимые региональные проекты, использовать его потенциал с повышением заинтересованности, конструировать проектные правовые нормы для реализации проектов, формировать проектные фонды.

Автор: Арапов Сергей Васильевич
Кандидат исторических наук
30.01.2013

Размещено впервые на www.znatech.ru
05.04.2011

Ссылки:
Переслегин С.Б. «Самоучитель игры на мировой шахматной доске». М., АСТ, СПб, Terra Fantastica, 2006, с.562,564
Арапов С.В. Балансы, как объект управления. http://www.binanex.spb.ru/_11/


© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑