в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог

Сергей Васильевич Арапов, 27-Фев-2011 10:58, 4836/0

Формулы новых правовых конструкций: flash-право

Известно, что право регулирует поведение!!!!


Регулирует через:

- внедрение правовых отношений в определенную сферу человеческой деятельности,

- «наполнение» этой деятельности «правовыми связями и зависимостями, где правовая структура действует наряду с иной социальной структурой, имеющейся в данной сфере, совместно влияя на поведение людей».


Регулирование поведения неизбежно ведет к регулированию совокупностей поведенческих стереотипов.

Среди таких поведенческих стереотипов можно выделить функции – трудовые, управленческие, структурные.

Функции не остаются без «присмотра» права. Даже если это внутренние нормы, это все-таки нормы права.


Одним из устойчивых поведенческих стереотипов, урегулированных правом, является функция.

Функция – это совокупность согласованных повторяющихся действий, приводящая к необходимому определенному результату.


Право устанавливает:

• необходимо делать то-то

• необходимо делать так-то

• необходимо делать в такой последовательности

• необходимо делать в согласовании с другими действиями и функциями.

Именно согласованность отличат функцию от более монотонной операции.

Именно согласованность создает системное РАВНОВЕСИЕ.

Следовательно, функция является объектом управления и, соответственно, объектом регулирования права.

Появление, изменение и ликвидация функции неизбежно связано с появлением соответствующей правовой нормы (пусть даже локальной, корпоративной).


Право регулирует ПОВЕДЕНИЕ

Право регулирует функцию

Право, в его нынешнем виде и состоянии, ВЕРОЯТНОСТНО.

Структура правовой нормы предусматривает:

- гипотезу «ЕСЛИ»

- диспозицию – САМО ПРАВИЛО

- санкцию – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ


Субъекты права зависят от того, что следует за словом «если»…

Именно юридический факт является основой вероятности.

Если он наступит, то будет действовать одно правило.

А если не наступит, то другое… И во всех случаях будет действовать почти одна и та же санкция…

Вероятностный характер любых отношений (явлений) – это препятствие к осуществлению намеченной цели. В.В. Залесский отмечает, что «в каждом правоотношении заложена вероятность его изменения либо прекращения. Всегда есть место действию случайных факторов, оказывающих влияние на правоотношение. Случайности в «жизни» правоотношения неизбежны оценить вероятность их проявления задача и законодателя, и участников правоотношения» .

Принцип неприкосновенности права собственности исходит из оценки вероятности факта и характера нарушения.

«Вероятность нарушения всегда определялась эмпирически и, по сути дела, не принималась во внимание при выборе средств защиты».

«Договор как правовой институт содержит «вероятностный характер гражданских правоотношений, роль случая как правообразующего фактора При заключении договора стороны (как правило) уверены в достижении правового результата. В действительности же присутствует лишь вероятность реализации их намерений. Любое договорное отношение имеет вероятностный характер. Угроза устойчивости договора существует уже на стадии его заключения - договорные отношения могут не возникнуть при наличии предусмотренных законом обстоятельств, исключающих юридическую значимость необходимых для договора фактов» .

Следовательно, только функциональность права, возможность его конструирования, его целевая направленность может исключить его вероятностный характер.

Таким образом, необходим переход.


ПЕРЕХОД ОТ ВЕРОЯТНОСТНОГО ПРАВА К ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ – ЦЕЛЕВОМУ.

Поэтому выделение из существующего права направления под названием функциональное правоведение (оно же flash-право) вполне закономерно.


Функциональное правоведение – это направление в праве, которое:

1) конструирует равновесные правоотношения.

2) судебные формы защиты интересов считает исключительными.

3) использует МИРОТВОРЧЕСТВО в разрешении конфликтов. Извлекает пользу из конфликтов.

4) считает Правду приоритетом перед Правом.

5) способно построить правовой коридор в деятельности компании, рынка, проекта .


Чем Существующее право отличается от Flash-права?

Остановимся на последних двух. Регулирующая функция Существующего права является доминирующей.

Поэтому в праве имеются только нормы-регуляторы. Однако управление через одно только регулирование становится неэффективным. Исполняя один закон, мы нарушаем другой. Жесткость правовой конструкции ведет к ее разрушению.


Каков выход?

- Смена управленческих ориентиров с регулирования на координацию.

- Объектом координацией является не поведение, как в регулировании, а социально-экономические балансы.

В книге С.Б Переслегина «Самоучитель игры на мировой шахматной доске» указывается, что функцией государства является управление развитием через установление и поддержание проектных и институциональных балансов.


Примерами конкретных балансов, которые должны быть объектами государственного управления, являются:

- межсоциальный, межконфессиональный межпарадигмальный;

- естественно–научного и гуманитарного познания (естественных и гуманитарных инноваций);

- объективного, субъективного и трансцендентного знания;

- инновационного и сырьевого модулей экономики .


Как видим, здесь указаны и экономические, и социальные балансы. К этим примерам можно добавить балансы в рамках одной отрасли экономики. Например, газоснабжение на внутреннем и внешнем рынках.

Что же является социально-экономическим балансом?

Под социально-экономическими балансами понимается совокупность отношений субъектов конкретной деятельности, требующих согласованности действий во внешней и внутренней среде. Но согласования должны происходить не в привычном разрешительно–директивном режиме, а в режиме функциональной согласованности – координации.

Это не значит, что балансы невозможно будет регулировать. Только удельный вес государственного управления через регулирование будет ниже, по сравнению с управлением через координирование.

Баланс имеет и свойства СОСТОЯНИЯ (равновесия), и свойства СИСТЕМЫ, как некой совокупности общественных отношений. В системном свойстве баланс является обособленной единицей. Пределы обособленности баланса определяются самой совокупностью отношений.


Целью управления в виде регулирования или координации будет являться только сохранение равновесия в управляемом балансе. Соответственно, поведение, которое является объектом регулирования в существующем праве, становится относительно свободным от регулирования в функциональном праве (flash-праве) и направлено на реализацию указанной цели.


Таким образом, управление через координацию балансов подводит нас к тому, что право должно быть инструментом (и даже ресурсом) такого управления. Право, таким образом, вырабатывает нормы координирующего характера.


Соответственно, нормы меняются и по цели и по структурам.

Flash-право является инструментом координации балансов.



Что делает государство в сфере управления балансами?

- Устанавливает систему балансов самостоятельно либо по соглашению с участниками социально-правовых отношений, входящих в тот или иной баланс;

-Облекает балансы в правовую форму и устанавливает конкретные правоотношения как внутри балансов, так и между ними; так социальные отношения внутри балансов становятся социально-правовыми;

- Контролирует надлежащее состояние балансов;

- Ведет мониторинг согласованности балансов совместно с участниками социально-правовых отношений, входящих в тот или иной баланс;

- Изменяет и дополняет содержание балансов совместно с соответствующими участниками социально-правовых отношений.

Координация и регулирование – это две функции государственного управления.

Регулирование – это одностороннее действие (приказ). С регулированием связывают директивное управление. Координация предполагает взаимные действия, в том числе и обратную связь. При этом объект интереса у обеих функций один – согласованность балансов. Рассогласованность балансов – естественный процесс в общественном развитии. Но для этого и существует координация совместных действий для восстановления или изменения балансов по различным параметрам.


Задачи государства в сфере перехода на функционально-целевое право сводится к следующему:

1. Необходимы научные исследования о социально-экономических балансах, как субъектах правовой деятельности и субъектах интереса.

2. Право, как регулятор (и координатор) поведения, должно установить надлежащее поведение для баланса.

3. Система правоотношений внутри балансов и между балансами должна устанавливать конкретные правовые связи. Здесь возможны изменения структуры правовых норм.

Возникает вопрос: если у нас есть только нормы-регуляторы, то можно ли найти балансы и управлять ими с помощью этих норм? Начнем с того, что даже в мире норм-регуляторов устанавливаются четкие балансы. Например, между обязательством и собственностью. Он выражен в системе обеспечения обязательств в виде залога. Есть собственность – предмет залога. Эта собственность (вещь) связана с исполнением собственником своих обязательств. Собственник лишается собственности, если обязательство не исполняется. И собственник остается собственником вещи, если обязательство им выполнено.


Если управление через координацию будет основой нового права, то останется ли в нем место для императивных норм? Конечно, останется. Ведь уголовное право, как отрасль, никуда не исчезает. Именно здесь доминируют императивные нормы. То же можно сказать и об административном праве. Правда, сами императивные нормы могут быть видоизменены. Это не только и не столько прямые предписания, сколько правовые ПРИНЦИПЫ.


Главный вопрос: возможен ли переход от вероятностного права к целевому (функциональному, flash-праву) в рамках существующей правовой системы?

Уже сейчас можно управлять балансами. Только управление в существующем праве будет осуществляться через регулирование. Не меняя основ существующего права, государство уже сейчас может осуществить постепенный переход от вероятностного права к целевому. И начинать можно с установления проектных и отраслевых балансов, где постепенно будут меняться вся правовая система. В управлении балансами можно частично заблокировать действие норм существующего законодательства и разрешить их действие в части, не противоречащей нормам функционально- целевого права.


Алгоритм действия государства по переходу к функционально-целевому праву (flash-праву) заключается в следующем.


1. Установление объекта управления в виде балансов, группы балансов (проектных, отраслевых, межотраслевых).

2. Установление принципов равновесия внутри балансов и между балансами.

3. Установление норм-принципов и норм-координаторов в сфере управления балансами с установлением свободы поведения для нормального функционирования балансов.


Какие выгоды несет внедрение функционально-целевого права (flash-права)?


Во-первых, освобождается колоссальный потенциал ПОВЕДЕНИЯ. Оно не является объектом регулирования, а действует только в целях равновесия балансов. С потенциалом поведения связано и высвобождение творческого потенциала субъектов нового права. По сути, законно все, что способствует равновесию балансов (под равновесием балансов понимается и равновесие внутри балансов и равновесие между балансами) . Разумеется, преступным путем устанавливать равновесие никто не будет, так как уголовное право никто не собирается отменять. Однако и нормы уголовного права, видимо, также будут изменены.


Во-вторых, не будет необходимости в частой смене законодательства, которое в существующем виде все равно опаздывает от экономических процессов.


В-третьих, процесс управления будет носить более прогнозируемый характер. Сейчас принимают нормы и не думают о последствиях их применения. Опять же вероятность права. Теперь последствия норм для управления достаточно прозрачны.


В-четвертых, новые нормы просты и понятны для субъектов права. А значит, и для исполнения этих норм. Здесь не будет риска соблюсти одну норму и при этом нарушить другую. Понятное право в итоге привлекает инвестиции. Есть конкретный пример привлечения германского капитала в российский проект на территории Ленинградской области. В паспорте указанного инвестиционного проекта содержалось правовое досье с подробным анализом правового регулирования всей темы проекта. Это было отправным пунктом в решении об участии в проекте. Нетрудно предположить, что же будет, если новое право будет еще более понятным и простым в применении.

Это далеко не полный перечень выгод функционально-целевого права (flash-права). Но путь изменений всегда труден. Какой путь изберет государство, - предположить трудно. Ведь изменения должен претерпеть и сам государственный аппарат, и все структуры органов власти.


1. Протасов В.Н. «Что и как регулирует право» М., 1995, с.92-94.

2. В.В. Залесский. Вероятность и самоорганизация в гражданском праве. «Журнал российского права», № 10, октябрь 2005

3. Арапов С.В. Заметки о функциональном правоведении. Практические обобщения ненаучного характера.// Авторский клуб «Право и Дело». // Раздел «Будущее права в системе управления». www.binanex.spb.ru (внешняя ссылка)

4. Переслегин С.Б. «Самоучитель игры на мировой шахматной доске». М., АСТ, СПб, Terra Fantastica, 2006, с.562-564

5. Арапов С.В. Ненаучные заметки о государстве и праве. Авторский клуб «Право и Дело». Раздел «Будущее права в системе управления». www.binanex.spb.ru (внешняя ссылка)


Автор: Арапов Сергей Васильевич

кандидат исторических наук

27.02.2011

© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑