в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Статьи и очерки

Сергей Васильевич Арапов, 03-Окт-2017 16:54, 2049/0

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ СОЦИОСИСТЕМЫ

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ СОЦИОСИСТЕМЫ1. Основы целеполагания


Целеполагание для социосистемы – это определение направлений, целей и приоритетов развития, необходимых и приемлемых результатов, обеспечения эффективности использования ресурсов, инструментов, социосистемных процессов, деятельностных результатов и безопасности социосистемы.

Как уже упоминалось, с целеполаганием связано целевое основание социосистемы. В это основание также включено прогнозирование, планирование, программирование и сценирование развития социосистемы.

Именно это основание отвечает за стратегирование и сценирование. Надо заметить, что сценирование в системе государственного управления недостаточно эффективно. Это связано именно с особенностями государственного управления. Сценирование в системе сюжетного (постгосударственного) управления. Управление сюжетом развития через сценарий способно эффективно использовать ресурсы социосистемы.

Социальное стратегическое планирование (стратегирование) создает конструкции контуров, эскизов, структур.

Социальное сценированирование создает наполнение сюжетами проектной и сценарной конструкции. Постановка целей ставит на повестку дня разработку соответствующих сюжетов, динамика которых приводит к достижению намеченных результатов. Мобильность социосистемы повышается.


2. Содержание оснований


Напомню, что из себя представляет баланс Целеполагания.

Целеполагание социосистемы содержит:

1) Социосистемные Потребности в качестве целевого основания;

2) Поле прогнозов и возможностей в качестве ресурсного основания;

3) Исследования и Осмысление в качестве инструментального основания;

4) Принятие/Исполнение в качестве деятельностного процессного основания;

5) Достижения/Насыщения в качестве деятельностного результата.


Баланс целеполагания социосистемы

Социосистемные Потребности – это итог анализа и состояния социосистемы. Это ответ на вопросы: Что есть? Что надо? На его основе и осуществляется целеполагание, то есть определение направлений, целей и приоритетов развития. Здесь обобщаются итоги предшествующего этапа развития, формируются потребности социосистемы и устанавливаются цели по удовлетворению социосистемных потребностей.

Целеполагание является итогом исследования социосистемных потребностей.

Целеполагание – это условное наименование целевого основания социосистемы. По сути, целеполагание только часть проектного управления, куда входит стратегическое планирование с его прогнозированием, планированием, программированием.

Поскольку целеполагание является деятельностью по определению направлений, целей и приоритетов развития социосистемы, то исходя из общих приоритетов в сюжете предусматривается Единый Социальный Заказ, который является объектом социального подряда. Его выполняет правительство Страны. По итогам исполнения Единого Социального Заказа определяются дальнейшие направления развития.


Поле прогнозов и возможностей является ресурсным основанием баланса Целеполагания.

Прогнозирование – деятельность по разработке научно обоснованных представлений о рисках развития, об угрозах безопасности Страны, о направлениях, результатах и показателях развития Страны, ее территорий.

Прогноз развития социосистемы в условиях внешних вызовов и угроз является ключевым видом деятельности в целевом основании социосистемы. Здесь итоговым документом будет сценарий развития социосистемы, который является источником магистральных направлений развития социосистемы. Процесс сценирования достаточно подробно описан в работах С.Б. Переслегина.[1]


Исследования и Осмысление – инструментальное основание целеполагания.

Сценарий является основанием для дополнительных исследований и осмысления сюжета развития социосистемы. На его основе исследуются возможности развития и обеспечения безопасности. Итогом исследований является сюжет развития, где сценарий наполняется событиями, а не мероприятиями.

Сюжет становится итогом прогнозирования. Это исполнительный документ для выполнения поставленных целей.

Сюжет – это источник управляющего воздействия. В стадии разработки сюжета необходимо предусмотреть состав сюжетных линий и сюжетных потоков, спроектировать сюжетные узлы, где перед сюжетным потоком есть выбор.[2] Здесь же прогнозируются состояния сюжетных потоков после похождения сюжетного узла.

Понятно, что все события для сюжета социосистемы невозможно предусмотреть, но для разработчика важны ключевые события. Динамика развития сюжета может породить события, которые могут откорректировать течение сюжета. Но за ходом сюжета наблюдают сюжетные операторы и сюжетные наблюдатели.[2] Они готовы внести необходимые коррективы.

Проектирование и конструирование сюжетов – одна из главных функций инструментального основания баланса целеполагания социосистемы.


Принятие/Исполнение

Когда сюжет развития осмыслен и рекомендован к исполнению, наступает стадия, когда разрабатывается порядок Принятие органом управления к Исполнению и процедура самого Исполнения.

Здесь разрабатывается процедура исполнения, направленная на достижение целей и приоритетов развития и обеспечения безопасности Страны. Это работа осуществляется в рамках деятельностного процессного основания. Здесь планируется процесс.


Достижения/Насыщения – это программирование показателей в качестве деятельностного результата. Это дает возможность ответить на следующие вопросы:

- В какой степени исполнена цель?

- Насколько удовлетворены социосистемные потребности?

- Что мы можем считать насыщением в удовлетворении социосистемных потребностей.

Обычно мы привыкли к восприятию процесса достижения определенных экономических показателей. Достигнуто – прекрасно. Не достигнуто – плохо, но будем достигать. В итоге гонка за показателями социально-экономического развития приводит к фальсификациям. Это неприемлемо.

Показатели, которые несет сюжет развития, несколько иные. Они показываются не только достижения социально – экономического характера.


Этого уже мало. Важно, чтобы все социосистемные ресурсы развивались в эвологическом режиме. Поэтому в сюжете разработаны показатели развития всех ресурсов социосистемы.

И здесь важно как те или иные ресурсы продвинулись в своем развитии. Возникает закономерный вопрос: как оценить баланс административных ресурсов? Кто, какой орган будет его оценивать итоги управления за определенный период. В рамках Иного Права – это будут штабные и судебные органы. Но их оценка будет базироваться и на заключениях общественных экспертов, и на социологических опросах, и на данных службы социального надзора.

И тогда сюжеты муниципальных образований будут органично входить в сюжеты доменов (областей), сюжеты ладонов (округов) включат в свои сюжетные потоки сюжеты областей.

Но для этого нужно оценить социосистемные ресурсы.


3. Итоги


Целеполагание социосистемы – дело тонкое. Ведь сейчас государство является монополистом на целеполагание в социосистемы. А государство и социосистема – явления разные.

Сейчас у нас получается слияние понятий государство и социосистемы.

Если перефразировать Владимира Маяковского, то получим следующиую формулу:

Мы говорим социосистема – подразумеваем государство.

Мы говорим государство – подразумеваем социосистема.


Это слияние неслучайно. Дело в том, что государство реально управляет социосистемой. Казалось бы ничего особенного. Ну, управляет! Ну и что? Но давайте зададимся вопросом: может ли социосистема ставить цели и реализовывать их?

Допустим, государство – это только исполнитель целей, поставленных социосистемой. Но ведь это не так! Государство – это конструкция публичной власти господствующего класса или доминирующей социальной группы.

Следовательно, государство не является исполнителем целей и воли социосистемы.

Если социосистема способна сама ставить цели и реализовывать их, то должна измениться и система исполнения этих целей. А еще лучше, если социосистема перестанет быть управляемым субъектом и изменит конструкцию власти. Социосистема должна находиться в управляющей позиции, а новая конструкция власти должна выполнять цели и волю социосистемы.

Мне могут возразить, что государство – это часть социосистемы. Но в каких взаимодействиях находятся государство и социосистема?

Государство управляет социосистемой.

Если бы государство не управляло социосистемой, а было бы только исполнителем её целей, установленных самой социосистемой, то суть государства изменилась бы до неузнаваемости. Государство бы перестало быть государством. Это была бы совсем другая конструкция публичной власти.

Не вызывает сомнения, что социосистема способна сама управлять и способна построить собственную систему управления, подчиненную ей и её интересам.

А. В. Парибок назвал существующее право взбесившимся правом. Государство же управляет социосистемой именно с помощью «взбесившегося» права. И с каждым годом возрастает опасность такого права и для государства, и для социосистемы. Не следует приуменьшать и преувеличивать степень такой опасности. Важно то, что такая опасность есть.

Поэтому у социосистемы должна проявляться собственная способность к управлению. Для реализации такой способности должна быть создана такая конструкция власти, которая была бы подчинена социосистеме.

Разумеется, такая конструкция власти должна быть правоуправляющей и исполнять цели и задачи, которые устанавливаются самой социосистемой.

Конструкция власти – дело тоже тонкое, как и целеполагание. Как в медицине, здесь крайне актуален принцип: «Не навреди!». Поэтому необходимы реальные исследования по проектированию и построению такой конструкции.



[1]Переслегин С.Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. М.СПб, 2006, с.138-150.

Переслегин С.Б. Новые карты будущего или Анти-Рэнд М., СПб, 2009 с. 160-171

[2] Арапов С.В. Право Перемен в исторической системе координат. СПб, 2017


Автор: Арапов Сергей Васильевич

кандидат исторических наук

03.10.2017

© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑