Блог » Статьи и очерки
Смыслообразование и Смысловая Деятельность
Смыслообразование является универсальным социосистемным процессом. Именно это процесс связывает в Универсаль множество различных социальных явлений: право, исходные состояния человека, цивилизационное основание страны [1].
- Общий контур смыслообразовательного процесса;
- Объем доминирующих смыслов;
- Содержание доминирующих смыслов.
Именно смыслообразование помогает социосистеме взаимодействовать с информационными образованиями.
Доминирующие смыслы поддерживают взаимодействие социосистемы с информационными образованиями. В результате поведение социосистемы и поведение информационных образований становится уравновешенным. Индивидуумы, социальные группы, Общество информационные образования, корпорации становятся субъектами Иного или Универсального Права.
Смыслообразование не унифицирует мышление субъектов, но дает ориентиры и вектор развития.
Смыслы обладают определенным зарядом энергии и потенциалом. Рост потенциала связан с уровнем мышления. Одна и та же цель, один и тот же смысл обладает разным воздействием на различных индивидов по причине различий уровня мышления. Для более высоких уровней (контуров) сознания смысл и цель имеют высокий заряд. Получается более высокая отдача. Эмоциональный заряд преобразуется в творческую энергию высокой частоты. Рефлексия завершается рождением смысла.
Смыслообразование и Право
Иное или Универсальное Право является правоуправляющей системой. Её нельзя считать только правовой или только управляющей. Это универсальное сочетание права и управления. Поскольку и сфера права, и сфера управления являются интеллектуальными сферами, то и кадры должны отбираться из числа людей с высоким интеллектуальным уровнем и потенциалами. Поэтому процесс смыслообразования играет существенную роль.
Осмысление ситуации, норм и установок – это постоянный процесс, который включает в себя когнитивные технологии.
Право основано на смыслах, а не только на нормах и императивах. Управление основано на смыслах и нормах. Но генерация смыслов (не идей и концепций) – весьма тонкий процесс. Он требует глубокого погружения смысловыделителя. Деятельность Конституционного суда РФ постоянно показывает его напряженную работу со смыслами. Именно эта работа дает результат с глубокими последствиями.
Смыслообразование и ценности
Мы уже отмечали, что смыслы обладают определенным зарядом энергии и потенциалом и это связано с ценностями, которые несет в себе смысл. Смысл возможен только, если в нем имеется ценность. Ценность – это база смысла. Смысл – это значение ценности. Без активной ценности смысл находится в «спящем» режиме. Такой смысл не актуален.
И неудачи, и удачи,
и развлечения вечерние,
и плачу я или не плачу
перестает иметь значение.
И неба светлое свечение,
и речек сильное течение
перестает иметь значение,
перестает иметь значение...» (А. Володин «Две стрелы»)
Утрата смысла – это утрата ценности, когда ценность перестает иметь значение.
Но если мы обратим внимание на дешифровку смысла, то не всегда вместе с ним дешифруется ценность. Не исключено, что причина несовершенства программных продуктов, связанных с расшифровкой смыслов содержится в том, что смысл не наделен ценностью. Дешифровка смысла и дешифровка ценности должны осуществляться в единой логике, в едином режиме. При этом ценности могут быть индивидуальными и общественными. Ценности также могут быть связаны со сферой существования или со сферой управления. Смысл как значение ценности предусматривает цели, причины, мотивы.
- Цели существования (для чего мы?);
- Причины существования (откуда мы?);
- Мотивы существования (почему мы?).
- Цели управления (для чего нужно управление?);
- Причины управления (откуда нужда в управлении?);
- Мотивы управления (почему нужно управление?).
В логике Управляющего Смысла вполне актуальным может быть слоган, который со временем станет некой руководящей установкой: «Цели – от Бога, реализация – от людей (общества, социосистемы)».
Однако если рассматривать Смыслообразование как процесс в Смысловой Системе, то есть необходимость представить весь его баланс.
Баланс Смысловой Системы является двухуровневым, то есть в каждом балансе содержится еще один структурированный баланс.
Целевым основанием Смысловой Системы является баланс Смыслового Направления.
Ресурсным основанием Смысловой Системы является баланс Ценностных Смысловых Оснований.
Инструментальным основанием Смысловой Системы является баланс Смыслового Аккумулирования.
Деятельностным процессным основанием Смысловой Системы является уже известный нам баланс Смыслообразования. Именно с этим основанием связывается смысловой оборот.
Деятельностным итоговым основанием Смысловой Системы является баланс Смыслоустановления.
Значение баланса Смысловой Системы заключается в непрерывном обогащении правовых норм и всей правоуправляющей платформы Праводержавия новыми смыслами. Ведь Нормы Единого Правоначалия не изменяются. Изменяются только смыслы [2]. Баланс Смысловой Системы, Баланс Универсального Закона и баланс Правового Оборота в этой логике «обречены» на взаимодействие. И это предмет детального изучения. Но сам факт участия баланса Смысловой Системы в управлении делает его правоуправляющим.
[1] Арапов С.В. ИЕРАРХИЯ БАЛАНСОВ: ГОСПОДСТВО СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ. Материалы 66-й научно-практической конференции ФГБОУ ВПО «Сиб АДИ» Книга 2, Омск, 2012, с. 515-516
[2] Арапов С.В. Право Перемен в исторической системе координат/ Санкт-Петербург: «Супер Издательство», 2017, с.136
Автор: Арапов Сергей Васильевич
кандидат исторических наук
|