Блог » Статьи и очерки
Нормативно-правовая нагрузка на социосистему
При этом предполагается, что установленные нормы будут исполняться точно, беспрекословно и в срок, так как существует система государственного принуждения в виде санкций.
Избыточная нормативно-правовая нагрузка означает невозможность исполнения нормы по различным причинам.
Например:
1) Противоречивость норм;
2) Противоречивость исполнения;
3) Противоречивость целевых установок норм (цели законодателя);
4) Противоречивость смысловых построений норм;
5) Неоднозначность толкования;
6) Регулирование одних и тех же или близких общественных взаимодействий различными нормами;
7) Избыточная детализация;
8) Избыточные или противоречивые механизмы регулирования;
9) Неясность результата регулирования.
Список можно продолжать…
Поскольку нормы устанавливает государство, нормативно-правовая нагрузка на социосистему не учитывается. Соответственно, исполняемость норм далеко неоднозначна по причине информационного сопротивления со стороны социосистемы.
Среди них:
1. Прямое правовое воздействие со стороны административных структур необходимо только в том случае, когда объектом воздействия является субъект управления.
2. Если же объект воздействия не нуждается в воздействии со стороны административных структур, то и правовое воздействие (через норму) не имеет смысла.
3. Не следует увеличивать нормы, если в этом нет правоуправляющей необходимости. Если какие-либо взаимодействия носят локальный характер и не являются всеобщими, то отсутствует необходимость в появлении какой-либо нормы общеобязательного характера.
4. Если возникает какая-либо система взаимодействий, которая отсутствовала ранее, то соответствующие Советы Правоначальной Сути осуществляют поиск решений для этой системы на основе норм Единого Правоначалия. В первую очередь оценивается необходимость нормативно-правового регулирования этих новых взаимодействий.
Затем совместно с Верховным Судом, Правительством и Проектным Генеральным Штабом оцениваются:
1) все последствия новых взаимодействий;
2) необходимость их нормативно-правового регулирования.
6. Оптимальная нормативно-правовая нагрузка на социосистему находится под надзором Верховного Суда и территориальных судов, поскольку именно судебные органы утверждают производные правовые акты.
7. Социосистемные требования к нормативно-правовой нагрузке должны быть разработаны научными организациями и получить статус производного правового акта.
Таким образом, нормативно-правовая нагрузка на социосистему является предметом надзора со стороны судов и не должна быть избыточной.
Это и понятно, поскольку не все сферы общественных взаимодействий нуждаются в общеобязательной правовой упорядоченности.
Например, есть сферы общественных взаимодействий, которые эффективно регулируются:
1) Обычаями;
2) Договорами;
3) Установками Правосознания;
4) Актуальными доминирующими смыслами;
5) Ценностями;
6) Культурными нормами;
7) Социальными стереотипами.
чем текст правовой нормы.
И право здесь может установить порядки включения всех перечисленных регуляторов.
Автор: Арапов Сергей Васильевич
кандидат исторических наук
eustinas.livejournal.com (внешняя ссылка)
|