Блог » Статьи по итогам семинаров
Самоуправляемые проектные территории. Основания к разработке правового статуса. Часть 1
На арену международного публичного права все чаще выходят образования, статус которых не определен по различным причинам.
Это могут быть территории непризнанных государств. Прежде всего, это страны СНГ-2 (Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, теперь Донецкая и Луганская республики). Но это могут быть и внутренние территории государства, которые имеют свои особенные свойства. Эти территории требуют особого подхода в своем развитии. И важно, чтобы государства, в состав которых они входят, учитывали эти особенности. Этому был посвящен семинар 13 мая 2015 года в рамках проекта «Иное Право», где мы проверяли гипотезу о применимости Иного Права для различных типов проектных территорий. Но для того, чтобы эти территории возникли в реальности, необходима разработка этого правового статуса. Об этом и пойдет речь в статье, которая будет размещаться в трех частях. Моя особая благодарность участникам семинара Михаилу Белобородову, Андрею Мадоничу и Сергею Мульманову, которые активно участвовали в выработке основных идей о содержании этого нового правового статуса
В международном праве под территорией понимается материальная основа жизни общества и существования государства.
1. Государственная территория - ее правовой режим определяется национальными правовыми актами (законодательством государств).
В ее состав входят:
- сухопутная территория в пределах государственной границы государства и ее недра;
- воды рек, озер, лиманов, водохранилищ, болот, портов, заливов (в том числе заливов, исторически принадлежащих государству), внутренних морских вод, территориальных морских вод; воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства.
В ее состав входят:
- исключительная экономическая зона и
- континентальный шельф.
В состав международной территории входят:
- космическое пространство и небесные тела (Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г.);
- открытое море, район морского дна и воздушное пространство над открытым морем (Конвенция ООН 1982 г. по морскому праву);
- Антарктика (Договор об Антарктике от 1 декабря 1959 г.).
Понятно, что самоуправляемые проектные территории являются новым типом субъектов как национального, так и международного публичного права.
Среди классических субъектов международного права, отвечающих указанным выше признакам, выделяются:
- государства,
- нации и народности, борющиеся за национальную независимость,
- международные межправительственные организации,
- государствоподобные образования.
Их не торопятся признать нациями и народностями, борющихся за национальную независимость по той же причине.
Неопределенность международного правового статуса таких территорий выгодна т.н. международному сообществу, но этой неопределенности быть не должно.
Однако, не только непризнанные территории могут стать «кандидатами» в самоуправляемые проектные территории (СПТ). Поэтому для того, чтобы понимать механизм появления СПТ введем термин Исходная Территория.
Под термином Исходная Территория понимается территория под юрисдикцией какой-либо страны, которая обладает всеми признаками дефицита проектности (или проектности, противоположной центральной, доминирующей), дефицита ресурсов, дефицита понимания со стороны центральной власти.
Именно на основе этих признаков Исходная Территория потенциально может оказаться «кандидатом» на роль Самоуправляемой Проектной Территории.
Понятно, что этот регион отличается от других и, особенно от Центра. Это регион с собственной идентичностью, с собственным экономическим лицом (по определению Андрея Мадонича). Иногда это регион с потенциально высокой пассионарностью. Не исключено, что это может быть регион с иным общественным осознанием общности судьбы, нежели все остальные регионы входящие в государство.
Исходная Территория - это, по сути, Предпроектная Территория, статус её ещё не определен и не присвоен.
Почему эта территория должна иметь некий международный правовой статус?
В чем заключаются концептуальные основы международного правового статуса самоуправляемых проектных территорий (СПТ)?
Об этом речь пойдет в продолжении.
Автор: Арапов Сергей Васильевич
кандидат исторических наук
|