в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Право Начал

Сергей Васильевич Арапов, 18-Фев-2011 12:53, 6937/2

Универсальный Закон. Возможности и условия.

Первый вариант этой статьи был размещен на сайте Проектной группы "Знаниевый реактор"

1 ноября 2010 года znatech.ru (внешняя ссылка)

С тех пор возникло немало изменений и дополнений. Именно в этом обновленном виде статья и предлагается вниманию читателей.


1. Революции и великие хартии.

Каждая революция имеет свою Великую Хартию. Кто успеет создать свою Великую Хартию, тот и победит в ближайшей революции. А революции сейчас, как правило, бескровные.

Бархатные революции оказались совсем не революциями. Скорее это форма согласованной передачи власти под видом «народного возмущения». Так было в Тбилиси, так, похоже, было в Киеве. В Бишкеке все по-другому. Но во всех случаях – без Великой Хартии.


Великая Хартия поднимает пассионарность. Это символ революции. За символ умирают чаще, чем за само событие – в смысле за революцию.

Бархатные революции оказались совсем без символов. Были лозунги, но не было символов. Символов новых ценностей, новой онтологии. Не было символа будущего.


А Великая Хартия – это всегда символ будущего. Жить по Великой Хартии, значит, жить лучше или совсем хорошо. Великая Хартия – это символ СЧАСТЬЯ. Великая Хартия – это Универсальный Закон. Один Единственный и на всю Страну для того, чтобы проще было исполнять и не путаться в непонятных правовых конструкциях. Универсальный Закон понятен. Он отвечает на все вопросы, на все чаяния, на все желания. Исполнить такой Универсальный Закон – одно удовольствие. За него готовы умереть. Но вот весьма важный факт: УМИРАТЬ НЕ НАДО!!! Он для жизни, а не для самопожертвования.

Лучше если с этим документом будут знакомы все. Через Интернет и по частям. А после ознакомления – символическое (чисто информационное) голосование. Со статистикой голосов. И вот в информационном пространстве обновленный (Великой Хартией) Голем уже дружит с Юстасом (кстати, инициатором Великой Хартии – Универсального Закона), а Левиафан обречен на перераспределение торгово-финансовых потоков и самых разных активов в пользу обновленного Голема и вечно меняющегося Юстаса.

Это уже революция в информационном пространстве.

Информационная революция – это революция ненасильственная и под действие уголовного кодекса не подходит. Представьте себе, когда под воздействием информации Страна просыпается с новыми ценностями и взаимоотношениями. Нет, Великая Хартия (или ее подобие) только прочитана, но не принята, не провозглашена. Но ее ценности уже есть в желании каждого прочитавшего её.


2. Каким должен быть этот Универсальный Закон?


Любой закон, как правило, имеет замкнутую структуру. Этот продукт с замкнутой структурой остается применить только буквально. Потом возникает противоречие между духом и буквой закона, и начинаются рассуждения о противоречии между справедливостью и законностью. Источник противоречия заложен в замкнутости закона, точнее, в завершенности его процедур. Вот вам продукт в виде закона: берите и применяйте. А может надо по-другому? Как?

Закон для Страны должен быть один. Пусть большой и объемный. Но только один. Закон универсальный. Он должен включать в себя конституцию, уголовное, гражданское семейное финансовое право и прочие отрасли права. Закон должен содержать основы права или его НАЧАЛА. Право Начал. ПРАВОНАЧАЛИЕ.

Универсальный единый и единственный для всей страны Закон – Правоначалие поможет содержать начала, но не быть завершенным, замкнутым. Универсальный Закон обозначает цель – для чего он? Если у закона нет цели, то он не нужен. Универсальный Закон – это закон смыслов, закон универсалий, закон основ, закон начал. Это и есть ПРАВОНАЧАЛИЕ.

Универсальный Закон дает:

- Целеустановку – ПРЕДМЕТ (ЧТО достичь)

- Целенаправление – НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КУДА направить усилия)

- Целеустремление – ЭНЕРГИЮ (Как распределить силы)

Смысл, заключенный в Универсальном Законе (ПРАВОНАЧАЛИИ), является управляющей субстанцией. Противоречие между духом и буквой закона уходят на второй план, или вообще исчезает . Эта оппозиция теряет свою актуальность.

Смысл и Реальность, Смысл и Действительность, Смысл и Деятельность, - вот те пары, которые будут определять истинность Универсального закона.

Смысл, заключенный в динамичном правовом обороте, всегда будет более истинным, чем смысл, заключенный в завершенной статичной правовой норме. Статичность нормы мешает развитию, мешает нормальному справедливому применению права, мешает смысловому движению.

Соответственно, должен быть баланс права между статикой и динамикой, изменяемыми и неизменными началами. Таким балансом является Право Начал.

Право Начал – ПРАВОНАЧАЛИЕ должно быть Основным Законом прямого действия и обладать верховенством на всей территории Страны. Это единый и единственный закон уровня Страны. Все прочие законы принимаются только территориальным образованиями в порядке, установленном ПРАВОНАЧАЛИЕМ. Территориальные законы могут иметь некое предельное количество в зависимости от потребностей территории. Ни один территориальный закон не может вступать в противоречие с ПРАВОНАЧАЛИЕМ.


3. Каким должен быть территориальный закон?


Территориальный закон не дополняет и не заменяет ПРАВОНАЧАЛИЕ. Цель территориального закона – координация отношений и функций между территориальными образованиями и центральными органами власти.

Число территориальных Законов на конкретную территорию должно быть предельным для их наилучшего исполнения. Предельное число законов (квота законов) на каждую территорию должно устанавливаться ежегодно Верховным судом Страны. Суть и содержание закона должны быть понятны и однозначны для исполнения. Принимаемый территориальный Закон не должен противоречить ПРАВУ НАЧАЛ. В территориальных Законах должна быть реальная потребность. Территориальный Закон в пространстве охватывает только ограниченное пространство территориального образования.

Территориальный Закон принимается непосредственно народом конкретной территории на референдуме.

Территориальные Законы должны носить временный характер и пересматриваться по мере социальной необходимости и значимости. Один раз в два года этот вопрос должен инициироваться местной администрацией или местным судом. Обязательно должна быть аналитическая структура с властными функциями, которая могла бы дать заключение или издать постановление на предмет:

- Социальной потребности территориального закона,

- Прогноза социальных последствий территориального закона;

- Необходимости регулирования конкретной сферы;

- Соответствия и непротиворечивости ПРАВОНАЧАЛИЮ – Универсальному Закону Страны;

- Понимания сути и содержании территориального закона;

- Исполняемости территориального закона;

- Наличие денежных средств на принятие и исполнения утверждаемого территориального закона.

Территориальные Законы нужны для постановки и для реализации целей, для достижения результатов, для итога, а не для процесса. Закон не должен регулировать процесс. Это содержание инструкции. Закон ставит цель, которую необходимо достичь. Сейчас применяя норму, мы думаем о цели законодателя. Но эта цель так замутнена, что мы, порой, не понимаем СМЫСЛА НОРМЫ.


4. Ценности Универсального Закона.


Универсальный Закон должен быть ценностью сам по себе и одновременно нести в себе некую систему ценностей.

Ценность самого Универсального Закона в том, что он один определяет начала управления и права Страны в одном документе. Он один на всю страну, он дает свободу по правоприменительной практике.

Ценности, заключенные в самом Универсальном Законе, это, прежде всего, привлекательные идеи, на которых этот Закон применяется. Это идеи Правды, Милости и Справедливости.

Правда имеет приоритет перед Законом, так как Закон изменчив и формален, а Правда неизменна и жива. Соответственно, Правда, выше Закона. В практическом смысле, Правда должна быть выше формального доказательства. Но как быть с доказанностью Правды? Чем подтвердить? Сопредельные события? Граничные условия? Клятва? Не знаю до конца.

Милость имеет приоритет перед установленной Мерой Наказания, поскольку Мера Наказания никогда не бывает совершенной и соразмерной содеянному. Соответственно, Милость выше Наказания.

Справедливость имеет приоритет перед Равноправием, поскольку соблюдая формальное равенство одних можно нарушить права других. Соответственно, Справедливость выше Равноправия.

Указанные Начала являются безусловными ценностями и создают основу для базисных прав каждого гражданина.


5. Нормы права в Универсальном Законе.


Нормы Универсального Закона должны быть динамичными. Нынешнее состояние права крайне статично. Статичность сдерживает и управление, и творческий потенциал.

В правовой науке отсутствуют какие-либо разработки, которые указывали бы на динамику права или правовой среды. Похоже, их необходимость еще не осознана.

Если экономике нужны инвестиции, то обычно государство привлекает инвесторов низкими налогами. Но эта мера, как правило, временная и не дает ощутимых результатов в кризисной ситуации. Инвестор уйдет, как только налоговый ресурс государства будет исчерпан. Остается только один вариант: сделать право и управление более динамичными. Сделать ресурсы более обращаемыми. В конце концов, пора разработать хоть какую-то модель правового оборота. Именно правовой оборот дает возможность применят норму в текущей деятельности. Именно правила правового оборота, а не отдельные правила договоров, придают правовой норме динамику. Динамичные правовые нормы не требуют изменений, как сейчас. Поэтому изменение норм Универсального Закона, хоть и возможно, но не столь быстро и необходимо.

Таким образом, если Универсальный Закон содержит динамичные правовые нормы, то это придает стабильность всей правовой системе, которая, в этом случае, не требует быстрого изменения отдельных норм.



****


Как видим, один Универсальный Закон для Страны и некое предельное количество территориальных законов – это вполне сбалансированная система.

Нам, привыкшим к обилию федеральных законов и кодексов, трудно принять такую трактовку. Но в то же время мы видим, как это обилие законов не работает, а если работает, то в убыток гражданину. Если с помощью обилия законов можно отнять бизнес, значит, с этим обилием надо что-то делать. Например, хотя бы подумать о новых системных принципах и о деятельности. Один из вариантов – предлагаемый Универсальный Закон. Предвижу атаки представителей власти и ученых-юристов. Это понятно. Но развитие само по себе требует пересмотра очень многих основ. В том числе, основ управления и права. Какими бы неожиданными не были варианты решений.


В этом наброске изложены только контуры Универсального Закона – будущей Великой Хартии будущей информационной революции. Именно информационной, где нет ни насилия, ни свержения. Поскольку всё это наша страна уже переживала. И революционных последствий, - понятно, не самых лучших, - тоже не хочется. Кто успеет с Универсальным Законом, тот и будет победителем в этой революции. Так что Пора Начинать. Начинать Право Начал.


Автор: Сергей Арапов

Кандидат исторических наук

18.02.2011

тип вывода ветки
#76316
, 11-Апр-2011 20:56
Нам, привыкшим к обилию федеральных законов и кодексов, трудно принять такую трактовку. Но в то же время мы видим, как это обилие законов не работает, а если работает, то в убыток гражданину. Если с помощью обилия законов можно отнять бизнес, значит, с этим обилием надо что-то делать. Например, хотя бы подумать о новых системных принципах и о деятельности. Один из вариантов – предлагаемый Универсальный Закон.
Очень разумно, а обилие законов путает тех же юристов, причем порой в законе меняют 2-3 статьи или пункта, как все это удержать в голове. Действуем дедовским способом, на старом законе делаем вклейку, что и когда изменилось. А сколько противоречий, один закон противоречит другому.
Предвижу атаки представителей власти и ученых-юристов. Атаки могут быть только от тех, кто получает мзду за принятие и продвижение этих законов. И кто же без боя отдаст механизм управления людьми, обществом, бизнесом и другими процессами.
Марина! Спасибо за поддержку!!!
Без боя, конечно, никто ничего не отдаст. Просто с помощью Универсального Закона вырисовывается очень интересная управленческая модель. И над ней равно надо работать.
Это лучше, чем ничего! Я не исключаю, что через пару лет власти будут искать хоть что-то. Примерно как в конце 80-х искали разумную экономическую модель. Тут и "500 дней" Явлинского были... и еще что-то. Дефицит идей был жуткий. Сейчас ситуация похожа. Только тогда хотя бы искали идеи. А сейчас.. трава не расти!!!
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑