в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог

Анна Фалилеева, 06-Авг-2020 07:56, 13025/0

ЕДИНСТВО С КОСМОСОМ - ПРОТИВ БЕЗДУХОВНОСТИ. Третья часть работы " Стратегия и тактика выживания"

ЕДИНСТВО С КОСМОСОМ - ПРОТИВ БЕЗДУХОВНОСТИ. Третья часть работы " Стратегия и тактика выживания"Одной из главных причин человеческой агрессии является также бездуховность, тревога в душе человека, вызванная ощущением прерванности его связи с Космосом. Современная цивилизация в своем развитии все дальше отдаляет человека от Космоса. Человек воспринимается лишь с материалистической точки зрения.

Космос со своими законами отдален от духовного мира человека. Человек изъят из него. Еще Кант говорил о противоречии между жесткой регламентацией мира физики и полетом духовности человека. Все науки нового времени пошли по пути создания закрытых, оторванных от Космоса систем.

Единство миропонимания остается лишь в религиозных учениях. Человечеству предстоит вернуться к единой картине мира, истоки которой мы можем видеть, например, в античной Греции, создавшей культуру, обладавшую удивительной цельностью и единством. Эта культура была неразрывно связана с Космосом и отражала равенство человека с богами.

Человек – часть Космоса. Выход в Космос для него – это осознание включения человеческого фактора в космические процессы, осознание взаимовлияния Космоса и Человека. Например, признание воздействия расположения планет, лунных приливов и отливов на человека и, наоборот, влияние человеческих психических вибраций на состояние космических явлений.

Выход в Космос и осознание глобального характера взаимосвязанности исторических, культурных, социальных и экономических процессов в человеческом обществе с процессами в Космосе – два великих итога ХХ века, которые сегодня, уже в ХХI веке определяют пути развития будущего человечества на основной магистрали его культурно-исторической эволюции.


Противоречия, вызванные односторонним развитием нашей цивилизации, во второй половине ХIХ века повлияли на появление нового направления в философии – космизма. В начале ХХ века его представители – такие видные ученые, как Н.Бердяев, Вл.Соловьев, Н.Федоров, П.Флоренский, Н.Лосский, выдвинули мысль о том, что человек – составная часть Вселенной, их не следует противопоставлять друг другу, а нужно рассматривать в единстве.

Ученые-космисты также считали, что мысль человека, его сознание - такая же принадлежность Космоса, как и звезды, Галактика. Отсюда следует необходимость их цельного восприятия, понимания того, что наша планета – не замкнутая, а открытая система.

Философия космизма открыла новые пути другим наукам. Необходимость новых подходов носилась в напряженной атмосфере первых же десятилетий ХХ века. Новое мышление зарождалось и крепло в научных лабораториях, уточнялось благодаря новым открытиям.

Появилась целая плеяда ученых-мыслителей, которые заложили не только основы новой картины мира, но и поняли роль синтеза, объединения в создании новых наук и в выходе человечества на новый виток эволюции. Среди этих ученых были К.Циолковский, Д.Менделеев, И.Сеченов, В.Вернадский, Э.Леруа, П.Тейяр де Шарден, Н.Вавилов, А.Чижевский.

Эти ученые пришли к выводу, что ХХ век знаменовал собой конец прежней системы мышления, явился подготовительным этапом перехода к новому миропониманию человечества, определяющему представление человека о мире и своем месте в нем. В основе этого миропонимания лежит представление о единстве и взаимозависимости Человека, Планеты и Космоса.

Новый взгляд на человека, на его место во Вселенной рождал необходимость выработки нового мышления, несовместимого с материалистическим прагматизмом предшествующего этапа. И уже в первой трети ХХ века В.Вернадским, Э.Леруа и П.Тейяр де Шарденом было выдвинуто представление об антропокосмизме или НООСФЕРЕ, что в переводе с греческого означает – СФЕРА РАЗУМА.

Вернадский был первым среди ученых, кто понял космическое и космогоническое значение факта возникновения жизни на Земле и начал систематическое исследование ее влияния на развитие планеты. Им было выдвинуто учение о биосфере, включающей в себя совокупность живых организмов и неживого, охваченного и организованного деятельностью живого, благодаря чему земная оболочка обладает специфической геологической и физико-химической организованностью.

В то же время Шарден выдвинул теорию о трех последовательных качественно различных стадиях эволюции: «преджизнь» (литосфера), «жизнь» (биосфера), «феномен человека» (ноосфера). Таким образом, ноосфера в эволюционном ряду следует за биосферой. В ходе своего развития биосфера постепенно переходит в ноосферу.

Следовательно, ноосфера – это новое эволюционное состояние биосферы, связанное с возникновением и развитием в ней человеческого общества. Этот закономерный переход биосферы в ноосферу связан с тем, что человечество, познавая законы природы и развивая технику, придает биосфере черты новой, более высокой организованности.

При этом само человечество становится мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами. Вернадским было доказано, что человек – носитель разума – многократно ускорил все процессы, происходящие на планете, что воздействие человека на окружающую природу и Космос стремительно растет и скоро человек превратится в основную геологообразующую силу.

Следовательно, дальнейшее развитие планеты будет направляться силой разума человека. Зарождаясь на планете, ноосфера обладает тенденцией к постоянному расширению, превращаясь в особый структурный элемент Космоса. Вернадский – один из создателей учения о ноосфере – представил ее как систему, в которой естественно-исторические, космические, социально-гуманистические тенденции развития науки гармонически сливаются в одно целое.

Таким образом, учение Вернадского о биосфере и ноосфере было плодом нового мышления на уровне «эволюции, осознавшей себя». Тейяр де Шарден также понимал ноосферу как своеобразный «мыслительный пласт». В каком-то отношении сопоставимой с этим пониманием является знаменитая гипотеза Карла Юнга о теории архетипов – коллективной бессознательной человеческой памяти.

Хранилищем такой памяти человечества как раз и выступает «космический разум». Или «мыслящий пласт», составляющий ноосферу. Главной отличительной чертой ноосферы является ее синтетический характер. Новое мышление объединяет движение человеческого духа (религию) с движением человеческой мысли, науку – с этикой, культуру Запада – с Востоком, знания древних – мифы и эзотерические учения - с современностью.

Преодолевая господствовавшие до настоящего времени в мышлении разъединительные тенденции, синтез, определяющий ноосферу, формирует целостную картину мира. С этой целью должно произойти объединение знаний гуманитариев и физиков, экономистов и биологов, все науки должны служить только человеку, который может быть понят лишь в объединении трех начал в нем – плоти, духа и природы, частью которой он является.

Новое миропонимание предполагает необходимость создания общепланетарной общности людей. Человечеству для выживания необходимо создать «коллективный, или «объединенный», интеллект, который возникает в результате симбиоза логики и интуиции. Но формирование нового миропонимания – ноосферы – идет через великое противостояние, через борьбу нового мировоззрения со старым. Лишь победа нового мышления даст возможность человечеству выжить. Лишь человек, руководствующийся принципом терпимости, может быть духовно развитым, лишь в нем всегда преобладает равновесие, гармония, в нем силен нравственный закон, совесть; он умеет ясно отличать добро от зла.

К сожалению, таких людей у нас сегодня мало. Разруха и кризис, царящие во многих странах, ведут к тому, что постепенно растет агрессия не только отдельных личностей, но и общества в целом. Агрессия – это уже общественная болезнь, охватившая нищих духом. Наше общество заражено агрессией; и вред от нее неизмерим.

Необходимо, чтобы общество выздоровело, избавилось от болезни – агрессии, и это произойдет лишь тогда, когда все наше общество осознает необходимость терпимости ко всем, терпения и критического отношения к самому себе. Лишь воля людей, свободных от предвзятости, удержит их от новых волн агрессии, которые ведут нас к губительному хаосу.

Лишь осознав благо терпимости ко всем и перестав создавать «образ врага» в лице русского, украинца, американца, турка, бизнесмена или члена парламента, мы сможем выжить. Лишь когда каждый преодолеет в своей душе агрессию, недоброжелательство, мы сможем преодолеть хаос и достигнуть порядка и гармонии в нашей стране.


Автор - кандидат наук Роксана Ахвердян


Продолжение следует

© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑