в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог

Инна Игоревна Сорокина, 24-Мар-2014 21:45, 5556/0

РОСТ ЛИЧНОСТИ КАК ПРАВО И ВОЗМОЖНОСТЬ. Часть 2

РОСТ ЛИЧНОСТИ КАК ПРАВО И ВОЗМОЖНОСТЬ. Часть 2Глава 2.


Говорят, что из любой критической ситуации есть как минимум два выхода. В нашем случае их намного больше, я насчитала целых три.

Первый, наиболее часто выбираемый путь – это оставить все как есть внутри себя, и пытаться силой воздействовать на окружающий мир, стараясь развернуть его по отношению к себе наиболее удобным способом. Что же – это, конечно, позиция. Позиция борьбы одного против всех и всего одновременно. Обычно, человек идущий такой дорогой считает, что именно он есть центр вселенной и видит окружающий мир только из себя, только своими глазами, искренне полагая, что все его трудности, проблемы, горести и страдания связаны с наличием враждебной внешней среды, в которую он пытается встроиться, но почему-то это плохо получается. Обычно подобные люди агрессивны, истеричны, непримиримы, фанатичны, не умеют слушать, зато умеют много говорить и все время находятся в состоянии обиды на что-нибудь. В принципе через эту стадию развития личности проходит каждый человек. В раннем детстве каждый из нас еще неосознанно считает, что вселенная – это то, что он видит вокруг себя, а центр ее – это он сам. Поэтому дети зачастую бывают эгоистичны, капризны, требовательны, обидчивы и агрессивны одновременно. Ну, хорошо, если это маленький ребенок, но посмотрите, сколько вокруг нас взрослых и даже пожилых людей, которые проживают свою жизнь, твердо стоя на вышеперечисленных позициях. На таком уровне расположения себя в окружающем мире можно прожить всю жизнь и, наверное, даже не одну, только всегда и постоянно будет мучить вопрос о несправедливости мирового устройства, о гадстве и подлости окружающих людей, о никчемности и конечности земной жизни. Мировоззрение в подобные моменты жизни становится глубоко пессимистичным, человек переживает неуверенность в себе, страх перед завтрашним днем и просто печаль.


И небо смотрит свысока,

И люди в отдаленье плачут.

И мне сдающая рука

Скупясь, отсчитывает сдачу.

И в этих жалких медяках

Тревоги, горести, сомненья,

Обиды, небо в облаках,

И те, что плачут в отдаленье.


Нужно заметить, что Провидение не ставит на человеке крест, какой бы дорогой он не шел, и, при подобном поведении личности, начинается весьма серьезная «дрессировка» жизненными обстоятельствами, Причем судьба не скупится на щелчки, шлепки и удары. Особенно тупых, просто припирают к стенке тяжелые обстоятельства, болезни и потери. В подобном состоянии перед человеком обычно открываются несколько выходов. Можно продолжать насмерть биться с окружающим миром, не видя ничего вокруг себя, постепенно опускаясь в пучину ненависти и агрессии, исчерпать все запасы духовной любви, и стать черной дырой, безвозвратно поглощающей вокруг себя свет и радость жизни.

Можно оставить все как есть, и, не сопротивляясь плыть по течению жизни. В принципе – это вариант смирения и непротивления, с одной стороны, но и недеяния, с другой. Жизнь для человека, нашедшего подобный выход, теряет все свои прелести и краски и превращается в безрадостный и беспросветный труд.


Я уже никого не боюсь.

Утешительных слов мне не надо.

В доминантах не горечь, а грусть,

Не сжигающий жар, а прохлада.

Не контрасты, а полутона,

Не деянья, а полупоступки.

Я брожу по окружности дна,

Отбывая за сутками сутки.


В любом случае, бьется ли человек ни на жизнь, а на смерть с окружающим миром, или покорно воспринимает его таким, какой он есть, оба эти выхода ничего не дают для духовного роста его личности и, в целом, являются тупиковыми.

Следующий выход более позитивный, когда настрадавшийся, побитый жизнью и уставший от ее тяжести человек начинает задаваться вопросами «Что делать, блин, и кто, блин, виноват?» (Т. Шаов). А если появились вопросы, то любой из нас прикладывает усилия для того, чтобы найти на них удовлетворяющие ответы. И тогда, в поисках ответов личность устремляется по второму пути своего развития.

Второй путь – путь активного поиска, когда человек обращается за помощью к специалисту – психологу или психотерапевту, ходит на индивидуальные занятия и групповые тренинги, вносит в свою жизнь определенное разнообразие и обучается некоторым, безусловно, полезным навыкам в вопросах социальной адаптации. К той же категории относятся занятия в различных группах, объединенных какой-либо религиозной или другой культовой идеей, возглавляемых, обычно, гуру различных уровней. Сразу дам полезный совет. Если вы выберете этот путь, или если волею коварной судьбы, вдруг на вашем жизненном пути появится «духовный Учитель», не торопитесь пасть на грудь этому человеку и не ленитесь собрать о нем дополнительные сведения. Узнайте побольше об этом человеке. Подумайте сами, чему может научить вас разведенная с двумя детьми на руках, замордованная жизнью женщина или мужчина, состоящий в пятом по счету браке. Или «духовный пастырь», собирающий обильную материальную мзду со своих восторженных последователей. Это, безусловно, не путь страданий, лишений и просветлений (возможны, правда, серьезные материальные потери, но не о них сейчас речь). Здесь вам без принуждения и без особого нажима несколько поменяют картину мира, и вы станете не совсем другим, но все же изменившимся человеком. Поможет это вам решить ваши личные проблемы, и как долго полученные знания будут вас поддерживать – это уже другой вопрос, во многом зависящий и от вашего типа личности и от профессионального уровня специалиста, который с вами работал.

Третий путь более сложный, мучительный и тяжелый. Здесь речь идет о самостоятельной, глубокой, кропотливой работе, которая поможет вам не только изменить свою личность и, главное, свое представление о ней, но и научиться сознательно контролировать себя и, как следствие, частично, окружающий мир. Это путь самостоятельного духовного развития личности. Продвигаясь вперед, ищущая ответов личность впервые начинает отчетливо осознавать тот факт, что она не центр вселенной, что она малая ее часть, ее капля, частица, пылинка. Но в ней, как в части, заключено все то, что составляет суть и смысл окружающего её мира.


Я уже не в центре и не сбоку,

Я уже достаточно нигде.

И судьбы пунктирная дорога

Растворится бликами в воде.

И душа не мается от боли,

Лишь глядит она издалека,

Как резвятся на зеленом поле

Дети, люди, кони, облака.


Человек начинает понимать, что окружающий мир – это зеркальное отражение его внутреннего мира. Что, воздействуя и изменяя себя изнутри, он меняет и все вокруг себя, что внутренняя, скрытая от посторонних глаз духовная работа зачастую не менее интересна, ответственна и значима, чем работа во внешнем мире. Впервые, именно на этом пути, к «желающему знаний» приходит понимание Бога не как карательного или поощряющего начала, а как сути и смысла бытия.


Я заново знакомлюсь с тем, кто Бог.

Несчастья – в прошлом. Мы друзья отныне

И по луной пронизанной долине

Мы движемся к рассвету на восток.

Что в этом мне – начало ли, итог?

Я заново знакомлюсь с тем, кто Бог.

© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑