в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Право Начал

Сергей Васильевич Арапов, 11-Мая-2011 16:35, 7583/0

Об основах информационного оборота.

Обороты в праве – это отражение соответствующих оборотов сфере конкретных видов деятельности. Например, гражданский оборот – это гражданско–правовое выражение экономического оборота, которое опосредуется договорными и внедоговорными институтами обязательственного права. Содержанием гражданского оборота является переход имущества от одного лица к другому на основе заключаемых сделок или иных юридических фактов (Большой юридический словарь. М.1999, с. 134).

В последнее время все чаще становится потребностью урегулировать оборот в сфере информации. Речь не идет о правах интеллектуальной собственности, хотя, безусловно, это касается и этих прав. Речь идет об информационном пространстве, ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБОРОТЕ. Информационный оборот по аналогии является правовым выражением оборота в информационном пространстве (виртуальное пространство в данном случае является частью информационного пространства). Отметим, что в российской правовой системе отсутствует отрасль информационного права. Но есть система законодательства об информации. Система довольно ограниченная по сфере регулирования, и, потому охватывает не все сферы информационного оборота. Но дополнение этой системы сводом (или пакетом) соответствующих законов – это решаемая задача. Даже если учесть информационное сопротивление самих депутатов, то можно пойти по пути принятии подзаконных актов на уровне Правительства РФ. Ведомственные акты в сфере информационного оборота также возможны. Но здесь следует учитывать определенную преграду – регистрацию указанных актов в Министерстве юстиции РФ. А это возможное информационное сопротивление. Там всегда могут отказать в регистрации документа, как несоответствующго законодательству РФ.


Что же является информационным оборотом?

Информационный оборот – это правовое выражение оборотов в информационном пространстве всех его участников. Участниками информационного оборота являются физические и юридические лица, информационные объекты различного уровня, обладатели прав интеллектуальной собственности.
Содержанием информационного оборота является переход информации (или прав на нее) от одного лица к другому на основе заключаемых сделок (включая дарение) или иных юридических фактов и воздействие этой информации (или информационных объектов) на общество и государство. К содержанию информационного оборота относится также функционирование ее участников.
Как и в любом обороте могут существовать ограничения. Например, существует ограничения по обороту наркотиков, оружия. Соответственно, могут существовать ограничения по информационному обороту. В информационном обороте могут быть ограничения по обороту определенных информационных объектов, например, скриптов или ИО с явными деструктивными чертами.
На примере ограничения по обороту и использованию скриптов можно применить следующее правило: скрипты используются для прививки и только там, где требуется повышение пассионарности. Возможны прививки депрессивного состояния, где пассионарность перегрета, и ее необходимо сбить.

Следует отметить, что управление информационным оборотом требует баланса регулирования и координирования. Соответственно, правовые нормы в сфере информационного оборота должны носить не только регулирующий, но и координирующий характер.

Следует заложить два важных начала в систему законодательства об информационном обороте. Это:
- принцип САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА и
- БАЛАНС ОБОРОТА.

В настоящее время баланс оборота в информационном пространстве отсутствует.
Это означает, что определенная группа информационных объектов, которая по своим характеристикам воздействовать на другие ИО, может осуществлять контроль над информационным пространством, и не допускать туда те информационные объекты, которые ограничены в обороте. Возникает ряд вопросов, связанных с ИО, ограниченных в обороте.

1. Вопрос о резервациях ИО, ограниченных в обороте.
2. Вопрос об установке фильтров по образованию ИО, ограниченных в обороте. Здесь возможно создание управляемого выращивания ИО, ограниченных в обороте, по аналогии с выращиванием наркотиков для фармацевтических нужд.

Роль государства в управлении информационным пространством ограниченна, но существенна. Здесь следует отметить, что система законодательства по информационному обороту направлена на:
- ограничение по обороту определенных групп ИО;
- ограничение по образованию указанных групп ИО.
Обе цели могут быть реализованы как в материальном, так и в информационном пространствах. В данном случае виртуальное пространство рассматривается, как часть информационного. Собственно и сам информационный оборот происходит в указанных пространствах. При этом координирование и регулирование информационного пространства может быть возложена, как на специально подготовленных людей, так и на специально назначенные информационные объекты.

Логика управления информационным оборотом может привести к ряду ограничений прав и свобод. Например, запрет на мышление определенного рода, которое порождает информационные объекты, ограниченные в обороте. Но эта задача имеет и правовое и социальное решение (например, изменение ряда онтологических блоков). Поэтому к указанному ограничению можно отнестись достаточно спокойно.

Следует учесть, что информационный оборот может прошивать такие сферы как правовой оборот, балансовый оборот и проектный оборот, которые, соответственно, создают динамику права, динамику равновесия и динамику развития. Поэтому соотношение всех видов оборота необходимо учитывать во всех без исключения стратегических решения. Даже если эти решения направлены на вполне обозримое будущее.






Автор: Арапов Сергей Васильевич
Кандидат исторических наук

01.05.2009
11.05.2011
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑