в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Правовая система

Сергей Васильевич Арапов, 05-Апр-2011 18:42, 6618/6

Об идеологии НОВОЙ ПРАВОВОЙ СРЕДЫ.

Если перефразировать известное стихотворение В.В. Маяковского, то можно сказать:

Мы говорим: государство, подразумеваем - право,

Мы говорим: право, подразумеваем - государство.Как метко сказал Ю.А. Тихомиров в статье «О модернизации государства» («Журнал российского права», N 4, апрель 2004 г.) «государство издавна считалось создателем права, но его «родительские гены» постепенно ослабевают». Это верно, поэтому сейчас хочется в первую очередь поговорить, прежде всего, о будущем права, а затем наметить некую оболочку государства.


Что есть право сейчас?


Право в своем привычном виде становится неработающей системой.

Оно меняется, оно неповоротливо. Оно не регламентирует то, что надо и регламентирует то, что не надо.


Право с трудом применяют. Суды не знают, как его толковать. Вот и сейчас в КС поступил запрос из другого высокого суда - Верховного. «А конституционна ли норма?» «Нет!» - ответил КС. Теперь Верховный Суд знает, что ответить нижестоящим судам. А нормально ли это? Если норму нельзя однозначно применить, значит, право в кризисе.

Сначала кризис охватывает часть отраслей, потом эти части не стыкуются с другими отраслями. А применять нам с вами. И мы не знаем как. И ухмылки судей: « что же вы так!» более чем не уместны. Они ведь тоже никак... никак не могут применить однозначно норму. И пересматривать решения приходится. А вот не ухмыляйся. Не плюй в колодец. Уважаемый суд! Только попробуй сказать: Ваша честь!


Какое оно будущее право? Это не та система, которую мы имеем сейчас. Она уже не нужна. Она хромает на обе ноги. Она подвержена кризису, поскольку закон нельзя однозначно истолковать и применить, а следовательно, его невозможно исполнить... Кризис права - кризис государства.

А что же взамен? Мы уже писали, что взамен только функциональное правоведение и новая правовая среда. Но для того, чтобы в правовой среде можно было бы функционировать бизнес-системам, надо чтобы и государство стало другим.

Б.А. Осипян в статье «Идея саморазвивающейся правовой системы» (Журнал российского права, N 4, апрель 2004 г.) для систематической реформы действующей системы законодательства предлагает следующее.


«1. Конституционно установить основные критерии законодательства (правовые идеи, ценности, цели, принципы, институты, функции) для своевременной разработки законов.

2. Конституционно наделить суды общей юрисдикции правом ответственного отказа от применения "неправомерных" (а не только буквально неконституционных) законов, приостановления их действия, выработки соответствующего правоположения, а также оперативного обращения в конституционный суд, который посредством неотложного использования права

законодательной инициативы обязан предложить парламенту соответствующие законодательные инициативы.

3. Расширить круг субъектов, которые имеют право законодательной инициативы и контроля над своевременной юстировкой и дополнением действующего законодательства.

Представляется, что все перечисленные направления развития конституционного

права необходимы для создания единой и целостной программы и механизма самосовершенствования всей системы законодательства».

Тем не менее, государство не готово к принятию и реализации таких разумных и, заслуживающих внимания, рекомендаций. Необходимо явление (именно явление) «снизу», способное противопоставить себя действующей правовой системе.

Новая правовая среда (НПС) - это новое явление, которое должно обладать сильным влиянием на управление любого уровня. Пока это ИДЕАЛ, ОБРАЗ. Но именно ОБРАЗ дает мощнейший толчок к ДЕЙСТВИЮ. ДЕЙСТВИЮ по ее созданию.

Сущность новой правовой среды - это равновесие действующей системы права. Равновесие социальной системы. Равновесие правоотношений. Именно стремление к равновесию, восстановление и установление равновесия - это основа и сущность новой правовой среды. Если правосудие не способно восстанавливать равновесие, значит должны быть эффективные переговорные механизмы и структуры, которые это равновесие восстанавливают. Если этих структур нет (братва не в счет), значит, их необходимо создать. Поэтому нет необходимости пользоваться системой, которая не дает желаемого результата. Использование системы государственного регулирования, тем не менее, не исключается. Право как есть должно использоваться во благо.

Например, споры с государственными органами (налоговые, таможенные и пр.) и споры, где переговорный процесс зашел в тупик. Правосудием можно пользоваться только как ОДНИМ из ИНСТРУМЕНТОВ. Но вовсе не как избавитель от бед.


Необходимость появления НПС обусловлена кризисом правовой системы, который связан, в свою очередь, с кризисом системы управления. Кризис правовой системы еще не стал всеобщим. Пока он носит отраслевой характер. Но отрасли права, на которые распространился кризис, являются базовыми. Это гражданское право, жилищное право, уголовное право.


Правоприменительная практика далеко не однозначна. Если закон не может однозначно применяться, значит, правовая система уже ущербна, хотя бы в применении этого закона.


Новая правовая среда - это один из вариантов выхода из кризиса. Юрист, имеющий новые навыки ориентироваться в управленческих решениях, ВИДИТ РЕШЕНИЕ. ВИДИТ ИСПОЛНЕНИЕ, ВИДИТ ПОСЛЕДСТВИЯ, ВИДИТ РЕЗУЛЬТАТ.

ПРИЗНАКИ новой правовой среды.

1. САМОДОСТАТОЧНОСТЬ.

2. ВЛИЯНИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ ЛЮБОГО УРОВНЯ. ОЧЕВИДНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ.

3. УХОД ОТ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ПРАВОСУДИЯ.

4. ЖЕСТКОСТЬ САНКЦИЙ В ДОГОВОРНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ.

5. РАВНОВЕСНОСТЬ.

6. ГИБКОСТЬ. НЕКОНФЛИКНОСТЬ.

7. ТРАНCФОРМИРУМОСТЬ.

8. ОТКРЫТОСТЬ.

9. ОРИЕНТИРЫ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ «ПРОРЫВНЫХ ПРОЕКТОВ».


ЗАДАЧИ новой правовой среды.

1. Преодоление кризиса управления.

2. Приоритетное сопровождение проектов.

3. Переориентация товарных потоков на региональном и межрегиональном уровне.

4. Внедрение и влияние элементов НПС в систему корпоративного регионального и общегосударственного управления.

5. Управляемость экономикой и проектами.

6. Рост и доминирование интеграционных процессов в экономике и политике.

7. Преодоление влияния западной цивилизации в идеологии, политики, экономики, культуре.

Историко-социальное состояние страны можно охарактеризовать как время формирования и рождения НОВЫХ ЭЛИТ.

В бизнесе нашей страны элиты в виде олигархов изжили себя. Это уже не элита. Это вельможи и паразиты бизнеса. Степень их влияния на социально-экономические процессы страны еще велики. Но эта скорее инерция. Динамика развития их бизнесов и их участия в бизнесах замедляется. Их энергетика затухает. Есть более энергичные люди, составляющие пассионарный слой. Именно они близки к метабизнесу, о котором писал в своей книге Юрий Мороз.

Это, прежде всего, ТВОРЦЫ СВОЕГО ДЕЛА. Именно они создали СВОЕ ДЕЛО с нуля. Их капиталы невелики. Но их энергия и развитие на подъеме. Именно эти пассионарии нуждаются в СОРАТНИКАХ и ЕДИНОМЫШЛЕННИКАХ. ИМ уже не интересны наемные без инициативные РАБотники. Им нужны люди, способные реализовать проекты. Люди, способные работать от проекта до проекта, участвуя в его результатах.


Но где эти ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ, которые готовы стать частью новой пассионарной элиты? Их что, будут готовить в ВУЗах? Нет, конечно! По своему назначению в новую элиту должны входить вы, уважаемый читатель!


Ваша принадлежность к новой элите зависит от вас. Состояние «как все» вас уже не устраивает. Значит, ищете новую нишу для себя. Надо что-то делать. Итак, вы в поиске - это уже хорошо.

НОВЫЕ элиты необычны. Они жизнеспособны в любых условиях. Они всегда способны мобилизовать себя, а главное свой интеллектуальный потенциал. Они умеют «держать удар», когда это необходимо. Они умеют и жить, и выживать. Они умеют творить в отличие от нынешних, умеющих только присваивать, «трофейщиков», как их именует Максим Калашников. Сейчас все складывается так, что потребность в новых интеллектуальных силах все больше растет. Поэтому навыки САПЕРА и МИРОТВОРЦА будут востребованы неожиданно.

НОВАЯ ПРАВОВАЯ СРЕДА распространяется от компании к компании от региона к региону. От регионов по всему государству. Объекты управления - компании преодолевают кризис управления, нормализуя товарно-денежные потоки. Другой объект управления, - регион, нормализует экономическую ситуацию на своем уровне. С преодолением кризиса управления преодолевается кризис права с развитием нового направления ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ.

Обслуживая проекты и управленческую деятельность, мы обслуживаем ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ компаний. Вопросы функционирования управления компанией, вопросы функционирования компании, как организма становятся основными направлениями деятельности САПЕРА.


Пример успешных коммерческих проектов, в котором будут участвовать носители идеологии НОВОЙ ПРАВОВОЙ СРЕДЫ повлечет за собой ее быстрое распространение. Следует учитывать политическое противодействие распространения НОВОЙ ПРАВОВОЙ СРЕДЫ.

НОВАЯ ПРАВОВАЯ СРЕДА, разумеется, не сможет, и не будет действовать замкнуто. Уже сейчас имеются силы, понимающие важность правовой поддержки управленческого цикла компаний и проектов прорывных технологий. В строительстве юристы ведут проекты по каждому объекту. А вот как быть со стратегиями? С сопровождением стратегических решений?

Есть стратегия РУССКОГО ЧУДА, которая подробно описана в книгах Максима Калашникова («Оседлай молнию» в соавторстве с Юрием Крупновым, «Вперед в СССР-2», книги серии «Третий проект» в соавторстве с Сергеем Кугушевым). Уже немало сделано в реализации РУССКОГО ЧУДА, реализации политики, экономики, обновлении России. Есть технологии, которые не ушли на Запад, а работают как опытные модели, ожидая своего часа. Следовательно, право должно работать на это будущее уже сейчас. Но мы тратим время в судах, которые защищают кого угодно, но только не граждан и их права. Мы тратим время на подготовку документов, которые потом отправляют в мусорные корзины. Мы сопровождаем умирающие структуры.


А мы должны работать на будущее!!! И мы можем это уже сейчас. Зная способы влияния, и влияя на управление компанией, мы можем генерировать стратегические идеи и решения. Мы можем вырабатывать сильные решения, которые могут сами реализовываться.

Мы можем уберечь сильные проекты от загнивания и смертоносного вмешательства

государства.


И такие проекты есть. Есть разработка «струнного» транспорта Юницкого (СТЮ). Струна может перевозить пассажиров и грузы со скоростью до 400 км в час. Меньше скорости самолета, но больше чем у тепловоза. Транспортная проблема в Сибири и на Дальнем Востоке таким образом спокойно разрешается, поскольку «струна» крепится на опорах, похожие на опоры высоковольтных проводов. В краях вечной мерзлоты, где железную дорогу строить очень дорого, «струна» самый подходящий вид транспорта. Но потребуется бездна согласований со стороны министерства транспорта. А может и еще. А ведь отечественные инвесторы уже выразили готовность «вложиться». Деньги есть, а государство тормозит. Что делать?

Вот и заказывает инвестор (или группа инвесторов) юристам правовое аналитическое

досье. При этом ставит юристам задачу в несколько КАК. КАК безопасно аккумулировать денежные средства? КАК обойти бюрократическую машину, чтобы не мешали внедрению? КАК внедрить и развить, чтобы не «закрыли тему»? И так далее. Разрабатывая правовое досье по этой теме с точки зрения состояния правового регулирования можно найти несколько «правовых коридоров», по которым можно реализовать проект и не думать о бюрократической машине. Даже с помощью нынешнего права можно провести проект по минному полю, не наступив на мину бюрократических интересов. А то и полностью игнорировать эти интересы.

НОВАЯ ПРАВОВАЯ СРЕДА - это не политическое течение и не общественное движение. Мне нравится выражение: «У нас какую партию не организуй, всё КПСС получается!». Так что НПС не партия и не движение (Боже упаси вас думать так!!!). Это явление. Это идеология. Это динамичный носитель ценностей, который тоже порождает ДЕЙСТВИЯ. Это может быть научным течением (хотя это далеко от науки). Но оно должно обладать СИЛЬНЫМ ВЛИЯНИЕМ НА УПРАВЛЕНИЕ любого уровня. Пока это ИДЕАЛ, ОБРАЗ. Но именно ОБРАЗ дает мощнейший толчок к ДЕЙСТВИЮ. ДЕЙСТВИЮ по СОЗИДАНИЮ, СОТВОРЕНИЮ.

Для обслуживания управленческого цикла уже мало обычного, традиционного правоведения. Требуются и другие знания, и другие навыки. Спрашивается: а как появится эта самая НОВАЯ ПРАВОВАЯ СРЕДА? Разумеется не в один день. И не с помощью государства. Государство в настоящее время не способно к новациям.


Повторяю, это явление способно возникнуть только «снизу», как система саморегуляции. Не противопоставляя себя действующей системе права НПС, способна самостоятельно без участия государства постоянно регулировать деятельность бизнес-сообществ. Без участия судов НПС способна урегулировать все спорные вопросы.


С появлением НПС связываются и новые производные правовые услуги (ППУ). Именно эти новые услуги и являются основой в становлении и развитии НОВОЙ ПРАВОВОЙ СРЕДЫ.


Частично опубликовано в рассылках subscribe.ru (внешняя ссылка)


Литература:

1. Тихомиров Ю.А. «О модернизации государства». «Журнал российского права», N 4, апрель 2004 г.

2. Осипян Б.А.«Идея саморазвивающейся правовой системы». «Журнал российского права», N 4, апрель 2004 г.


Автор:

Сергей Арапов

кандидат исторических наук

05.04.2011


Впервые размещено в 2006 году на www.binanex.spb.ru (внешняя ссылка)
тип вывода ветки
#75261
, 05-Апр-2011 19:45
+1
Замечательная статья, актуальная и своевременная!!!!!!! Я бы еще добавила, да есть те люди которые способны и мыслить, и развивать, и продвигать, хотя вряд ли они себя относят к новой элите, они делают свое дело. Так вот хоть бы давали его делать, не помогает им наша правовая система и наш чиновничьей аппарат, и ладно, так хоть бы не мешали!!!!!!! Задушили налогами трудолюбивый люд, ох задушили и все мало, и мало, а ведь если ломают крылья, то приходиться летать на метле. Сколько предпринимателей и новаторов похоронено под руинами нашей правовой системы, эти жертвы никто не считал ибо они не военные. Спасибо еще раз за статью, приятно осознавать, что есть не равнодушные люди.
Спасибо, Марина, на добром слове!!!
Этой статье уже 4 года, а добавить к ней я так ничего и не смог. Не знаю хорошо это или плохо. Но я рад, что статья все еще актуальна. Спасибо еще раз!
#75336
+1
Сергей Васильевич, эта статья будет актуальна, до тех пор пока не будет пересмотрена и реформирована наша правовая система, только не такая реформа, как прошла с нашей милицией. Здесь уместно применить правило :от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Столько денег потрачено, кто та на этом наверное не плохо заработал, а толку будет не много. Я к сожалению не знаю историю Российского права настолько досконально как вы, но мне было бы интересно узнать,были ли в нашей истории законы (не важно до крещения Руси или после), которые можно было бы адаптировать к нашей действительности более легко нежели западные образцы.
Марина! Спасибо за комментарии. Как мне кажется, любой закон в нашей стране состоится только тогда, когда в нем будет идея правды, идея милости и идея справедливости. Когда нас обвиняют в правовом нигилизме, то возражение здесь только одно: если с помощью закона можно отнять бизнес, то такой закон не правдив (в нем нет правды), а значит, его нельзя исполнять (обязательно влипнешь). Поэтому любая новая правовая система может базироваться на основе Правды, Милости и Справедливости. Только тогда закон будет понятным, своим и пригодным для исполнения. Для нашего человека иначе нельзя. Эти три идеи глубоко заложены в нас, как органы чувств. Иногда они служат оправданием бездействия. Но если это реализовать (а это не так уж и трудно, хлопотно, но нетрудно), то можно сделать именно работающую правовую систему. Что же касается исторических данных, то близка по исполняемости "Русская Правда". Но она дошла до нас уже в виде чисто государственного источника права. В ведах есть упоминания о т.н. копном праве. Но я о нем пока ничего не знаю.
#75746
+1
Полностью согласна с Вами! Как известно законы пишут те же люди, поэтому к трем принципам : Правды, Милости и Справедливости, я бы еще добавила 2: Равенство (перед законом все должны быть равны, там не должно быть исключений для власть имущих), (по сути вырывается революционный слоган еще и Братство, но нет)и Ответственность (тех кто принимает и издает эти законы)и еще все таки участие народа должно быть, это тоже можно отнести к ответственности ( те законы которые касаются масс, должны приниматься народным референдумом).
Верно! Только референдумом!!! Равенство и Ответственность - это тоже важнейшие принципы для исполнения закона... Если за основу взять идею правового оборота, то для Страны достаточно динамичного единственного универсального закона, который не подлежит изменениям. А значит отпадает надобность в законодательной власти. А законы на региональном уровне можно как раз принимать на референдуме. Получается разумная система: один универсальный закон для Страны и некое множество детализированным на региональном уровне.
Об этом здесь: realnyeludi.ru
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑