Блог » Право Начал
Универсальный Закон. Возможности и условия.
1 ноября 2010 года znatech.ru (внешняя ссылка)
С тех пор возникло немало изменений и дополнений. Именно в этом обновленном виде статья и предлагается вниманию читателей.
Каждая революция имеет свою Великую Хартию. Кто успеет создать свою Великую Хартию, тот и победит в ближайшей революции. А революции сейчас, как правило, бескровные.
Бархатные революции оказались совсем не революциями. Скорее это форма согласованной передачи власти под видом «народного возмущения». Так было в Тбилиси, так, похоже, было в Киеве. В Бишкеке все по-другому. Но во всех случаях – без Великой Хартии.
Бархатные революции оказались совсем без символов. Были лозунги, но не было символов. Символов новых ценностей, новой онтологии. Не было символа будущего.
Лучше если с этим документом будут знакомы все. Через Интернет и по частям. А после ознакомления – символическое (чисто информационное) голосование. Со статистикой голосов. И вот в информационном пространстве обновленный (Великой Хартией) Голем уже дружит с Юстасом (кстати, инициатором Великой Хартии – Универсального Закона), а Левиафан обречен на перераспределение торгово-финансовых потоков и самых разных активов в пользу обновленного Голема и вечно меняющегося Юстаса.
Это уже революция в информационном пространстве.
Информационная революция – это революция ненасильственная и под действие уголовного кодекса не подходит. Представьте себе, когда под воздействием информации Страна просыпается с новыми ценностями и взаимоотношениями. Нет, Великая Хартия (или ее подобие) только прочитана, но не принята, не провозглашена. Но ее ценности уже есть в желании каждого прочитавшего её.
Закон для Страны должен быть один. Пусть большой и объемный. Но только один. Закон универсальный. Он должен включать в себя конституцию, уголовное, гражданское семейное финансовое право и прочие отрасли права. Закон должен содержать основы права или его НАЧАЛА. Право Начал. ПРАВОНАЧАЛИЕ.
Универсальный единый и единственный для всей страны Закон – Правоначалие поможет содержать начала, но не быть завершенным, замкнутым. Универсальный Закон обозначает цель – для чего он? Если у закона нет цели, то он не нужен. Универсальный Закон – это закон смыслов, закон универсалий, закон основ, закон начал. Это и есть ПРАВОНАЧАЛИЕ.
Универсальный Закон дает:
- Целеустановку – ПРЕДМЕТ (ЧТО достичь)
- Целенаправление – НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КУДА направить усилия)
- Целеустремление – ЭНЕРГИЮ (Как распределить силы)
Смысл, заключенный в Универсальном Законе (ПРАВОНАЧАЛИИ), является управляющей субстанцией. Противоречие между духом и буквой закона уходят на второй план, или вообще исчезает . Эта оппозиция теряет свою актуальность.
Смысл и Реальность, Смысл и Действительность, Смысл и Деятельность, - вот те пары, которые будут определять истинность Универсального закона.
Смысл, заключенный в динамичном правовом обороте, всегда будет более истинным, чем смысл, заключенный в завершенной статичной правовой норме. Статичность нормы мешает развитию, мешает нормальному справедливому применению права, мешает смысловому движению.
Соответственно, должен быть баланс права между статикой и динамикой, изменяемыми и неизменными началами. Таким балансом является Право Начал.
Право Начал – ПРАВОНАЧАЛИЕ должно быть Основным Законом прямого действия и обладать верховенством на всей территории Страны. Это единый и единственный закон уровня Страны. Все прочие законы принимаются только территориальным образованиями в порядке, установленном ПРАВОНАЧАЛИЕМ. Территориальные законы могут иметь некое предельное количество в зависимости от потребностей территории. Ни один территориальный закон не может вступать в противоречие с ПРАВОНАЧАЛИЕМ.
Число территориальных Законов на конкретную территорию должно быть предельным для их наилучшего исполнения. Предельное число законов (квота законов) на каждую территорию должно устанавливаться ежегодно Верховным судом Страны. Суть и содержание закона должны быть понятны и однозначны для исполнения. Принимаемый территориальный Закон не должен противоречить ПРАВУ НАЧАЛ. В территориальных Законах должна быть реальная потребность. Территориальный Закон в пространстве охватывает только ограниченное пространство территориального образования.
Территориальный Закон принимается непосредственно народом конкретной территории на референдуме.
Территориальные Законы должны носить временный характер и пересматриваться по мере социальной необходимости и значимости. Один раз в два года этот вопрос должен инициироваться местной администрацией или местным судом. Обязательно должна быть аналитическая структура с властными функциями, которая могла бы дать заключение или издать постановление на предмет:
- Социальной потребности территориального закона,
- Прогноза социальных последствий территориального закона;
- Необходимости регулирования конкретной сферы;
- Соответствия и непротиворечивости ПРАВОНАЧАЛИЮ – Универсальному Закону Страны;
- Понимания сути и содержании территориального закона;
- Исполняемости территориального закона;
- Наличие денежных средств на принятие и исполнения утверждаемого территориального закона.
Территориальные Законы нужны для постановки и для реализации целей, для достижения результатов, для итога, а не для процесса. Закон не должен регулировать процесс. Это содержание инструкции. Закон ставит цель, которую необходимо достичь. Сейчас применяя норму, мы думаем о цели законодателя. Но эта цель так замутнена, что мы, порой, не понимаем СМЫСЛА НОРМЫ.
Ценность самого Универсального Закона в том, что он один определяет начала управления и права Страны в одном документе. Он один на всю страну, он дает свободу по правоприменительной практике.
Ценности, заключенные в самом Универсальном Законе, это, прежде всего, привлекательные идеи, на которых этот Закон применяется. Это идеи Правды, Милости и Справедливости.
Правда имеет приоритет перед Законом, так как Закон изменчив и формален, а Правда неизменна и жива. Соответственно, Правда, выше Закона. В практическом смысле, Правда должна быть выше формального доказательства. Но как быть с доказанностью Правды? Чем подтвердить? Сопредельные события? Граничные условия? Клятва? Не знаю до конца.
Милость имеет приоритет перед установленной Мерой Наказания, поскольку Мера Наказания никогда не бывает совершенной и соразмерной содеянному. Соответственно, Милость выше Наказания.
Справедливость имеет приоритет перед Равноправием, поскольку соблюдая формальное равенство одних можно нарушить права других. Соответственно, Справедливость выше Равноправия.
Указанные Начала являются безусловными ценностями и создают основу для базисных прав каждого гражданина.
В правовой науке отсутствуют какие-либо разработки, которые указывали бы на динамику права или правовой среды. Похоже, их необходимость еще не осознана.
Если экономике нужны инвестиции, то обычно государство привлекает инвесторов низкими налогами. Но эта мера, как правило, временная и не дает ощутимых результатов в кризисной ситуации. Инвестор уйдет, как только налоговый ресурс государства будет исчерпан. Остается только один вариант: сделать право и управление более динамичными. Сделать ресурсы более обращаемыми. В конце концов, пора разработать хоть какую-то модель правового оборота. Именно правовой оборот дает возможность применят норму в текущей деятельности. Именно правила правового оборота, а не отдельные правила договоров, придают правовой норме динамику. Динамичные правовые нормы не требуют изменений, как сейчас. Поэтому изменение норм Универсального Закона, хоть и возможно, но не столь быстро и необходимо.
Таким образом, если Универсальный Закон содержит динамичные правовые нормы, то это придает стабильность всей правовой системе, которая, в этом случае, не требует быстрого изменения отдельных норм.
Нам, привыкшим к обилию федеральных законов и кодексов, трудно принять такую трактовку. Но в то же время мы видим, как это обилие законов не работает, а если работает, то в убыток гражданину. Если с помощью обилия законов можно отнять бизнес, значит, с этим обилием надо что-то делать. Например, хотя бы подумать о новых системных принципах и о деятельности. Один из вариантов – предлагаемый Универсальный Закон. Предвижу атаки представителей власти и ученых-юристов. Это понятно. Но развитие само по себе требует пересмотра очень многих основ. В том числе, основ управления и права. Какими бы неожиданными не были варианты решений.
Кандидат исторических наук
18.02.2011
|