в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Статьи и очерки

Сергей Васильевич Арапов, 26-Авг-2021 15:27, 1063/0

Заметки о смыслах

Заметки о смыслахЗаметки о смыслах


Прошедшая научная сессия исследовательской группы «Иное Право» и другие обстоятельства породили предлагаемые заметки.

«Замахнуться» на смыслы пришлось именно потому, что пришло время всерьез задуматься о процессах оперирования если не смыслами, то фильтрами понимания.

В правовой действительности сейчас оперированием смыслами занимается Конституционный суд.


Образ смысла


Мы часто повторяем, что нельзя дать определение понятию «смысл».

Однако следует обратить внимание на некоторые попытки.

Михаил Бахтин считал, что смыслами являются ответы на вопросы. «То, что ни на какой вопрос не отвечает, лишено для нас смысла» [1, с. 369]. Однако вряд ли здесь можно говорить о смыслах. Скорее здесь речь идет о фильтрах понимания, и вопрос является инструментом фильтра.

«С появлением мыслящего сознания возникает и смысл как необходимое условие его существования. Сама этимология русского слова смысл указывает на его сопричастность мысли, смысл – это сомысль, то, что с мыслью. Мышление, оперируя мыслями, упорядочивая их, создает, множит и структурирует устойчивые соединения-кластеры (смыслы)» [2, с. 106].

Сомысль – это совместная мысль. Получается, что это совместная мыслительная деятельность между субъектом и Мирозданием. Следовательно, вполне возможно, что Власть может принимать и дешифровать Смыслы от Общества и Смыслы от Мироздания, а также выполнять роль координатора смыслов, приводя их в равновесие [6].


Итак, смысл – это ответ на вопросы и это со-мысль (кластер).

Ряд авторов отмечают, что «проблема смысла не находит своего решения. Это связано с ее спецификой, упирающейся в конечном итоге в основной вопрос философии» [2, с. 110].

Однако если нельзя дать определение понятию «смысл», то можно создать Образ Смысла.

Смысл – это грань Истины.

Если Истину уподобить многогранному алмазу, то Смысл будет гранью такого алмаза, Гранью Истины.

Для того, чтобы человек воспринимал смысл, существуют фильтры понимания.

Смысл проявляется через фильтр.

Фильтр – это подсветка Грани Истины, наша подсветка.

Это уровень наших знаний, образования, эрудиции, универсальных знаний.

Подсветка проходит через грань и отражает смысл в проекции.

Смысл постигается или распаковывается в проекции.

Проекция может быть не только на плоской поверхности, но и в объёмных вариантах, или в пространстве.

Проекция смысла зависит от уровня фильтра.

Фильтр со множеством подсветок – это глубокие знания, интегрирующее мышление, эрудиция.

Именно эти качества освещают смысл-грань и дают полную и качественную проекцию смысла.

Фильтр проявляет (распаковывает) смысл.

Поле смыслов можно воспринимать в двух вариантах:

- непосредственное восприятие субъектом грани-смысла (высокий уровень);

- проекция подсвеченных смыслов (обычный уровень).


Распаковка смысла – это его раскрытие, постижение [3].

Постижение смысла или распаковка смысла полностью осуществляется через изучение самой грани-смысла, то есть смысла-оригинала, а также через изучение его проекции.

Сопоставления смысла-грани и его проекции даёт понимание процесса смыслового образования – проявление и связывание смыслов.

Фильтр «подсвечивает» грань-смысл, и мы воспринимаем проекцию смысла, но не сам смысл.

Смысл проявляется именно так, как мы готовы его воспринять.

Наше восприятие смысла – это непосредственное восприятие субъектом грани-смысла, либо проекция грани Истины.

Смысл может быть подсвечиваться фильтром не в полной мере.

Все зависит от качества фильтра.

Фильтр – это наши знания, эрудиция, мышление. Воспринимаемые смыслы – это чаще всего лишь проекция смыслов через наши фильтры. Фильтр может исказить проекцию, а значит, исказить Смысл.

Многое зависит от поверхности проекции и от количества фильтров. Чем больше фильтров, чем полнее проявлен Смысл. Точки поля проекции – поле смыслов.

Смыслы всегда проявляются в сочетаниях.

Это происходит потому, что даже один фильтр подсвечивает несколько граней Истины, то есть несколько смыслов. Смысловые сочетания – это соседствующие грани, соседствующие смыслы.

Один фильтр способен подсветить несколько соседних граней.

Для того, чтобы постигнуть смысл, нужно самому иметь фильтры со множеством «подсветок».

Грань Истины – вот что представляет собой смысл. Познание самой грани (а не его проекции) в смысловом пространстве и есть постижение смысла. Вес смысла зависит от качества фильтра, от качества подсветки.

Фильтр, освещающий саму грань-смысл, позволяет постигнуть суть смысла. Воспринимаемая нами Проекция подобна голограмме: так проще, но это ещё не является его постижением. Постижение смысла – это изучение двух явлений: его сути как грани Истины и его проекции в смысловом пространстве. Именно в этом случае мы будем постигать смысл, а не воспринимать его через наши не слишком когнитивное сознание. Чем же является Смысл для Власти?


«Управление» смыслами

Власть не управляет смыслами. Власть управляет фильтрами.

Актуализируя необходимые смыслы, Власть умело использует фильтры понимания. Угол подсветки – это точка зрения (освещения).

Смысл всегда устанавливается в сознании с нужной подсветкой. Установление смысловой проекции в сознании (правовом сознании) подобно светоустановке. Именно так проекция становится источником формирования поведения.


Власть не влияет на смыслы и не управляет ими. Власть воздействует на фильтры.

Подсветки смыслов фильтров не бывает однородной. Фильтр сам по себе неоднороден в силу уровня образования, степени эрудиции.

Но даже при высоком уровне образования фильтр неоднороден в силу специализации знаний.

Однако высокая плотность коммуникаций позволяет создать динамичную систему обмена знаниями.

Чем живее будет эта система, тем быстрее фильтры будут наполняться знаниями и, соответственно, их подсветка смыслов будет более яркой и многосторонней.

Из Власти меняется фокус зрения (Михаил Белобородов).

Из Власти смысловые сочетания проявляются не в проекции, а в подсветке самой Грани Истины.

А что же Власть? Почему Власть озабочена смыслом?

Неужели потому, что смыслы ей не подвластны?

Власть, управляя фильтрами, устанавливает определенные уровни образования, уровни информированности, сферы реализации знаний.

Если Власть делает ставку на образовательное общество, то степень «свечения» фильтров в таком обществе будет высокой.

Фильтры подсвечивают грани-смыслы с разных сторон, охватывая все большее число Граней Истины в их сочетания, цепочка и сетях.

Операции со смыслами в этом случае могут быть совместной деятельностью между Властью и Обществом.

В этом и заключается онтология Сотворения. Однако такие явления возможны, если Общество сможет сформировать иной метагосударственный способ организации публичной власти.

Однако чаще всего государство не заинтересовано в такой совместной деятельности.

Государству нужна монополия на операции со смыслами. Соответственно, в интересах государства уровень образования должен снижаться. Исключение составляет государство под названием СССР.

Там Власть опиралась на образованное и образовательное общество. Правда, в планах СССР было отмирание государства как формы организации публичной власти.

Однако власть формирует не смысловые образования.

Власть формирует заданные ею проекции смыслов и смысловых образований через фильтры.


Сакральность Власти. Коммуникации Власти

Сила Смысла – это результат действия Социально-Смысловых Сил.

Сила Смысла зависит не только от фильтров понимания, но и от восприятия.

Сила Смысла – это его высокая энергия, которая побуждает к действию. Сила Смысла как энергия, побуждающая к действию, является еще одним признаком смысла помимо его веса (по В.В. Налимову). И сила этой энергии измеряется деятельностью и результатом этой деятельности. Не случайно в Балансе Смысловых Взаимодействий результатом Баланса Смыслового Аккумулирования является Смысловое Усиление. Смысловое Аккумулирование – это отбор и собирание смысловой энергии. Грань Истины имеет силу воздействия в зависимости от состояния фильтра. Смысловое Аккумулирование накапливает силу воздействия.

Как Власть может донести Смысл?

1) Создать нужные фильтры или новые представления;

2) Создать нужный угол зрения;

3) Создать нужные проекции смысловых сочетаний.

Власть, управляя фильтрами, может связать их в определенные коммуникационные узлы. Фильтры – основа коммуникационных связей. Баланс Смысловых взаимодействий укладывается в систему социальных коммуникаций. Соответственно, Власть через фильтры воздействует на связность смыслов, на прочность этих связей и на всю систему социальных коммуникаций. Борьба за коммуникации в социальной системе всегда регулируется Властью.

Сакральность власти заключается в монополии на операции со смыслами. Смыслами нельзя управлять. Смыслы принадлежат Истине. Но можно управлять фильтрами понимания. Именно в операциях с фильтрами и заключается монополия Власти. Власть знает и планирует, какие проекции смысловых сочетаний необходимо сформировать Обществу. Соответственно Власть, обладая контролем над фильтрами и всей коммуникационной системой, проецирует нужный ей комплекс представлений для Общества. При этом Общество в смыслообразовании не участвует. Но это свойственно всем государствам без исключения.

Власть, обладая монополией на операции с фильтрами понимания, умело использует определенные эффекты смыслов.


Эффекты смыслов

Разумеется, смыслам свойственны определенные эффекты, которые может фиксировать наше сознание. Рассмотрим их.

1. Ускользание смысла. Причина ускользания смысла заключается в том, что сознание пытается воспроизвести и грани-смысла, и их проекции. Смысл размывается и ускользает из сознания. Считается, что ускользание – это онтологическое свойство смысла [4, с.26].

2. Отражающая поверхность проекции. Плоская, объёмная, пространственная – это виды поверхностей, на которые проецируются смыслы и, от которых отражаются смыслы.

Поверхность может искажать смысловую проекцию и сам смысл. Поверхность может раскрыть суть смысла. Это не значит, что плоская поверхность может более адекватно отражать грань-смысл. Отражающая поверхность – это наша картина мира, наша онтология… Отражение всегда более или менее адекватные. Но искажение тоже неизбежно. Но восприятие все-таки бывает разным.

Это связано с качеством фильтров субъекта.

3. Смысл и Совесть. Правда = Истина + Совесть. Смысл обогащается совестью. Совесть – это Со-Весть. То есть весть совместная с той, которую мы воспринимаем как информацию. Со-Весть — эта Весть от Мироздания, от Вселенной, от Бога. Совесть обогащают смысл нужной своевременной вестью, ценностью и оценкой. Так смысл наделяется ценностью, мотивом к действию, а, главное, энергией. Не случайно Виктор Франкл назвал совесть органом смысла [7, с. 38].

4. Энергия смысла воспринимается как мотиватор. Совесть, наделяя, энергией смысл, оживляет его и служит направляющие силой. Взаимодействие совести и смысла может проявиться в системе отбора, в балансе Аккумулирования. Отраженные смыслы аккумулируются, получив заряд энергии.

5. Смысловые образования. Напомню, смыслы не проявляются в одиночку.

Смысловые образования гипотетически могут подразделены на следующие виды:

1) Смысловые сочетания – это первичное восприятие смыслов;

2) Смысловые цепочки – совокупность смысловых сочетаний;

3) Смысловые сети – совокупность смысловых цепочек.

Эти виды смысловых образований показывают возможности восприятия смыслов и отдельными субъектами, и Обществом, и Властью. Это восприятия высокого уровня.


Смыслы, коды и язык

Смысловые образования группируются в смысловые коды языка.

Смысловые коды скрыты.

В тексте могут проявиться смыслы, а смысловые коды скрыты.

Для дешифровки смысловых кодов нужны фильтры высокого уровня.

По опыту судебных дел можно сказать, что требуется не дешифровка, а декодирование.

Фильтры декодирования смысловых кодов могут иметь носители высоких контуров сознания и высоких контуров правосознания.

Носители фильтров декодирования должны обладать:

- высокими контурами правосознания;

- умением выстраивать и наращивать этажи рефлексии;

- навыками регулирования смысловых взаимодействий;

- навыками Смыслообразования.

Нравственные основы носителей фильтров декодирования должны быть настолько высоки,

чтобы ни у кого не могло быть сомнения в том, что декодирование будет на пользу всем и каждому.

Не навредить, не использовать во зло, из низких побуждений, – все это должно быть очевидно всем.


Декодирование языковых кодов должно иметь ясную конструктивную цель.

Это может быть включение новых кодов для обогащения языка и культуры, а также Общества в целом.

Декодирование языка только в случае положительной модернизации в согласовании традиционными смысловыми кодами. Декодирование языка возможно только для смыслового обогащения языка.

Это не заимствование и не новояз. Это попытки грубого преобразования языка.

В ходе декодирование отсутствие конфликта кодов является признаком обогащения.

Любая иная цель декодирования является деструктивный и вредной.

Декодирование смысловых кодов должно осуществляться под надзором органов управления.

Декодирование – это преобразование кодов. Взлом кодов является раскодированием, то есть деструктивный преступным деянием. Смысловые коды содержат зашифрованные смысловые сочетания высокого уровня.

Распаковка смыслов – это первичная дешифрация. Это эффект проекции смысловых граней на поверхность. Связка граней-смыслов – предмет вторичной дешифровки.

Технологии дешифровки уже существуют в виде Первой смысловой сети [5].

Появляется термин «Смыслование». Он имеет два значения:

1) оперирование смыслами и смысловыми сочетаниями;

2) наделение смыслами или смысловыми сочетаниями.

Если речь идет о таких явлениях как цифровизация, то смыслование имеет существенное значение в плане наделения смыслами такие явления, как цифровизация (цифровая трансформация).

В противном случае цифровизацию ожидает участь новой религии – цифроверия.

А смысл этой веры будет только один: «Верую, ибо абсурдно!»

Таким образом, наделение смыслами различные общественные явления и нормы права через кодирование и декодирование смыслов для властных структур играет особую роль.

Это еще одно проявление сакральности власти.

Сакральность Смыслов и сакральность Власти – явления очень близкие.

По этой причине среда Власти и пространство Смыслов взаимодействуют постоянно.

Это взаимодействие порождает взаимный контроль и новую Систему Власти – Смысловластие.

Соответственно, Смысл является Арбитром Власти, а Власть является Арбитром Смысла.

В силу этого взаимодействия Арбитраж Власти и Арбитраж Смысла поддерживают систему Смысловластия в надлежащем состоянии.

Более того, Власть может «провиниться» перед Смыслом, если она не занимается поиском новых смыслов, либо реализацией существующих.

Вина Власти перед Смыслом может проявиться и в неверном кодировании и декодировании смыслов. Вина усиливает, если она приводит к дефектам социальной онтологии.

Это и понятно, ведь вред, нанесенный общественной Картине Мира или Мировоззрению в целом, несет особо тяжкие последствия. Это может быть трата ориентиров и ценностей Общества.

Это может быть неверный вектор развития. Такой вред должен быть возмещен той же Властью.

Это может быть вина как перед Смыслами Общества, так и перед Смыслами Мироздания [6].

Таким образом, Смысловластие отвечает за Будущее всего Общества, за наделение его смыслами.

Это могут быть смыслы текущего и будущего существования.

Само по себе наличие перспектив, отраженных в Смыслах Будущего, наделяют Общество энергией для развития.



[1] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров; текст подготовлен Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина; примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979, 424 с.

[2] Богданов А.И., Пурынычева Г.М. ОНТОЛОГИЯ СМЫСЛА. ФЕНОМЕН НАЛИЧИЯ СМЫСЛА-В-БЫТИИ// Вестник Чувашского Университета 2010, № 1, с. 106-110

[3] Налимов В.В. Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Водолей Publishers, 2007, 368 с.

[4] Подорога В.А. Выражение и смысл / В.А. Подорога. М.: Ad Marginem, 1995. 427 с.

[5] Рыженко Л.И. Когнитивный инжиниринг : монография / Л.И. Рыженко. – Омск : СибАДИ, 2012. – 172 с.

[6] Арапов С.В. Смыслы и Власть. Смысловластие// realnyeludi.ru

[7] Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.-368 с.


Автор: Арапов Серей Васильевич

кандидат исторических наук

26.08.2021


Размещено также в ЖЖ:

eustinas.livejournal.com (внешняя ссылка)

© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑