в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Статьи по итогам семинаров

Сергей Васильевич Арапов, 22-Июн-2015 17:25, 4101/0

Самоуправляемые проектные территории. Основания к разработке правового статуса. Часть 1

Самоуправляемые проектные  территории.  Основания к разработке правового статуса. Часть 1Самоуправляемые проектные территории. Основания к разработке правового статуса. Часть 1

На арену международного публичного права все чаще выходят образования, статус которых не определен по различным причинам.

Это могут быть территории непризнанных государств. Прежде всего, это страны СНГ-2 (Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, теперь Донецкая и Луганская республики). Но это могут быть и внутренние территории государства, которые имеют свои особенные свойства. Эти территории требуют особого подхода в своем развитии. И важно, чтобы государства, в состав которых они входят, учитывали эти особенности. Этому был посвящен семинар 13 мая 2015 года в рамках проекта «Иное Право», где мы проверяли гипотезу о применимости Иного Права для различных типов проектных территорий. Но для того, чтобы эти территории возникли в реальности, необходима разработка этого правового статуса. Об этом и пойдет речь в статье, которая будет размещаться в трех частях. Моя особая благодарность участникам семинара Михаилу Белобородову, Андрею Мадоничу и Сергею Мульманову, которые активно участвовали в выработке основных идей о содержании этого нового правового статуса


1. Общие положения


Понятие территории в международном праве.

В международном праве под территорией понимается материальная основа жизни общества и существования государства.


В зависимости от правового режима в международном праве выделяются:

1. Государственная территория - ее правовой режим определяется национальными правовыми актами (законодательством государств).

В ее состав входят:

- сухопутная территория в пределах государственной границы государства и ее недра;

- воды рек, озер, лиманов, водохранилищ, болот, портов, заливов (в том числе заливов, исторически принадлежащих государству), внутренних морских вод, территориальных морских вод; воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства.


В Российской Федерации режим указанных территорий определяется Законом РФ «О государственной границе Российской Федерации», Закон РФ «О недрах» (в ред. ФЗ от 3 марта 1995 г.), Воздушным кодексом РФ, Федеральным законом о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.


2. Смешанная территория - ее правовой режим определяется нормами международного права, а порядок реализации суверенных прав государства на данных территориях - нормами национального законодательства.

В ее состав входят:

- исключительная экономическая зона и

- континентальный шельф.


В международном праве режим указанных территорий определяется Конвенцией ООН 1982 г. по морскому праву. В Российской Федерации режим территорий определяется Федеральным законом о континентальном шельфе РФ от 30 ноября 1995 г., Федеральным законом об исключительной экономической зоне РФ от 17 декабря 1998 г.


3. Международная территория - ее правовой режим определяется исключительно нормами международного права.

В состав международной территории входят:

- космическое пространство и небесные тела (Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г.);

- открытое море, район морского дна и воздушное пространство над открытым морем (Конвенция ООН 1982 г. по морскому праву);

- Антарктика (Договор об Антарктике от 1 декабря 1959 г.).


Если говорить о самоуправляемых проектных территориях, то их статус тесным образом связан не только с правовым режимом территорий, но и с субъектами международного публичного права.


Субъекты права

Понятно, что самоуправляемые проектные территории являются новым типом субъектов как национального, так и международного публичного права.

Среди классических субъектов международного права, отвечающих указанным выше признакам, выделяются:

- государства,

- нации и народности, борющиеся за национальную независимость,

- международные межправительственные организации,

- государствоподобные образования.


Как видим, самоуправляемых проектных территорий (СПТ) здесь нет. Ведь кандидатами в проектные территории являются, прежде всего, непризнанные территории. При этом основа этой непризнанности вполне прагматична, поскольку так называемому цивилизованному миру нужны «финансовые прачечные», пираты прав интеллектуальной собственности и т.д. Они выгодны другим государствам и потому их неопределенный международно-правовой статус устраивает многих.


Потому их и не торопятся признать новыми государствами, чтобы, во-первых, не разрушать принцип территориальной целостности, а, во-вторых, по причине выгод неопределенного статуса, о которых было упомянуто.

Их не торопятся признать нациями и народностями, борющихся за национальную независимость по той же причине.

Неопределенность международного правового статуса таких территорий выгодна т.н. международному сообществу, но этой неопределенности быть не должно.

Однако, не только непризнанные территории могут стать «кандидатами» в самоуправляемые проектные территории (СПТ). Поэтому для того, чтобы понимать механизм появления СПТ введем термин Исходная Территория.

Под термином Исходная Территория понимается территория под юрисдикцией какой-либо страны, которая обладает всеми признаками дефицита проектности (или проектности, противоположной центральной, доминирующей), дефицита ресурсов, дефицита понимания со стороны центральной власти.

Именно на основе этих признаков Исходная Территория потенциально может оказаться «кандидатом» на роль Самоуправляемой Проектной Территории.

Понятно, что этот регион отличается от других и, особенно от Центра. Это регион с собственной идентичностью, с собственным экономическим лицом (по определению Андрея Мадонича). Иногда это регион с потенциально высокой пассионарностью. Не исключено, что это может быть регион с иным общественным осознанием общности судьбы, нежели все остальные регионы входящие в государство.


Вместе с тем Исходная Территория имеет определенный потенциал развития, который по разным причинам либо сдерживается, либо игнорируется Центральной Властью.

Исходная Территория - это, по сути, Предпроектная Территория, статус её ещё не определен и не присвоен.

Почему эта территория должна иметь некий международный правовой статус?

В чем заключаются концептуальные основы международного правового статуса самоуправляемых проектных территорий (СПТ)?

Об этом речь пойдет в продолжении.


Автор: Арапов Сергей Васильевич

кандидат исторических наук


20 июня 2015 года
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑