в начало |  люди |  сайты |  помощь  

Блог » Статьи

Александр Рулёв, 03-Янв-2015 22:20, 2278/0

Падение Симмонса

Для начала сделаю ссылку для тех, кто не в теме. Есть такой известный американский писатель Дэн Симмонс. ru.wikipedia.org (внешняя ссылка)

Особенно он известен среди любителей фантастики. К сожалению, его самые яркие романы не экранизированы.

Это романы гиперионовского и иллионовского цикла. По ссылке выше все эти романы упомянуты.

Мы любим сравнивать своих знаменитостей с мировыми. Например, это наш Майкл Джексон, это наша Агата Кристи и тому подобные. В случае с Дэном Симмонсом будет уместнее сравнение наоборот. Дэн Симмонс - это американский Иван Ефремов.

Для тех, кто не в курсе ru.wikipedia.org (внешняя ссылка)

Сравнение по уровню образованности и глубине книг. Еще один важный критерий – это будущее, которое Симмонс прописывает в своих книгах. Это будущее, которое действительно отличается от нашего времени. Потому что большинство книг в жанре фантастики – это продленное настоящее, а то и прошлое. Уберите из книг Гарри Гаррисона звездолеты и бластеры и получите вестерн.

Недавно мы проводили интересное мероприятие «Война между советской и американской фантастиками».

znatech.ru (внешняя ссылка)

Так вот, самая важная тема в фантастике сверхдержав – это борьба за картину будущего.

Увы, большинство писателей фантастов пишет о продленном настоящем. Список тех, кто пишет о действительно будущем можно поместить на одном листе.

Подробнее тут

США наряду с СССР создало много фантастики. Но подавляющее число книг американской фантастики – это продленное настоящее, то есть Америка с бластерами и звездолетами.

В СССР было создано тоже много книг в жанре продленного настоящего. Или наоборот прошлого, то есть первобытнообщинный строй (Мезолит) со звездолетами и роботами. Это фантастика в стиле Стругацких. Но оно было хотя бы иное, хоть и прошлое. Пожалуй, один из немногих писателей, кто описывал сложное общество будущего, это Иван Ефремов. На первом месте его роман «Туманность Андромеды». Я не зря назвал Симмонса американским Ефремовым. По мощности произведения можно привести как американскую аналогию «Туманности» его романы «Иллион» и «Олимп». Эти произведения действительно описывают Будущее, а не продленное настоящее. Даже Гиперион это всего лишь Падение Глобализации, которое 20 лет назад было еще «невозможным будущим», а сейчас становиться реальностью.

А вот «Иллион» и «Олимп» - создают на своих страницах нечто иное.

Бессмысленно в рамках короткой заметки пересказывать содержание дилогии. Важно отметить, что там есть, и чего нет. И что ввело в ступор.

В дилогии Симмонса чего только нет. Там вы найдете и прошлое. Часть воссозданных людей живет в технологическом «мезолите», там есть даже кусок мира Полдня Стругацких. Ближе всего к нашим любим героям там искусственно созданные киборги! Там есть коллективный разум. Там есть суперсеть, против которой интернет – это наскальная живопись и голубиная почта. Сеть, которая позволяет телепатически общаться и перемещаться в пространстве и еще невообразимую кучу способностей. Есть там воскрешение. С трудом вообразимые квантовые эффекты. Есть там конечно всякие привычные в американской фантастике монстры и чужой разум. Есть там постлюди с совершенно непонятными нам возможностями и мотивациями. Некоторые из них стали фактически богами по своим возможностям.

Там показано будущее, правда, оно катастрофично. Но это традиция американской фантастики. Иначе им скучно.

И вот после эпично описанной драмы в конце «добро», разумеется, побеждает «зло».

Казалось бы, выжившее человечество может создать, наконец, высокоразвитую цивилизацию. Это притом, что все суперспособности и технологии сохранились!

Но нет!!!! Что мы видим???? В конце герои романа воссоздают «старую добрую новую Англию», или «старый добрый запад».

Герой хвастает, что он открыл таверну и там славное пиво, а их знакомая стала первой на спасенной Земле миллионершей! Это, повторюсь, что остались все технологии. Это притом, что на планете еще куча каких-то монстров, от которых надо вычищать материки.

Нет, они сделали таверну!!!! Круто!

Кстати отмечу, что и в цикле Гиперион похожая картина. Автор рисует потрясающую картину высокоразвитого общества, а потом шмякает это все ниже плинтуса. И герои оказываются в «таверне на старом добром западе».

Сообразительные, уже поняли, куда я веду.

Это самые лучшие книги одного из умнейших (без всяких кавычек) писателя фантаста США. И там, в итоге не оказывается НИКАКОГО БУДУЩЕГО.

Там есть только «старый добрый запад».

Удручает, что это не просто писатель фантаст, это человек, который участвовал в политическом процессе. Симмонс писал речи и программы для политиков и очевидно привлекался для оценки будущего правительственными организациями.

В Америке писатели фантасты не просто отражают мечты общества, а привлекаются к работе по прогнозированию будущего.

И вот один из лучших таких писателей не видит никакого будущего!


Еще 30-35 лет до прихода к власти Рейгана в США считалось, что СССР будет существовать всегда. Люди верили в незыблемость мирового порядка, когда две державы поделили мир. Теперь наши «эксперты» верят в незыблемость США.

Ведь у них всё самое передовое…

Они обязательно выкрутятся…

Они напечатают еще баксов…

В свое время я написал на эту проблему статью realnyeludi.ru


Так вот вопросы

Как может выкрутиться и прорваться в будущее страна, у которой даже лучшие писатели фантасты заканчивают свои книги прошлым?

И что эта страна может дать остальным?


Ответьте на эти вопросы самостоятельно.
© 2015 Система "Реальные люди"
Рейтинг@Mail.ru
Наверх ↑